Пятница, 29.03.2024, 13:54
Wild West
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
    Наш сайт посвящён изучению истории и культуры Северной Америки XIX века: Техасской революции и Республике Техас (1836-1845 гг.), Американо-Мексиканской войне (1846-1848 гг.), войне Севера и Юга США (1861-1865 гг.), периоду Реконструкции Юга (1865-1877 гг.), освоению Дикого Запада (период между 1865-1890 гг., в который происходило заселение западных территорий штатов: Северная и Южная Дакота, Монтана, Канзас, Вайоминг, Небраска и Техас), и другим событиям на Североамериканском континенте. Будем рады если вы поможете нам в сборе материала по этой интересной и увлекательной теме.
18+
Главная » Статьи » Государственное устойство США

I. В ПОИСКАХ АМЕРИКИ

I. В ПОИСКАХ АМЕРИКИ

Америка столь огромна, что почти все, что о ней сказано, может оказаться правдой. Если же говорится совсем противоположное, то и это может оказаться в равной степени правдой.

Джеймс Т. Фаррелл

Приступая к описанию Америки и американцев, всегда рискуешь свести все к утверждению, что Соединенные Штаты — это всего лишь одна из стран, и попытаться оценить ее именно с такой точки зрения. Прежде всего это сверхдержава. Но и там есть города и поселки, жаркий и холодный климат, экономическая статистика, система образования, искусство и ремесла, политика и проблемы, битвы и поражения, как у любой страны. Однако столь упрощенный подход означал бы игнорирование двух основных проблем. Во-первых, у каждого из нас сложился определенный образ Америки — четкий или расплывчатый. И как результат — большинство читателей, как и большинство туристов, отправляются на поиски Америки, желая найти в ней то, что им известно понаслышке, и остаются недовольны своими гидами, не обнаружив искомого. Во-вторых, мы все знаем и чувствуем, что Америка со всеми ее мечтами, обещаниями, надеждами, мифами и легендами является чем-то особенным, а не просто "страной мира". Об Америке говорят и судят больше, чем о каком-либо другом государстве. Таким образом, принимаясь за ее изучение, мы должны вначале более пристально рассмотреть эти проблемы, чтобы приблизиться к решению центрального вопроса: что такое Америка и в чем ее суть?

"ЭТА СТРАНА — ТВОЯ СТРАНА"

Так поется в известной песне, популярный мотив которой осваивают те, кто учится играть на гитаре. Тем не менее Америка — не наша страна (конечно, если мы не являемся американскими гражданами), хотя иногда нам так не кажется.

Любой, кто родился во второй половине XX века и живет в стране с развитыми средствами массовой информации — газетами и журналами, книгами и кино, радио и телевидением, видеомагнитофонами и рекламой любых видов, — получил много, если не очень много различных представлений об Америке и о жизни в ней. Большинство европейцев уже "познали" ее, даже если их нога никогда не ступала на американскую землю, и поэтому так трудно знакомить их с нею. Ведь они смотрели, слушали и читали о Соединенных Штатах на протяжении всей своей жизни.

Если не учитывать эту проблему (что иногда и делается) , можно оказаться в весьма затруднительной ситуации. Это все равно что представляться соседу, с которым вы прожили бок о бок 50 лет. (Спасибо, но мы уже встречались!) Один хорошо знает другого или, по крайней мере, думает, что знает. Иными словами, каждый считает себя пусть даже небольшим, но "специалистом по Америке".

А почему бы и нет? Только подумайте, сколько старых и новых американских фильмов вы видели! А сколько слышали разных песен, которые исполнялись по-английски с американским акцентом. Нельзя забывать и статьи, каждый день появляющиеся в газетах и журналах, отражающие последние новости, события и происшествия в Соединенных Штатах, и специальные документальные телесериалы о проблемах Америки и "американском образе жизни". Мы не должны сбрасывать со счетов и многочисленные телефильмы о полицейских больших городов, ковбоях Запада, о богачах, нежащихся в постелях или сидящих в своих конторах, "чтиво" для массового читателя, комиксы, которые успешно распродаются в большинстве стран, отражая американские стереотипы и образ мышления. Есть также плакаты, художественные фильмы, обложки пластинок, мультфильмы, поздравительные открытки, наклейки на бамперах, такие как "Едем дальше", и сотни других, типа "Я люблю Нью-Йорк" (где слово "люблю" заменено сердечком), свитера и майки с надписями и похабщина на стенах.

Важно помнить, что все эти "образы Америки" и отношение к ней воспринимаются за пределами Соединенных Штатов. Нам нет необходимости настраиваться на американскую радиостанцию, чтобы услышать американскую музыку. Телепрограммы из США, как правило, смотрят в Европе, а журналы, газеты, книги публикуются, экранизируются или продаются во всех частях света. Короче, Америка выходит из своих границ. Она, похоже, есть повсюду, но то, что "повсюду", — не сама Америка.

Конечно, "образы Америки" и товары оттуда не везде приветствуются — будь то джинсы или джаз, рок-н-ролл, фильмы, пропагандирующие насилие, или даже "чертовски опасные" роликовые коньки. Не одна страна Востока и Запада пыталась воспрепятствовать проникновению или попросту запретить приток нежелательной "американщины".

Каким образом это постоянное и повседневное общение с тем, что могло показаться американским по происхождению, формировало у людей представление о реальной Америке? Кто из нас не видел фотографий панорамы Нью-Йорка, моста "Золотые ворота" или статуи Свободы? Два телесериала, собиравшие наибольшее количество зрителей в мире в начале 80-х гг., были "Даллас" и... "Маппитс", благодаря которым дружелюбная лягушка по имени Кермит сегодня так же хорошо знакома детям всего мира, как мышонок Микки или собака Снуппи — их родителям. Житель Англии, Франции или Германии может не знать имени премьер-министра Голландии, зато он уверен в том, что Нью-Йорк — город с наивысшим уровнем преступности во всем мире (а он и в США-то не на первом месте) и что виски является любимым американским "пойлом" (на самом деле — водка!). Удивляться приходится, чего только люди за пределами США о них не знают!

Большинство серьезных исследователей Америки, европейских и американских, осознают, что, поскольку многие "образы Америки" составляют часть повседневных культурных представлений о ней за ее пределами, практически невозможно отделить образ от действительности и репутацию от реальности. Еще до появления телевидения Джон Стейнбек заявил, что "образ Америки и американцев, который возникает в сознании иностранцев, в значительной степени почерпнут из наших романов, рассказов и особенно из наших кинофильмов" 1. Он понимал, что "даже самый малоинформированный американец" сможет отличить факт от выдумки, повседневную жизнь от продукции голливудской "фабрики грез", иностранец чаще всего на это не способен. "Эта страна — не наша страна" — едва ли можно отнести такой парафраз к сотням "образов Америки", которые у нас уже сложились, но о нем всегда следует помнить.

ОТ КАЛИФОРНИИ ДО НЬЮ-ЙОРКА

Отодвигая данную проблему на некоторое время в сторону (куда она, конечно, отодвигаться не желает), можно согласиться с авторами многих американских книг и с мнением специалистов, что иностранцу трудно представить себе величину Соединенных Штатов и все многообразие тамошней жизни. Действительно, туристов, приехавших в эту страну, обычно изумляют ее большие размеры, а также разница местных условий вместо ожидаемого единообразия.

Как внушить жителю страны, которую можно за день-два пересечь на автомобиле, чувство громадного расстояния или "обширного открытого пространства"? Если мы привыкли узнавать иностранца по цвету кожи, расовой принадлежности, имени, акценту или даже религии, то как обнаружить его в Соединенных Штатах? Там ни один из упомянутых признаков не говорит о том, что перед нами не "американец, рожденный и выросший в этой стране". В таких случаях применяются сравнения — например, "Сан-Франциско удален от Нью-Йорка на расстояние 4,5 тыс. км, как Париж от Багдада".

Подобные примеры, конечно, наглядны, но здесь не учитывается один принципиальный момент, позволяющий оценить размеры и многоликость Америки. В отличие от Парижа и Багдада оба американских города находятся в рамках одной и той же страны и культуры — как, например, Париж и Марсель во Франции или Ливерпуль и Лондон в Англии. Чтобы добраться из Сан-Франциско до "Большого Яблока" (сленговое название Нью-Йорка. — Прим. пер.), нам придется пересечь четыре зоны времени, перевалить через три континентальных горных хребта, преодолеть без малого сотню рек и провести несколько дней на бескрайней плоской земле прерий. Мы минуем сотни озер, лесов и перелесков, множество ферм и ранчо, громадные города с миллионным населением и поселки, обозначенные точками на карте. Мы проедем через самые плодородные в мире сельскохозяйственные районы и густонаселенные промышленные центры, увидев в то же время огромные пространства девственной природы, где мотели и заправочные станции далеко отстоят друг от друга. Нам придется мысленно расположить все это на пути от Ливерпуля до Лондона, чтобы лучше представить себе то, что отделяет Новый Свет западного побережья США от старого Нового Света на востоке страны, и не упустить того, что их объединяет. Есть и другая возможность оценить размеры Америки. Взгляните на карту США. Если вы немец, найдите Орегон, который равен по площади Западной Германии. Вы можете сопоставить некоторые данные об этом штате и о вашей стране. Если вы француз, то для сравнения больше подойдет Техас. Итальянцы могут попытаться сравнить свою родину с Аризоной, а голландцам будет достаточно и половины штата Мэн.

1985 г.


Территория (тыс. кв. миль)

Население (млн. человек)

Плотность населения на 1 кв. милю

Легковых автомобилей (млн.)

Западная Германия

96

61

635

24

Орегон

96,2

2,7

28

1,5

Франция

220

55

216

21

Техас

262

16

62

9

Италия

116

57

491

19,6

Аризона

113,5

3,2

28

1,6






В то время как западноевропейских туристов часто поражают размеры Америки, большинство американцев воспринимают пространство и многоликость своей страны как нечто само собой разумеющееся. Они не находят ничего необычного в том, что можно проехать тысячи миль, говоря на одном и том же языке на всем пути следования. На номерах их машин не значится "США" — что другое здесь еще может быть?

Если иностранцы убеждаются в величине Соединенных Штатов, им гораздо труднее представить себе их культурное и политическое разнообразие. Исследователи нередко пытаются рассматривать США как единое целое, но однородность нехарактерна для этой страны. На простые вопросы о Соединенных Штатах зачастую трудно дать короткий и простой ответ. Невозможно в нескольких словах объяснить, с какого возраста американцам разрешено водить машину или какой подоходный налог они платят. Жители Нью-Йорка, например, должны платить федеральный, внутриштатный и городской подоходный налоги. Зато счастливчики из Конкорда (штат Нью-Гэм-пшир) платят лишь федеральный налог.

Минимальный возраст для получения полных водительских прав на управление легковым автомобилем на 1 января 1992 г. (по штатам)
с 15 лет — в штатах Гавайи, Луизиана, Миссисипи, Монтана, Нью-Мексико;

с 17 лет — в штатах Айдахо, Массачусетс, Нью-Джерси, Нью-Йорк, Пенсильвания;

с 18 лет — в штатах Вермонт, Колорадо и в федеральном округе Колумбия;
в остальных 38 штатах — с 16 лет.
Кроме того, в некоторых штатах (Вайоминг, Висконсин, Калифорния, Канзас, Мичиган, Небраска, Невада, Огайо, Орегон, Северная Дакота, Теннесси, Южная Дакота) практикуется выдача "юношеских" прав с 14 лет, а в Монтане — с 13 лет. "Юношеские" права выдаются с согласия родителей или опекунов.

Другие аспекты жизни в Америке создают еще большие трудности для кабинетных "знатоков". Зная, что "бизоны исчезли", а девственная природа уничтожена, они с трудом поверят, например, в то, что только в штате Пенсильвания на свободе живут около 600 медведей и что около 50 тысяч диких лошадей по сей день свободно пасутся в западных штатах. Примерно так же можно уверовать в то, что тремя крупнейшими телевизионными компаниями в США являются Эй-би-си, Си-би-эс и Эн-би-си. Неужели, спрашивают наши "всезнайки", самая большая компания — это некоммерческая, бездоходная, государственная Пи-би-эс? Можно привести множество подобных примеров, и следует подчеркнуть, что такие контрасты вообще свойственны Америке.

На протяжении долгого времени делались попытки обрисовать "типичный американский характер" или даже "американский образ жизни". Как будто то и другое отличается единообразием! Попытка применить такой подход и к более однородным нациям и странам Европы обычно завершалась выработкой никуда не годных клише и стереотипов. По отношению же к Америке и американцам это невозможно или просто смешно.

ИЗМЕРЯЯ ДИСТАНЦИЮ

Существует еще один фактор, который нельзя забывать, изучая Америку. Американское общество — наиболее открытое и в то же время более других склонное к постоянной и резкой самокритике. Эти традиции открытости и самокритики могут шокировать иностранца, приученного к мысли, что "грязное белье на людях не стирают". Такое отношение к себе непонятно тем людям, которые знают, что по своему историческому опыту и традициям американцы — циники и идеалисты одновременно.

Любое общество, основанное на идеалах, как, например, американское, открыто заявляющее об этом и определяющее ими самое себя, должно постоянно сверять идеалы с реальным положением дел. Провозгласив, например, что "все люди сотворены равными", эта нация с болью осознает, что не ко всем американцам это применимо.

Дистанция между реальностью и надеждой на лучшее будущее также составляет часть "американской мечты". Перспективой для миллионов иммигрантов было и есть сегодня не то, что в Америке их дела обязательно пойдут лучше, а в том, что они могут улучшиться. О сущности "американской мечты" много спорили не только американцы, но и весь мир. В то же время никто как будто не обсуждает "британскую", "канадскую" или "японскую" мечту. Этот спор демонстрирует серьезность вопроса — что значит быть американцем, и сила применяемых аргументов говорит о том, что Америка является или должна быть уникальной страной. Недовольство своей державой, которое испытывают многие американцы, обусловлено как раз этим. Их гнев — что-то вроде продолжения гражданской войны или скандала в семье: "Мы решили, что должны сделать то-то, так почему же не делаем?"

Зачастую наиболее патриотично настроенные американцы более других критикуют свою страну. Их больше всего заботит вопрос, какой Америка была в прошлом, какова она сейчас и какой она, по их представлениям, должна стать. Благие пожелания иностранцев часто воспринимаются ими в штыки: "Большое спасибо, но мы сами хорошо знаем, что делать". Впрочем, в открытую это редко говорится. Семейная традиция состоит в том, что на людях принято прилично одеваться и быть вежливым. Но когда посторонние удаляются, скандал вспыхивает вновь.

Конечно, можно подойти поближе к "полю брани" и проследить за спором. Американцы выясняют отношения в открытую, и они, конечно, снабдят вас необходимым фотоматериалом, долгоиграющей записью "поединка" и описанием позиций "воюющих сторон". Кроме того, вы можете наблюдать их жизнь на экране собственного телевизора. Все запуски космических ракет, пилотируемых и непилотируемых, транслировались напрямую по всему миру независимо от того, заканчивались они триумфом или же, как в случае с кораблем многоразового использования "Челленджер", трагедией. Информация и фотоматериалы о войне во Вьетнаме распространялись по всему миру через американские телевизионные компании и принадлежащие Америке агентства новостей. Сообщения об Уотергейтском скандале и катастрофе на ядерной электростанции "Три-майл айленд" были также обнародованы. Что касается ЦРУ, то это самая известная и наименее засекреченная служба разведки во всем мире.

Специальные законы требуют "держать окна открытыми". Закон о свободе информации (1966) гласит, что любой, а не только американский гражданин имеет право знать, что делает правительство США, в то время как в других странах (за исключением Швеции) информация подобного рода защищается законом о государственных секретах или попросту "отсутствует". В то же время Закон о защите личности (1974) позволяет всем американцам знать, какими сведениями о них располагают государственные федеральные, внутриштатные и местные агентства.

Подробная статистика практически по любому аспекту американской жизни повсеместно доступна. Так, от конгрессменов или аналогичных им должностных лиц, включая президента, требуется предоставление открытой информации по налоговой политике. Как только они покидают свой пост, они могут начать писать мемуары, называть имена и рассказывать истории. При этом срок давности законом не ограничен. Пресса также не щадит участников "семейных скандалов" и известна своей наступательной тактикой. Огромная власть и чье-либо влияние мало что значат для прессы в Америке, в чем официальные лица имели возможность убедиться не один раз. Всякого рода репортажи с расследованием и "разгребанием грязи" едва ли получили где-нибудь такое же распространение.

Традицию социальной критики демонстрирует американская литература. От студентов американских колледжей и университетов требуется, чтобы они читали такие книги, как "Джунгли", "Спрут", "Хиросима", "Человек-невидимка", "Бэббит", "Главная улица", "Гроздья гнева", "Пожар в следующий раз". Эта традиция прослеживается от "Отвратительного американца" до "Похорони мое сердце в Вундед Ни", от "Хижины дяди Тома" и "Сына природы" до "Души на льду" и "Судьбы земли", "Уловки 22" и "Охотника на оленей". Все эти книги были написаны американцами, все стали бестселлерами в США, а по многим из них были сняты фильмы. Затем они разошлись по всему миру, где их могли прочесть, обсудить и сделать выводы о том, что же говорят об Америке.

Многие американцы полагают, что подобное постоянное самобичевание, необходимая активность средств массовой информации, предание гласности всего того, о чем лучше молчать, поиски скандальных историй зашли слишком далеко. Они подчеркивают, что лишь в немногих западных странах политические карикатуристы могут столь открыто издеваться над лидерами своих стран. Какое еще правительство, спрашивают они, публикует официальную статистику бедности? Подобные вещи, по их мнению, могут привести к созданию негативного образа Соединенных Штатов. Но эти американцы вскоре обнаруживают, что попали в самый центр драки в "большой американской семье". И до тех пор, пока существует разрыв между идеалами и реальностью американской жизни, подобные "потасовки" будут на виду и на слуху у всех, и не все правильно их поймут.

ВСЕ ОНИ ПРИШЛИ ОТКРЫТЬ АМЕРИКУ

Теперь последнее, что надо иметь в виду. Если мы стремимся глубже изучить Соединенные Штаты, следует взять с собой минимум "багажа". Это вытекает из всего сказанного выше. Но в то же время предварительные сведения об Америке оказывают самое длительное, а быть может, и самое сильное воздействие как на саму Америку, так и на отношение к ней. Так было с Колумбом, который "в 1492 г. отплыл в голубые просторы океана". Так происходит сегодня и с нами, и с теми миллионами туристов, которые "открывали" и все еще "открывают" Америку либо с помощью книг, либо пользуясь теплоходом или самолетом.

В Америке распространена одна забавная история о Колумбе. Ее пересказывают то профессиональный историк, то просто приезжий, который, слыша ее в первый раз, принимает за новость. Но для кого эта история действительно стара, так это для коренных жителей Америки — индейцев.

Христофор Колумб действительно не знал, куда он отправляется (но был уверен, что это не Америка). Христофор не знал, куда он прибыл (но был уверен, что это не Америка). Крис не знал, где побывал, когда вернулся домой (но захватил с собой нескольких индейцев, чтобы доказать, что он точно был не в Америке).

Со времен Колумба исследователи толпами направлялись открывать Америку, причем большинство из них заранее представляли себе то, что они найдут там. Другие же занимались этим, сидя в уютных библиотеках и сверяя свои изыскания с открытиями, сделанными ранее.

Время от времени очередная группа "знатоков" сообщала индейцам, что они отныне находятся под зашитой некоего короля из дальней страны или какой-то милостивой королевы. Иногда их уверяли, что они — потерянное колено племени Израилева. Им воздавали должное за простоту и красоту, благородство и миролюбие. В другие времена их подвергали гонениям и уничтожали, поскольку всем было ясно, что это злонамеренные, кровожадные дикари. Даже Чарлз Диккенс, известный своими симпатиями к беднякам Англии, говаривал об индейце: "Я называю его дикарем, а дикарь — это тот, кого крайне желательно "цивилизовать" с лица земли"2.

Авторы многих широко читаемых романов на американскую тематику, которые выходили и выходят в Европе, впадали в ту крайность, которая соответствовала духу времени. В некоторых таких книгах француз, англичанин, немец и т. д. (в зависимости от того, кто автор) спасают прекрасную индейскую девушку от злодеев (любой другой национальности, но обычно белых американцев), которые ей угрожают. Когда времена менялись, то герой спасал прекрасную белую женщину от индейцев (обычно апачей), которые угрожали ей. Долгое время все индейцы в американских и европейских фильмах находили свою смерть, нападая на миролюбивых белых поселенцев, а сегодня трудно найти фильм, в котором индейцев не изображали бы жертвой белых людей. Все это не ново. Испанские конкистадоры ехали в Америку, затвердив легенды о громадных городах, выстроенных из золота. Когда же они обнаруживали индейцев в хижинах из обожженной глины, то приходили в ярость, и индейцы чувствовали ее на себе. Другими словами, старая индейская легенда о Колумбе никогда не веселила аборигенов.

Созданный Колумбом шаблон — заранее знать, что именно он найдет, найти то, что собирался, а затем доказывать, что это и есть искомое, похоже, повторяли многие из тех, кто следовал за ним. Если же они и убеждались в своей ошибке (Колумб так и не убедился в ней), видя, что искомое находится не там, а где-то еще, то обычной их реакцией было заявление о том, что их обманули. Хорошо известно высказывание Дж. Мартина Эванса, которое не мешает повторить: "На протяжении всей ее истории, и это можно сказать без всякого преувеличения, Америку принимали за то, чем она на самом деле не является. Ее считали то частью Азии, то идеальным государством, то раем на земле (если повторить самое известное), а потом говорили об обмане, когда раскрывалась ее подлинная суть"3.

Историки американской культуры пришли к выводу о существовании своеобразного "Эффекта маятника" в отношении того, как Соединенные Штаты воспринимаются издалека (а временами и изнутри), с максимальными амплитудными отклонениями в обе стороны. Одно крайнее восприятие они назвали "страной дикарей", другое — "землей обетованной".

Америку можно представить как загрязненную землю, разрушительницу великих девственных просторов, страну низкой культуры. Ее можно описать и как страну, первой устроившую национальные парки, одну из первых запретившую применение ДДТ, реализовавшую понятие "рециклирование", нацию, в которой женщины, носящие драгоценные меха леопарда или гепарда, вызывают лишь насмешку. Америку можно рассматривать как и страну нетерпимости и ненависти и как последнее пристанище миллионов людей, в котором собраны все известные на земле религии. Процитируем специалистов. Зигмунд Фрейд определял Америку как "ошибку, гигантскую ошибку"4, Бертран Рассел восхвалял ее: "Очевидно, что будущее цивилизации и основной источник надежды для человечества находится в Америке"5. Можно проклинать ее войны или превозносить сострадание и милосердие американцев. Можно показать снимки уличных беспорядков и схваток банд гангстеров или же видеозаписи рок-концерта под открытым небом с более чем полумиллионной аудиторией, мирно собравшейся в Центральном парке Нью-Йорка (где, как поют Саймон и Гарфункель, "вы, если верить слухам, не можете гулять после наступления темноты"). Если захотеть, можно доказать без труда, что Нью-Йорк — это место, где живут по законам джунглей, но можно с равным успехом окрестить его "мировой столицей искусств". Американцев можно назвать и неотесанными технарями, гоняющимися за "всемогущим долларом", и первыми, кто построил быстроходные парусные суда — клиперы, и движущимися скульптурами ("мобилями") Александра Колдера.

Такая двойственность, не меняющаяся с течением времени, вполне объяснима. Америка, конечно, не та страна, где золото валяется на улицах, но это не означает, что все ее улицы заполнены безработными и пьяницами. Если кто-то, отправляясь сегодня в Америку, по примеру Колумба заранее знает, что он там найдет — он найдет это непременно, будь то богатство или жестокая бедность. Но если дать самым первым американцам (а потом следующим их поколениям) возможность самим рассказать о себе, то у нас будет больше шансов понять, где находится Америка и кто такие американцы.



Источник: http://www.infousa.ru/facts/steve_1.htm
Категория: Государственное устойство США | Добавил: Джэфет_Бегунок (15.05.2011)
Просмотров: 892 | Комментарии: 1 | Теги: История США | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Натанаэль_Ганн  
0
Мистер Раннер! Большое спасибо за книжку!!! Хорошо, что Вы её выложили!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Исторические факты [86]
Конфедеративные Штаты Америки [3]
Государственное устойство США [17]
Штаты и города [32]
Рейнджеры [2]
Ковбои [19]
Индейцы [42]
Оружие [30]
Культура [13]
Быт и нравы [87]
Медицинские вопросы [13]
Военное дело [3]
Не только США и не только XIX век
Сельское хозяйство США [19]
Персоналии [63]
Природа [46]
Лошади [38]
Мексика [14]
Статьи на английском языке [7]

Поиск

Наш опрос
Как Вы нашли наш сайт?
Всего ответов: 290

Друзья сайта
Литература и жизнь Монастыри и храмы Фан-сайт фильма Крёстный отец Проблемы общения в интернете и Форумные ролевые игры ФРИ Форум Форролл. Форумные Ролевые Игры. Palantir Вена. 1814. Рейтинг Ролевых Ресурсов Regency romance Под знаком Змееносца Волшебный рейтинг игровых сайтов


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

За сегодня сайт посетили

Новые фото

 
Copyright MyCorp © 2024