II. МЫ, НАРОД (Начало главы)
Кто же такой американец, этот новый
человек?
Гектор Сен-Джон де Кревекер
НАЦИЯ ИММИГРАНТОВ
Соединенные Штаты часто называют "нацией
иммигрантов". Для этого есть две веских причины. Первая — страна создавалась,
обустраивалась и развивалась благодаря сменявшимся поколениям иммигрантов и
их потомков. Вторая состоит в том, что даже сегодняшняя Америка продолжает принимать
больше иммигрантов, чем любая другая страна. Неудивительно, что американское
общество считается одним из самых разнородных во всем мире. Понятие "мы,
народ" слагается из множества культурных традиций, этнических симпатий,
национальных особенностей, расовых отличий и религиозных верований.
Было бы, однако, ошибочным рассматривать Америку
просто как сборище различных иммигрантских групп со своими этническими и религиозными
чувствами или, например, утверждать, что в Нью-Йорке живет больше ирландцев,
немцев и пуэрториканцев, нежели в Дублине, Франкфурте или Сан-Хуане. Равным
образом и большинство нью-йоркцев не считают себя в первую очередь евреями,
неграми, пуэрториканцами, итальянцами, немцами или ирландцами. Скорее, среди
американцев в Нью-Йорке немало тех, которые сами или их предки приехали
из Африки, Ирландии, Германии, Пуэрто-Рико и т. д. Около 94% современных американцев
родились в США (в 1910 г. — 85%). В результате те десятки миллионов жителей
Америки, которые с гордостью говорят о своем этническом происхождении, в большей
степени американцы, нежели ирландцы, итальянцы, немцы или пуэрториканцы. То,
что их объединяет, более значимо, чем то, что разделяет их как жителей одной
страны.
"СРЕДНИЙ АМЕРИКАНЕЦ"
Разнообразие культур, этнических корней и опыта
иммиграции, на основе которого формировалась американская нация, так велико,
что создать образ "среднего американца" очень трудно. "Средний
американец" может быть белым, но белая кожа для него не является "нормой".
Большинство американцев христиане, но Америку нельзя назвать "страной христиан".
Большинство американцев могут заявить о своем европейском происхождении, но
и это не определяет их в целом, как и язык, на котором они говорят.
Соединенные Штаты — одна из немногих стран,
не имеющих "официального" государственного языка. Английский является
общим языком в силу обширного его применения, но не по закону. Более 30 млн.
американцев у себя дома говорят на каком-либо другом языке. Если в штате Нью-Мексико
вы встречаете американца, говорящего по-испански, он может быть иммигрантом,
приехавшим в США несколько лет назад, и потомком испанца или мексиканца, переселившегося
в США в XIX в. Может также случиться, что его предки проживали на данной территории
еще до того, как на Атлантическом побережье образовались 13 британских колоний.
Так называемый иностранный акцент далеко не всегда означает, что человек является
(или когда-то был) иностранцем.
"ПЛАВИЛЬНЫЙ КОТЕЛ", "МИСКА
САЛАТА" И "ПИЦЦА"
Часть многообразных национальных и этнических
групп, участвовавших в создании Америки, довольно быстро ассимилировалась. Они
или утратили, или отказались от многих специфических особенностей, которые отличали
от их соседей. Этот процесс ассимиляции, или американизации, т.е. погружения
в общеамериканский "плавильный котел", был типичным состоянием иммигрантов
в американской истории. Другие американцы, становясь таковыми иным путем, сохранили
значительную часть своих этнических особенностей. В этом смысле американское
общество стало похожим на "миску салата". Это, однако, не означает,
что последние осознают себя американцами в меньшей степени или недостаточно
гордятся своей принадлежностью к американской нации. В этом отношении характерен
пример американцев японского происхождения. Их лояльность к США во время второй
мировой войны подвергалась сомнению, однако, будучи этнической группой в составе
американских войск, сражавшихся в Европе, они получили наибольшее число боевых
наград. Вероятно, лучшей метафорой для характеристики американского общества
по сравнению с "плавильным котлом" или "миской салата" могла
бы быть "пицца" (которая, кстати, стала очень популярным блюдом в
Америке). Отдельные составляющие придают этому блюду специфический вкус и аромат,
однако вместе они образуют нечто большее.
Еще один фактор, который следует принимать во
внимание при описании "американца", состоит в том, что "лицо
Америки" постоянно меняется, и зачастую очень быстро. Подсчитано, например,
что к 2000 году испаноязычные американцы (американские мексиканцы, или "чиканос",
кубинцы, пуэрториканцы и т. д.) сформируют самое многочисленное "меньшинство"
в Соединенных Штатах, а в некоторых крупных городах они составят большинство
населения.
Старый, часто повторяемый вопрос де Кревекера
— "кто же такой американец, этот новый человек?" — не получает простого
и окончательного ответа. В лучшем случае мы можем сказать, что американец —
это тот (или та), кто имеет законные права гражданина США и считает себя американцем
(американкой). Любой человек, рожденный на американской земле, автоматически
приобретает право на американское гражданство. При этом понятия,
привнесенные из Старого Света, — расовая принадлежность; язык, религия, происхождение
родителей стали, по сути дела, малозначимыми в Америке. Они могут использоваться
при описании конкретного американца, но не подходят для его собирательного образа.
ДЕМОГРАФИЯ: ОБЩАЯ КАРТИНА
Написать портрет сегодняшнего "среднего
американца" — не простое дело, зато нетрудно получить информацию для описания
американского общества. Похоже, что американцы помешаны на различных изысканиях,
исследованиях, анкетах и опросах общественного мнения, которые формируют общую
картину их страны и их самих. Тонны подобных демографических материалов появляются
каждый год. Основная причина выхода в свет такого обилия информации об Америке
и американцах обнаруживается в конституции страны.
Конституция США определяет, что создание ценза
(переписи) населения, т.е. "поголовный учет" всех американцев, должно
проводиться каждые десять лет. Опрос необходим для того, чтобы выяснить, какие
изменения произошли в составе населения. Количество депутатов, которых каждый
штат может выбрать в палату представителей конгресса, определяется численностью
населения. Эти данные очень важны, например, при определении доли каждого штата
в общем объеме отчислений от сбора федеральных налогов (эти отчисления направляются
на развитие штатов) или для выяснения количества городов, которым требуется
помощь федерального правительства. В наши дни цензы США содержат информацию
практически по всем аспектам американской жизни. Информация носит открытый характер
и легко доступна: любой заинтересованный в получении точных данных о США может
использовать последний выпуск "Статистического справочника о Соединенных
Штатах".
Сейчас нас интересует базовая информация об
американском обществе (более детальная информация содержится в других главах).
Данные общего характера — это, например, то, что Соединенные Штаты — страна
с площадью 3,6 млн. кв. миль и средней плотностью населения всего 70,3 человек
на кв. милю. Для сравнения укажем, что в начале 90-х гг. плотность населения
в Италии составляла 496, в Голландии — 952 и в Западной Германии — 577 человек
на квадратную милю. Имеет значение и то,
каким образом население США делится по признакам расы и этнического происхождения.
Оседлое население США
по расовому и этническому признакам, 1990 г.*
|
Все население
|
248 709 873
|
белые |
199 686 070
|
черные |
29 986 060
|
американские индейцы |
1 878 285
|
китайцы |
1 645 472
|
филиппинцы |
1 406 770
|
японцы |
847 562
|
индусы |
815 447
|
корейцы |
798 849
|
вьетнамцы |
614 547
|
прочие |
9 804 847
|
испаноязычные американцы (всех
рас) |
22 354 059
|
* Источник: The World
Almanac and Book Facts, 1993, New York, Pharos books, 1992, р. 388.
|
Из общего числа американцев в 1990
г. около 80% считали себя "белыми", 12% — черными, 9% — "испанского
происхождения" и т. д. "Считали себя" — очень важный показатель,
поскольку все эти цифры основывались на "самоидентификации". Другими
словами, американцы сами определяли, к какой группе им хотелось бы относить
себя. За исключением единственной этнической группы — индейцев — в США не существует
официальных показателей для определения того, кто к какой группе относится.
Таким образом, каждый американец в принципе является тем, кем он сам себя называет.
Этим же объясняется и то, что сумма вышеприведенных цифр отличается от итоговой:
очевидно, некоторые американцы считают, что принадлежат к двум или более расовым
или этническим группам.
Их процент, взятый в национальном масштабе,
не говорит о том, как эти группы представлены в отдельных городах, штатах и
общинах. Следует ожидать, что и в масштабе всей страны они распределяются неравномерно.
Например, в штате Миссисипи черные составляют около 35% населения, тогда как
в Вайоминге их меньше 1%. В столице США Вашингтоне черные составляют большинство
(около 70%), а в Лос-Анджелесе — 17%, или 500 тыс. человек
(По данным 1980 г.). Другие группы также не составляют равных пропорций.
Например, испаноязычные американцы составляют всего 8,9% населения США, но в
Техасе каждый пятый американец (21%) испанского происхождения, а в Нью-Мексико
их больше трети (36,6%). В 17 штатах испаноязычное население составляет самое
большое по численности "меньшинство".
Численность американских индейцев возросла с
1970 по 1980 г. приблизительно на 70%. Всего 1,4 млн. (0,6%) населения страны
могут на законных основания быть к ним отнесены. Некоторые историки полагают,
что сейчас их стало больше, чем было в начале европейской колонизации континента.
Тогда, по мнению этих ученых, на территории нынешних Соединенных Штатов проживал
примерно 1 млн. "коренных американцев".
КОРЕННЫЕ АМЕРИКАНЦЫ6
Подсчитано, что около 20 млн. жителей Соединенных
Штатов могут быть носителями "индейской крови" (по переписи 1980
г.). Однако лишь около 1,4 млн. считают себя индейцами (американскими индейцами,
эскимосами или алеутами). Чуть больше половины их проживает в федеральных
резервациях или рядом с ними, остальные рассеяны среди основного населения.
Индеец не обязан жить в резервации. Если в 1940 г. менее 30 тыс. индейцев
жили в городах, то теперь их там более 700 тыс. В 19 крупнейших городах и
их пригородах проживает по 5 или более тысяч индейцев, на всей территории
Лос-Анджелеса их около 82 тыс.
Критерии племенной принадлежности различны
и определяются самими племенами. Племена уинта и урей юта в штате Юта определяют
ее по наличию более 50% индейской крови и, по крайней мере, 25% крови племени
юта. Чероки в штате Оклахома считают своими прямыми потомками соплеменников,
у которых может быть лишь малая доля индейской крови. Племя санта клара пуэбло
в Нью-Мексико считает детей индейца из своего племени, женатого не на индианке,
законными претендентами на членство в племени, но это не относится к детям
индейской женщины из племени санта клара, вышедшей замуж не за индейца.
Лишь 10% из более чем 200 резерваций насчитывают
не менее 5 тыс. обитателей. Крупнейшая из них — Навахо (расположена в штатах
Аризона, Нью-Мексико и Юта), в которой проживает около 166 тыс. индейцев.
Большинство из 500 (цифра приблизительная) племен и групп, признаваемых американским
правительством, немногочисленны. Лишь в 5 штатах (Аляска, Аризона, Нью-Мексико,
Оклахома и Южная Дакота) индейцы превышают 5% населения.
Все американские индейцы являются гражданами
Соединенных Штатов.
РОДОСЛОВНАЯ
В цензе США понятие "происхождение"
определяется однозначно (без разделения на категории) вопросом: "Каково
ваше происхождение?" См. выборочный список групп по происхождению, который
показывает, сколько миллионов американцев относят себя к той или иной этнической
группе.
|
|
|
|
|
|
|
Состав населения США
по странам происхождения, 1980 г.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
латиноамериканцы (испаноязычные)
|
|
|
|
|
|
пуэрториканцы |
1 444
000 |
|
|
|
|
кубинцы |
598
000 |
|
|
|
|
доминиканцы |
171
000 |
|
|
|
|
колумбийцы |
156
000 |
|
|
|
|
эквадорцы |
88
000 |
|
|
|
|
сальвадорцы |
85
000 |
|
|
|
|
гавайцы |
202
000 |
|
|
|
|
индейцы
США |
6 716
000 |
|
|
|
|
франко-канадцы |
780
000 |
|
|
|
|
канадцы
|
456
000 |
|
|
|
|
|
|
|
Эти данные, взятые из "Статистического
справочника о Соединенных Штатах", фиксируют лишь часть многочисленных
этнических групп, указанных американцами. Здесь мы вновь сталкиваемся с вопросом,
кто такой американец. Если вы начнете складывать показатели, то опять обнаружите,
что американцев, относящих себя к той или иной группе, больше, чем американцев
в целом. Это происходит потому, что многие предпочитают выбрать и выбирают более
одной группы. Например, одна американка, белая, родившаяся в США в 1945 г. и
говорившая в детстве дома только по-английски, при опросе определила свое происхождение
как немецкое, шведское, шотландское, французское, голландское и английское,
указав таким образом страны, из которых приехали ее предки. Она, однако, так
и не отдала предпочтение какой-либо из групп. Другими словами, происхождение
не говорит о том, в какой мере американец ощущает свое родство с определенными
группами или странами, из которых прибыли его предки.
ЭРИКА УОРД7
16-летняя школьница Эрика Уорд живет в
маленьком городке в штате Нью-Йорк. Недавно она получила задание в рамках
школьной программы по истории провести подсчет различных этнических групп,
которые были в ее роду. Посоветовавшись со старшими родственниками, она составила
следующий список: национальные группы — англичане, голландцы, немцы, ирландцы
и французы; расовые группы — белые, черные и коренные американцы; религиозные
группы — христиане-католики и, по крайней мере, 5 видов христиан-протестантов
(баптисты, мормоны, методисты, конгрегационалисты и унитарии). К тому же некоторые
из ее двоюродных родственников — евреи. Первым из известных предков Эрики,
которые эмигрировали в Новый Свет, был голландец, прибывший в Нью-Йорк в 1678
г. Самым последним был немец, приехавший в Филадельфию примерно в 1848 г.
Разумеется, ее индейские предки из племени криков жили в Америке тысячи лет.
БОЛЬШИНСТВО МЕНЬШИНСТВ?
Вы, возможно, заметили, что 26,5 млн. американцев
называли себя "черными". Но несколько меньшее число — около 21 млн.
— определили себя как "афро-американцы" или "африканцы".
Соответственно, только 1,4 млн. американцев классифицированы как американские
индейцы. Однако 6,7 млн. опрошенных, отвечая на вопрос о своем происхождении,
указали их в качестве предков. Если определять американцев только по принципу
принадлежности к меньшинству или большинству, к белым или черным, то что тогда
делать с американцами, заявляющими о своем польском или венгерском происхождении?
Являются ли они "меньшинством"? А как быть с американцами ливанского,
армянского, иранского или сирийского происхождения? Не подпадает под аналогичную
категорию понятие "еврей" или "еврейский". Что это — происхождение,
этническая группа, раса, религия или все, вместе взятое? Около 14 млн. людей
"других рас" проживают в США. Подавляющее число американцев могут,
если, конечно, захотят, отнести себя к одной или к нескольким категориям или
группам "меньшинств".
МЕНЯЮЩАЯСЯ КАРТИНА ИММИГРАЦИИ
То, откуда и когда прибыли американцы, не определяет
их теперешнее отношение к самим себе. Интересно, однако, проследить, как иммиграция
менялась во времени, что всегда влияло и на саму страну, и на представление
американцев об остальном мире.
В 1861 — 1960 гг. большинство иммигрантов прибывало
из Европы. Но за последние 25 лет наибольшее их число приехало из Латинской
Америки и Азии. Например, в 1984 г. из Европы в США на законном основании эмигрировало
64 100 человек. Однако легальная иммиграция из Южной Америки (а именно из Мексики,
с Вест-Индских островов, из Доминиканской
Республики и Колумбии) составила 193 500 человек. Вдобавок 256 300 легальных
иммигрантов прибыло из Азии (с Филиппин, из Вьетнама, Кореи, Китая).
|
|
|
|
|
|
|
Процент законно иммигрировавших
в США
|
|
|
1861—1900
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Закон об иммиграции от 29 ноября 1990 г. увеличил
годовую квоту на 1992 — 1994 финансовые годы до 700 тыс. виз. Из них — 465 тыс.
для семей иммигрантов и 140 тыс. для нанявшихся по контракту на работу в США.
Учет иммигрантов ведется в США с 1820 г. Всего
за период с 1820 по 1990 г. в Соединенные Штаты прибыло около 59 млн. иммигрантов.
Миллионы "фактических американцев"
(никто не может назвать точное их число) не включая в вышеприведенную статистику.
Бюро цензов предполагает, что число нелегальных иммигрантов, проживающих в США,
составляет от 3 до 6 млн. человек, из них две трети — из Мексики. Подсчитано
также, что каждый год более 1,5 млн. человек нелегально перебирается из Мексики
в Соединенные Штаты. Неясно, какие последствия будет иметь для этих "незаконных
чужестранцев" новый закон об иммиграции, принятый в 1986 г. В соответствии
с ним легальный статус предоставляется тем, кто сможет доказать, что он находился
в США с 1982 г. Это позволит примерно 1,5 млн. нелегалам приобрести американское
гражданство. Вполне очевидно, что так называемое европейское наследие Соединенных
Штатов претерпевает крупные изменения по мере того, как туда прибывает все больше
и больше выходцев из стран Латинской Америки и Азии. Все возрастающее число
американцев может заявить, что их родители или деды прибыли из этих регионов.
И, как следствие, взгляд американцев на внешний мир будет скорее всего обращен
на юг и на запад.
Источник: http://www.infousa.ru/facts/steve_2.htm |