Вторник, 16.04.2024, 08:18
Wild West
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
    Наш сайт посвящён изучению истории и культуры Северной Америки XIX века: Техасской революции и Республике Техас (1836-1845 гг.), Американо-Мексиканской войне (1846-1848 гг.), войне Севера и Юга США (1861-1865 гг.), периоду Реконструкции Юга (1865-1877 гг.), освоению Дикого Запада (период между 1865-1890 гг., в который происходило заселение западных территорий штатов: Северная и Южная Дакота, Монтана, Канзас, Вайоминг, Небраска и Техас), и другим событиям на Североамериканском континенте. Будем рады если вы поможете нам в сборе материала по этой интересной и увлекательной теме.
18+
Главная » Статьи » Государственное устойство США

IV. ОБРАЗОВАНИЕ

IV. ОБРАЗОВАНИЕ

На протяжении всей американской истории основные надежды на совершенствование индивидуума и общества были связаны с образованием.

Гуннар Мирдаль

ИСТОРИЯ

Начиная с колониальных времен, американцы придавали особое значение образованию. Среди первых поселенцев процент образованных людей был необычайно высок. Как отмечал английский историк А. Л. Роуз, в колонии Массачусетского залива в начале XVII в. "в среднем на каждые 40—50 семей приходился один человек с университетским образованием — гораздо больше, чем в Старой Англии"10. Некоторые из этих людей, главным образом выпускники Кембриджа, основали в 1636 г. Гарвардский колледж. Это произошло за 140 лет до провозглашения американской независимости. Другими высшими учебными заведениями были колледж Уильяма и Мэри в Вильямсберге (Виргиния), основанный в 1693 г., и Йельский колледж (1701). К началу революции 1776 г. в колониях имелось уже 9 колледжей, большая часть которых позже была преобразована в университеты.

Начиная с 1690 г. в колонии Массачусетс существовало правило, согласно которому все поселения с числом семей больше 50 обязаны содержать за общественный счет школьного учителя. В других колониях также были приняты решения о бесплатном школьном образовании. На протяжении XVII в. бесплатные школы открылись в Нью-Хейвене, Хартфорде, Нью-Лондоне и Фейрфилде. В следующем столетии было учреждено много "академий" (школ, где давались не только прикладные знания, но и классическое образование); одна из них открыта в 1751 г. в Филадельфии Бенджамином Франклином. Серьезное отношение к образованию нашло отражение и в ордонансах 1785 и 1787 гг., которые определяли основные принципы управления новыми землями на Западе США. 6 соответствии с ними в каждом поселке одна квадратная миля земли выделялась для общественной (муниципальной) школы. Наивысшего подъема движение за бесплатные общественные школы достигло в 30-е гг. XIX в. К 1850 г. в каждом штате была введена система общедоступного и оплачиваемого налогоплательщиками школьного образования.

К тому году во многих штатах уже появились финансируемые из их бюджета колледжи и университеты — в том числе и в недавно заселенных Флориде, Айове и Висконсине, принятых в союз в конце 40-х гг. XIX в. 6 1862 г. конгресс принял закон, на основании которого штатам выделялись участки земли общественного (федерального) пользования для учреждения высших учебных заведений, особенно сельскохозяйственных и технических колледжей. В результате возникли многие "колледжи на отведенных землях". Эти вновь созданные и обеспечиваемые за счет штатов институты пополнили значительное число старых, хорошо обустроенных и преуспевающих университетов, финансируемых частными фондами. Они сыграли важную роль в демократизации высшего образования в Соединенных Штатах.

В 1990 г. в США существовало более тысячи высших учебных заведений, включая "школы" права и медицины, а также сотни небольших четырехгодичных колледжей свободных искусств. Один из них, а именно колледж Оберлин в штате Огайо, стал первым, куда принимали девушек на равных условиях с юношами (это началось в 1837 г.). Имелось немало других учреждений высшего образования, которые специализировались на чем угодно, начиная от подготовки учителей до удаления зубов.

В 1990 г. в Соединенных Штатах насчитывалось свыше 43 млн. учащихся начальных и средних общественных школ и еще 5,3 млн. учащихся частных школ. Другими словами, 89% американских детей посещают первые и 11% — вторые. 80% частных школ финансируются за счет церквей, синагог и других религиозных организаций. Каждый год около 12 млн. американцев поступают в более чем 3 тысячи колледжей и университетов самых разных типов: частные, муниципальные, финансируемые церковью, большие и малые, в городах, графствах и штатах. Почти 80% студентов колледжей учатся в муниципальных институтах, а чуть более 20% поступают в университеты и колледжи, финансируемые из частных источников. Подсчитано, что более половины всех выпускников средней школы поступают в университеты и колледжи. Особое внимание, уделявшееся ранее образованию, сохраняется и теперь. По данным ООН, в 1980 г. по расходам на образование на душу населения США занимали 9-е место в мире (после Катара, Швеции, Норвегии, Нидерландов, Люксембурга, Дании, Швейцарии и Канады).

Большинство историков согласны с тем, что своими достижениями в экономической, политической, научной и культурной областях Америка обязана идеалу равных возможностей, к которому стремилась. Он заключается в том, чтобы дать образование как можно большему числу американцев и предоставить им возможность полностью реализовать их собственный потенциал. С давних времен, особенно в северных и западных штатах, велась целенаправленная подготовка грамотных людей. В этих штатах абсолютное большинство взрослых умело читать, писать и считать, тогда как для большинства европейцев образование было еще недоступно. Несомненно, что американская система образования, ставящая целью предоставление равных возможностей наряду с достижением совершенства, способствовала подъему уровня образованности американцев. Все большее число американцев претендовало на получение ученых степеней и званий и на участие в исследовательской работе. Понимание того, что будущее общества зависит от количественного и качественного уровня образования его граждан, господствует и сейчас. Этим объясняется то, что большинство американцев без колебаний готовы выделять большие деньги на образование даже в периоды экономических трудностей.

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗА ОБРАЗОВАНИЕМ

Два фактора оказывают существенное влияние на характер современного образования в США — его объем и многообразие на всех "этажах". Первый зависит от законодателей или правительства, второе — от культурного развития общества.

В Соединенных Штатах не существует общенациональной системы образования. Ее выбор является прерогативой жителей каждого штата. И хотя существует федеральный департамент образования, его функции сводятся к сбору информации, консультациям, а также к помощи в финансировании тех или иных образовательных программ. Образование, говорят американцы, является "предметом национальной заботы, ответственности штата и деятельности местных властей". Поскольку конституция не оговаривает, что ответственность за образование возлагается на федеральное правительство, то все связанные с ним вопросы ложатся на плечи штатов. В результате законодатели каждого из 50 штатов свободны в выборе системы обучения для общественных школ. Они устанавливают необходимый минимум основных требований к образовательному процессу и преподавателям.

В свою очередь конституции штатов передают реальный административный контроль за школами местным общинам. 50 штатов разделены на 16 тысяч школьных округов. Школьные советы, состоящие из преподавателей общин, осуществляют надзор за школами в каждом округе. Именно они, а не штат, определяют основные направления деятельности школы и решают, какие предметы будут в ней преподаваться.

Местный контроль за образованием весьма ощутим. В 1986 г. 50% средств на нужды начального и среднего образования выделялось из бюджетов штатов, 43% — из местного бюджета и только 6% — из федерального. Но и здесь налицо существенная разница между штатами. Если в Нью-Гэмпшире более 80% расходов поступает из местных источников, то в Калифорнии 85% оплачивает штат. В целом же муниципальные школы — это по преимуществу школы общин. Они должны иметь поддержку на местах, поскольку налогоплательщики прямым голосованием определяют, в каком объеме будет оплачиваться содержание школы. Они должны отражать пожелания и интересы местного населения, ибо тех, кому вверено административное управление школами, избирает местная община. Вопрос о том, должны ли частные и церковные школы финансироваться за государственный счет, вызывает оживленные дискуссии. Двумя решениями Верховного суда 1985 г. учителям муниципальных школ была запрещена работа по совместительству в частных религиозных школах, если она оплачивалась из общественных источников.

В США немало университетов и колледжей, финансируемых за счет городов и округов, хотя многие получают средства и от штатов. В целом же университеты и колледжи, вне зависимости от источников финансирования, полностью свободны в определении уровня обучения, правил приема и требований к выпускникам. Они управляются независимыми группами, ассоциациями или советами, которые отвечают за то, чтобы школы и университеты соответствовали определенным минимальным требованиям. В то же время эти группы являются добровольными и не имеют официального административного статуса.

В результате налицо чрезвычайное разнообразие и гибкость в решении вопросов начального, среднего и высшего (университетского) образования по всей стране. Например, во всех штатах требуется обязательное посещение школы детьми до определенного возраста, но этот возраст может колебаться от 14 до 18 лет. Другой пример: в двух третях штатов местные школы свободны в выборе учебных пособий и учебников. В остальных штатах в муниципальных школах могут быть использованы только те учебные пособия, которые одобрены советами штатов по образованию. Некоторые университеты, по сути дела, бесплатны, и жители соответствующих штатов платят за обучение лишь символические суммы. Другие же очень дороги, особенно для студентов из других штатов, и плата за обучение в них исчисляется тысячами долларов в год. Некоторые школьные системы, как и общины, где они расположены, крайне консервативны, другие же прогрессивны и либеральны. Эти и другие существенные отличия всегда должны приниматься во внимание при описании американской школы.

Поскольку муниципальные школы финансируются из средств штата и местных средств, возникают серьезные региональные различия в качестве образования. Общины и штаты, которые могут и готовы платить больше за школьные здания, учебные пособия, труд учителей, почти всегда имеют лучшую образовательную систему, нежели те, которые не могут или не хотят. Так, средний расход на одного ученика начальной и средней школы в год составил в 1986 г. 4 тыс. долл. по США. Но некоторые штаты (такие как Аляска, Нью-Джерси, Нью-Йорк и Вайоминг) расходовали более чем 5 тыс. долл. В среднем по стране учитель муниципальной школы зарабатывал тогда 25 250 долл. в год, но в Южной Дакоте получал в среднем лишь 18 200 долл., а на Аляске — чуть меньше 41 500 долл. В таких штатах, как Калифорния, Мичиган, Род-Айленд или Нью-Йорк, преподавателям платили около 30 тыс. долл. в год. Попытки федерального правительства выделить специальные фонды для беднейших территорий и школьных округов помогли немного выровнять ситуацию, но существенные различия остались. К тому же некоторые американцы обеспокоены тем, что увеличение помощи от федерального правительства может привести к зависимости от последнего и к ослаблению контроля за школой на местах.

С другой стороны, управление школами на местах означает также и большую гибкость. Оно дает возможность осуществлять экспериментальный подход и приспосабливать программы к местным устремлениям и нуждам. В школах вводятся учебные курсы, наилучшим образом отвечающие потребностям учащихся. В одной и той же школе можно изучать предметы, относящиеся к разным областям науки. Можно осваивать предуниверситетские программы с особым упором на те академические дисциплины, которые требуются для учебы в колледже, либо заниматься профессионально-технической подготовкой. Возможен выбор общей программы, соединяющей элементы академических и профессионально-технических знаний. Разнообразие предметов, преподаваемых в средних школах США, впечатляюще. Оно может включать все, от компьютеров в начальных классах до проектирования и производства автомобилей при освоении профессионально-технических программ, от португальского языка до прыжков с шестом.

Финансируемые за счет штатов университеты и колледжи также стремятся привести свою программу в соответствие с нуждами штатов и студентов. Штаты, в которых экономика ориентируется на сельское хозяйство, чаще финансируют факультеты соответствующих направлений. Штаты с преобладанием производственно-технологических интересов, такие, например, как Калифорния и Массачусетс, как правило, отдают предпочтение финансированию институтов, занимающихся технологическими и научными разработками.

Среднее образование в США отличается от принятого в других странах тем, что все программы, будь то академические, технические или практические, изучаются, как правило, под одной крышей. Таким образом, американская средняя школа может рассматриваться как комбинат разнообразных типов школ, которые за рубежом, как правило, разделены и располагаются в отдельных зданиях. Дети, страдающие физическими недостатками, по возможности посещают те же школы, что и остальные. Хотя учащиеся старших классов в Америке сами избирают различные "направления" или курсы учебы, принято считать, что все они должны учиться вместе и таким образом уметь сосуществовать и ладить друг с другом. Распространенной ошибкой при сравнении американского среднего образования с аналогичным в зарубежных странах является сравнение всех учеников средней школы в США с малой частью учащихся, обычно самых успевающих, например в средних школах Западной Европы. Американская средняя школа охватывает всех учащихся определенной возрастной группы, а не только тех, кто имеет наивысшие академические успехи или хочет их добиться.






Классы "А"

Классы "Б"



9-й класс

9-й класс



Основы естественных наук

Основы естественных наук



Алгебра

Алгебра



Гражданское право

Всемирная география



Развитие чтения

Сочинение



Факультативно: оркестр

Факультативно: испанский



Физкультура

яз. (I семестр)




Физкультура



10-й класс

10-й класс



Биология

Биология



Геометрия

Геометрия



Обществоведение

Всемирная история



Сочинение

Литература



Факультативно: оркестр

Факультативно: испанский



Физкультура

яз. (II семестр)




Физкультура



11-й класс

11-й класс



Факультативно: основы

Факультативно: химия



медицинских знаний

Факультативно: высшая



Факультативно: производственные

алгебра



навыки (I семестр)

Американская история



Литература

Американская литература



Факультативно: оркестр

Факультативно: компьютерное



Этюды

программирование



Физкультура

Физкультура



12-й класс

12-й класс



Факультативно: производственные

Факультативно: высшая химия



навыки (II семестр)

Факультативно: пространственная



Американское правительство

геометрия и тригонометрия



Факультативно: ораторское

Факультативно: проблемы



искусство

демократии



Факультативно: оркестр

Факультативно: английская



Этюды

литература



Физкультура

Факультативно:




испанская литература




Физкультура






Два характерных примера школьного расписания. В кн.: The American University, A World Guide by Gregory A. Barnes. Philadelphia: ISI Press, 1984. Печатается с разрешения.

ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ

Культурное влияние на систему американского образования также важно учитывать, но его труднее определить. Американцы всегда стремились к осуществлению принципа равных возможностей в области образования вне зависимости от социального положения или принадлежности к расовой или этнической группе. Общий высокий уровень образования всегда был необходим в демократическом обществе США. Образование в Америке традиционно служило сближению людей, т. е. их "американизации". Школы в США всегда стремились и продолжают стремиться объединить сотни различных культурных и языковых групп, религиозных, социальных и политических традиций, представляемых миллионами иммигрантов. Однако на протяжении последних десятилетий государственная политика, подкрепленная судебными постановлениями, делала все больший упор на особые права этнических и языковых меньшинств в сфере образования. Например, законом о двуязычном образовании, а также недавними решениями судов определено, что дети, чьим родным языком не является английский, должны получать образование на родном языке, будь то испанский, навахо или кантонский диалект китайского. В результате в 1983 г. около 3,6 млн. учащихся с ограниченным знанием английского получили дополнительное образование на родных языках. А вообще в американских школах уроки ведутся приблизительно на 80 языках.

Точка зрения, что образование должно способствовать преодолению социальных, этнических и расовых различий, находила и находит поддержку в обществе. Этим определяются некоторые особенности американской системы образования. Так, одна из них — обеспечение "занятости" учащихся. Это обучение в каждой школе такого количества детей из различных расовых и этнических групп, которое пропорционально численности последних в данном городе. Подобные программы являются отражением американской точки зрения, состоящей в том, что образование должно служить реформированию общества.

В целом же образование всегда рассматривалось в США как путь к "самосовершенствованию" или "нахождению жизненного пути", т. е. как основная часть "американской мечты". Миллионы иммигрантов, приезжающих в Америку, нередко связывают свои надежды на лучшую жизнь с получением должного образования как для себя, так и, что еще более важно, для своих детей.

Социальная и экономическая мобильность американцев, о которой так часто говорят за рубежом, в значительной степени обусловлена доступностью образования для большинства. Первый шаг в жизни независимо от того, какова ее конечная цель — деньги, положение в обществе, власть или просто знания, — почти всегда начинался со школьного порога.

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Американский идеал массового образования сочетался с пониманием того, что Америка нуждается в высококвалифицированных специалистах. Таким образом, на уровне высшего и особенно университетского образования (продолжение образования после 4 лет обучения в колледже) в США существует строго избирательная и соревновательная система. Эта продвинутая университетская система в значительной мере заимствована зарубежными университетами, и к получению именно такого образования стремятся многие иностранные студенты. 36% из более чем 340 тыс. иностранных учащихся, обучавшихся в США в 1984/85 учебном году, занимались по университетским программам.

Хотя в американской системе образования отбор студентов происходит значительно позже, нежели в других странах, он тем не менее существует и становится все более строгим по мере повышения уровня образования. Поскольку каждый университет обычно сам определяет условия приема студентов, то в лучшие из них труднее всего и поступить. В некоторых университетах отбор достаточно строг и на начальном уровне. Например, в 1984 г. 15 600 человек подали заявления для поступления в Стэнфордский университет (частный университет на юге Калифорнии). Поскольку абитуриент обязан внести взнос уже при подаче заявления, у всех кандидатов были "серьезные" намерения. Из них только 2,5 тыс. (около 16%) были зачислены на первый курс. При этом интересно отметить, что 70% поступивших получили среднее образование в муниципальной, а не в частной школе. Многие университеты, финансируемые штатами, также придерживаются строгих правил приема. Университет в Беркли (Калифорния) принял в 1984 г. 65% из "удовлетворявших требованиям" абитуриентов. Для Гарвардского университета в том же году эта цифра составила 17%. Отбор на юридические и медицинские факультеты, а также на те, где проходят полный университетский курс, всегда был самым строгим. Часто упоминаемая истина, что дети, желающие когда-нибудь поступить в хороший университет, должны задаться этой целью еще в начальной школе, соответствует действительности.

Понятно, что дети, получившие образование в лучших средних школах и чьи родители хорошо образованы, зачастую имеют преимущество перед другими. Это остается проблемой для США, где равенство возможностей является главной культурной целью. Неудивительно, что представители расовых меньшинств остаются в этом вопросе наиболее ущемленными. Тем не менее и сегодня верно то, что "у черного парня", — как сказал в 1972 г. комментатор Би-би-си Алистер Кук, — здесь больше возможностей поступить в колледж, чем у любого парня в Западной Европе"11.

Например, в 1985 г. 19,4% американцев в возрасте 25 лет и старше имели образование на уровне 4 лет колледжа и выше. Однако для черных та же цифра составляла 11,1, а для испаноговорящих — 8,5%. Если сравнить эти показатели с аналогичными за 1970 г., когда процент лиц с высшим образованием был равен 10,7, у белых — 11,3, у черных — 4,4 и у американцев испанского происхождения — 7,6, то мы увидим весьма существенный прирост прослойки образованных людей всего лишь 14 лет. В то же время этот показатель сравнительно низок в некоторых группах, включая женщин. Если в 1985 г. образование на уровне 4 лет колледжа имели 23,1% мужчин-американцев, то для женщин эта цифра составляла 16%. Число учеников с неполным средним образованием значительно выше в группах национальных меньшинств. В 1985 г. процент не закончивших полную среднюю школу в возрасте от 18 до 24 лет составил в среднем 22,1 причем среди белых — 20,9, среди черных — 28,7, а доля испаноязычных достигала 45,8%. Существует множество муниципальных, внутриштатных и федеральных программ, направленных на расширение возможностей меньшинств получить высшее образование. Их осуществление увенчалось определенным, пусть даже скромным, успехом.

НАЧАЛЬНОЕ И СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Американские школы и колледжи очень разнообразны, а различия между ними весьма существенны, поэтому невозможно выделить среди них типичные и тем более показательные. Однако существуют определенные элементы единства разных школ и систем, позволяющие сделать общие замечания.

Большинство школ начинаются на уровне детского сада. В некоторых школьных округах отсутствует начальная фаза, в других существует дополнительный "пред-школьный" уровень. Обязательное изучение определенных дисциплин необходимо почти всегда и на любом уровне. Но некоторые предметы, в том числе и на более высокой стадии образования, учащиеся могут выбирать сами. Слабо успевающие ученики зачастую вынуждены повторять курсы обучения или прибегать к помощи репетиторов, что обычно делается в школе и за ее счет. В некоторых школах имеются летние классы, где ученики могут "подтянуть" предметы, по которым они провалились, или даже слушать дополнительные курсы.

Помимо двуязычных и двукультурных образовательных программ во многих школах имеются специальные программы для учеников, плохо читающих и запоминающих. Эти и другие программы еще раз свидетельствуют о нацеленности американского образования на обеспечение равных возможностей. Делаются также попытки охватить учеников разного происхождения и способностей единой общедоступной образовательной системой. В то же время во многих средних школах учащиеся имеют возможность посещать специальные курсы с углубленным изучением математики и других точных наук. В 60-е гг. был начат общенациональный поиск талантливых детей — представителей национальных меньшинств, подающих надежду в какой-либо области знаний. Эти программы содействовали поступлению их в университеты и получению ими университетских дипломов.

Так же как в Великобритании и других англоязычных странах, в школах США особое внимание уделяется "личностным качествам", или "социальным навыкам", путем привлечения учащихся к внешкольной деятельности, включая занятия спортом. Поскольку в большинстве школ уроки начинаются в 8 часов утра и продолжаются до 3—4 часов дня, участие в подобных мероприятиях позволяет ученикам возвращаться домой только к вечеру. Как правило, имеется большой выбор доступных внешкольных занятий. В большинстве школ, например, издаются ученические газеты, а в некоторых имеются и собственные радиостанции. Практически во всех школах есть ученические оркестры, музыкальные группы и хоры, выступающие перед широкой аудиторией. Имеются также театральные и драматические группы, шахматные и дискуссионные клубы, клубы по изучению латыни, французского, испанского или немецкого языков, группы, собирающиеся после школы для обсуждения проблем компьютеризации, химии, любительского радио или выращивания породистых лошадей и коров. Школьники могут учиться управлять самолетом, практиковаться в подводном плавании и альпинизме, работать на добровольных началах в больницах, домах для престарелых или выполнять другую общественно-полезную работу.

Существуют широкие возможности для занятий спортом, и большинство школ совместно с муниципальными учреждениями владеют бассейнами, теннисными кортами, беговыми дорожками и стадионами. Многие виды спорта, которые в других странах являются привилегией частных клубов, американским школьникам предоставляются бесплатно. Зачастую ученики сами организуют и финансируют школьные мероприятия, добывая деньги мытьем машин, работая сиделками, продавцами в булочных или подстригая газоны. Родители и местные бизнесмены также часто оказывают содействие группам школьников, выезжающих, например, на музыкальный конкурс штата, участвующих в спортивных соревнованиях или отправляющихся в турпоход. Такие мероприятия не только помогают ученикам собираться вместе за пределами школы, но также укреплять "дух школы" среди учеников и в общине.

ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЗОВАНИЮ

Те, кто полагает, что занятия в американской школе больше похожи на игру, чем на серьезную работу, забывают об одном важном факте: диплом об окончании полной средней школы не является пропуском для автоматического зачисления в университет. Экзаменационные требования играют решающую роль практически на всех уровнях образования, особенно при поступлении в колледжи и университеты. Школьники, желающие поступить в хороший университет, но прослушавшие лишь один общеобразовательный курс, считающийся "пустяковым", а также те, кто слишком много времени уделял внешкольным мероприятиям, столкнулся на экзаменах с теми, кто работал на совесть и изучал более сложные дисциплины.

Существует два широко применяемых на национальном уровне стандартных теста для учеников полных средних школ, желающих поступить в колледж или университет. Один из них — 5АТ (тест на способность к научной работе), который применяется для определения склонности к изучению словесности и математических наук, необходимых для занятий в колледже. Другой — АСТ (экзаменационная программа американского колледжа), нацеленный на определение способностей к английскому языку, математике, а также социальным и естественным наукам. Оба теста проводятся в определенных местах и в определенное время на всей территории США некоммерческими и неправительственными организациями. Эти тесты используются университетами в качестве стандартов для сравнения способностей, но ни в коем случае не являются официально установленными.

Каждый год SAT проходят около 2 млн. учеников полной средней школы — миллион из выпускного класса и миллион из предвыпускного. АСТ шире используется в западных штатах, и там его сдает еще 1 млн. школьников. При огромном разнообразии типов средних школ, учебных программ, изучаемых предметов и применяемых требований эти тесты представляют собой единое общенациональное мерило знаний. Многие университеты публикуют среднее количество очков, набранное при тестировании поступившими в них учениками. Это является показателем качества" или уровня способностей, ожидаемых от абитуриентов.

Аналогичное тестирование существует и на более высоких уровнях. Студент, завершивший четырехлетний курс образования в университете и намеревающийся поступить на юридический или медицинский факультет, также должен сдать стандартизованный тест. Эти тесты составляются совместно юридическими и медицинскими факультетами и проводятся в общенациональном масштабе в установленное время. Так же как SАТ или АСТ, они не являются "официальными" и не контролируются правительством. Однако другие экзамены являются обязательными и довольно трудными. Например, если кто-то изучал в течение многих лет медицину и получил от университета ученую степень в этой области, это отнюдь не означает, что он или она могут начать медицинскую практику в США. Каждый штат требует дополнительных экзаменов.

На университетском уровне существуют и другие методы контроля. 9 большинстве университетов экзаменационная сессия проводится в середине и в конце каждого семестра. "Вылететь" из университета довольно легко, и многие студенты убедились в этом на собственном опыте. Большинство студентов, получающих стипендию, должны сдавать экзамены не ниже определенного уровня, чтобы не лишиться ее.

Поскольку плата за обучение в большинстве колледжей и университетов достаточно высока в середине 80-х гг. (более 1 тыс. долл.) за академический год в небольшом университете, финансируемом из бюджета, до 10 тыс. и выше в Гарварде или Йеле), многие студенты кроме учебы еще и подрабатывают. Эта временная работа может осуществляться в студенческом городке (в общежитиях, кафетериях, в сфере студенческих услуг, в проведении исследований или репетиторстве) или за его пределами (на местных фирмах или предприятиях, в конторах и т. д.). Так, например, большая часть студентов Стэндфордского университета сама зарабатывает значительную часть средств на учебу. Кроме того, в ряде университетов существуют программы "работа — учеба" и программы финансового содействия, оказываемого штатами и федеральным правительством. Например, в университете Пасифик на Аляске около 71% студентов получают помощь через университет и 15% работают по совместительству в университетском городке. В Гарварде около 40% студентов получают стипендию, а средняя стипендия в Стэнфорде составляла в середине 80-х гг. 4,5 тыс. долл. в год. Студенты, которым приходится работать и учиться, скорее правило, чем исключение. Студенты одного университета не могут свободно переходить в другой или передавать свои места другим студентам. Чтобы перейти в новый университет, необходимо сдать вступительные экзамены на общих основаниях.

Конкуренция и стрессовые ситуации во многих университетах, особенно на продвинутых "выпускных" уровнях — малоприятная вещь, но они незаметны в общей картине "жизни университетского городка". В целом же американская система высшего образования показала себя весьма успешной для подготовки дипломированных специалистов, которые считаются лучшими или одними из лучших в мире в своих областях знаний. Одно из доказательств этому можно найти в учебниках или профессиональных журналах, которые широко используются в зарубежных университетах — стоит лишь ознакомиться со списком авторов, содержащим указания на то, где они преподают и где получили образование.

Другим, хотя и косвенным, подтверждением сказанному является число американцев — лауреатов Нобелевской премии. Со времени ее учреждения в 1901 г. 146 американцев стали лауреатами в области науки: физики, химии, физиологии и медицины. Это 38,5% всех обладателей Нобелевской премии. На следующем месте Великобритания с 63 лауреатами. И если США еще далеки от конечной цели — предоставить полноценное образование всем, то они, по крайней мере, на пути к ней.

"НЕПРЕРЫВНОЕ" ОБУЧЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ

Идея непрерывной ("на всю жизнь") учебы пользуется популярностью у американцев. Каждый год более 20 млн. человек (около 10% всех взрослых) совершенствуют свое образование на разнообразных курсах. По некоторым данным, до 45 млн. взрослых американцев слушают лекции в университетах, колледжах, профессиональных и правительственных организациях, даже в церквах и синагогах. Большинство участников образовательных программ "для взрослых" преследуют практическую цель: они хотят проверить и усовершенствовать свои профессиональные навыки. В результате экономических изменений и стремительного наступления эры информации возросла необходимость в получении новой квалификации. Таким образом, обучение взрослых обеспечивает потребности многих американцев, стремящихся улучшить свое положение на меняющемся рынке рабочей силы. Это одна из причин продолжающегося расширения сферы "взрослого" образования. Конечно, не все посещают эти курсы в связи с работой. Многие просто хотят расширить круг своих знаний и изучить что-то привлекающее их, например — изготовление эстампов, танцы или фотографию.

Непрерывное образование представлено главным образом общинными, или двухгодичными колледжами (с неполным курсом), где занятия проводятся, как правило, в вечернее время. Курсы, на которые записываются взрослые, варьируются от личных увлечений, хобби и различных видов отдыха до узкоспециальных технических навыков. Наиболее популярны занятия по основам бизнеса, здравоохранения и медицины, инженерного дела и образования. Около 50% слушателей обучаются по программам, финансируемым высшими учебными заведениями, около 15% — бизнесом и промышленностью. Более 80% компаний организуют собственные программы подготовки и переподготовки. Многие крупные корпорации предлагают полные программы обучения с присвоением ученой степени, а некоторые даже финансируют собственные технические и предпринимательские колледжи и университеты. В 1984 г. около б млн. студентов занимались в рамках программ, дотируемых промышленными фирмами и рассчитанных на получение ученых степеней. Около 8 млн. американцев участвуют в системе корпоративного образования того или иного направления.

РЕФОРМЫ И ПРОГРЕСС

Обе цели американского образования всегда конфликтовали между собой. Одна цель заключается в обеспечении всеобщего и равного образования, создающего равенство возможностей. Другая — в осуществлении строгого отбора, направленного на подготовку академической и научной элиты. Одни американцы полагают, что больше сил и средств надо тратить на совершенствование всеобщего образования, другие считают более важным накопление научных знаний и поддержание позиций США в области технологии и научных исследований. Конечно, есть и такие, кто требует увеличения расходов на обе цели.

В 80-е гг. целый ряд исследователей подверг критике муниципальные школы. В результате был поставлен вопрос о совершенствовании учебного процесса и об увеличении зарплаты учителей, больше внимания стало уделяться академическим предметам. Но поиск равновесия между всеобщим эгалитарным образованием, с одной стороны, и узкой специализацией и совершенством, с другой, всегда был и остается трудной задачей.

Перед школами и университетами встала задача оказывать помощь в решении определенных социальных и экономических вопросов — от последствий развода до наркомании, от изучения проблемы нетрудоспособности до проблемы недоедания. Большинство школ не только имеют столовые и кафетерии, но часто обеспечивают нуждающихся учеников дешевым или бесплатным питанием, включающим иногда и завтрак. Они оплачивают также услуги психологов, медсестер, персонал для работы с неполноценными детьми, специалистов для преподавания навыков чтения, а также советников по вопросам образования и по трудоустройству. В силу сложившихся связей с общинами школы обязаны заниматься этими вопросами. Но среди части американцев крепнет убеждение, что муниципальные школы не могут реально справиться с этими социальными задачами — даже при наличии необходимых средств и разумного их использования.

И все же, принимая во внимание историю Америки и ее народа, его разнообразное происхождение, потребности и надежды, учитывая то, насколько болезненно американское образование реагирует на собственные слабости (зная свои сильные стороны), можно предсказать ей доброе будущее.

Продолжение в Комментарии


Источник: http://www.infousa.ru/facts/steve_4.htm
Категория: Государственное устойство США | Добавил: Джэфет_Бегунок (15.05.2011)
Просмотров: 858 | Комментарии: 1 | Теги: Образование в США | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Джэфет_Бегунок  
0
Продолжение главы:

"ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ НЕГРАМОТНОСТЬ"

В наши дни пристальное внимание уделяется явлению, именуемому "функциональной неграмотностью". Его не следует путать с неграмотностью в обычном смысле слова, т. е. с неумением читать и писать. Статистика ООН (ЮНЕСКО) показывает, что сегодня 99% американцев, так же как, например, англичан или немцев, являются грамотными людьми. Проблема функциональной неграмотности связана с теми трудностями, которые испытывают люди при чтении и правописании в повседневных ситуациях. Она может проявляться, например, в ограниченных возможностях людей воспринимать содержание бланков федерального налогового ведомства, печатных инструкций или в том, способен ли человек правильно составить жалобу иди написать заявление о приеме на работу.

Общепринятого определения функциональной неграмотности не существует, и на практике применяются самые разные критерии ее оценки. На протяжении многих лет по всей стране проводились тесты, оценивающие в баллах навыки чтения. "Уровень чтения десятого класса", к примеру, имел в основе средний балл чтения для выпускников 10-го класса школы. Существует много подобных тестов разных видов. Один из критериев оценки функциональной неграмотности относит к "неграмотным" тех, кто читает на уровне ниже 8-го класса. Другой критерий берет за основу уровень последнего, 12-го класса средней школы США.

По общему убеждению, десятая часть американцев в той или иной степени функционально неграмотны в английском языке. Неудивительно, что именно те нации, которые, подобно США, уделяют особое внимание этой задаче и проводят общенациональные тесты, обнаруживают наибольшие проблемы у себя. Как остроумно заметил один американец, занятый в сфере образования, "проверка грамотности приводит к появлению неграмотности". Например, в Канаде, где высок процент иммигрантов, для которых английский язык не является родным, недавно обнаружилось, что многие из ее граждан функционально неграмотны. То, что школы в Северной Америке и их ученики постоянно подвергаются тестированию, свидетельствует о внимании к данной проблеме.


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Исторические факты [86]
Конфедеративные Штаты Америки [3]
Государственное устойство США [17]
Штаты и города [32]
Рейнджеры [2]
Ковбои [19]
Индейцы [42]
Оружие [30]
Культура [13]
Быт и нравы [87]
Медицинские вопросы [13]
Военное дело [3]
Не только США и не только XIX век
Сельское хозяйство США [19]
Персоналии [63]
Природа [46]
Лошади [38]
Мексика [14]
Статьи на английском языке [7]

Поиск

Наш опрос
Кем бы Вы хотели быть на Диком Западе?
Всего ответов: 788

Друзья сайта
Литература и жизнь Монастыри и храмы Фан-сайт фильма Крёстный отец Проблемы общения в интернете и Форумные ролевые игры ФРИ Форум Форролл. Форумные Ролевые Игры. Palantir Вена. 1814. Рейтинг Ролевых Ресурсов Regency romance Под знаком Змееносца Волшебный рейтинг игровых сайтов


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

За сегодня сайт посетили

Новые фото

 
Copyright MyCorp © 2024