Наш сайт посвящён изучению истории и культуры Северной Америки XIX века: Техасской революции и Республике Техас (1836-1845 гг.), Американо-Мексиканской войне (1846-1848 гг.), войне Севера и Юга США (1861-1865 гг.), периоду Реконструкции Юга (1865-1877 гг.), освоению Дикого Запада (период между 1865-1890 гг., в который происходило заселение западных территорий штатов: Северная и Южная Дакота, Монтана, Канзас, Вайоминг, Небраска и Техас), и другим событиям на Североамериканском континенте. Будем рады если вы поможете нам в сборе материала по этой интересной и увлекательной теме.
СЕВЕРОАМЕРИКАНСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА XVII–XIX вв. (Окончание)
До полного
окончания войны оставалось еще несколько месяцев, а незадолго до ее
окончания 14 апреля 1865 г. в театре «Форд» в Вашингтоне был смертельно
ранен президент Линкольн. Новость об этом событии по телеграфу почти
сразу же была передана во все ведущие газеты страны. Корреспонденты
постарались в один передаваемый параграф вместить все основные
подробности случившегося события. Заголовок сообщения о покушении на
Линкольна в «The New York Tribune» звучал следующим образом: «В
Президента стреляли в театре сегодня вечером и, возможно, смертельно
ранили». Так в газете рождался стиль подачи новостей, получивший
название «перевернутой пирамиды». В «перевернутой пирамиде» самое
основное в сообщении – «кто, что, как, где и когда» – выносится в
заголовок, а значимость фактов, освещаемых в самом сообщении, идет по
убывающей.
После окончательной капитуляции южан 8 мая 1865 г.
страна вступает в период Реконструкции (1865–1877). Для журналистики
этот период явился временем значительных перемен – поиска новых форм
собственной реализации и методов подачи информации, завоевания своего
читателя и появления ряда технических инноваций.
К техническим
новшествам этого периода следует отнести тот факт, что с 1867 г. сырьем
для производства газетной бумаги становятся волокна или отходы
древесины, тогда как ранее бумага изготовлялась из тряпья. Это привело к
удешевлению изданий. Годом ранее была осуществлена успешная прокладка
трансатлантического телеграфного кабеля (первая попытка была предпринята
еще в 1858 г., но оказалась неудачной), связавшего Америку с Европой.
В
1868 г. Кристофер Шоулз изобрел печатную машинку, изменившую
традиционное представление о работе журналиста. В период с 1868 по 1873
гг. Шоулз, Карлос Глидден и Джеймс Денсмор предлагали одну модель
печатной машинки за другой, пока в 1873 г. не была получена модель,
годная к серийному производству. И уже год спустя Марк Твен, попробовав
напечатать письмо на машинке, с восторгом писал: «Похоже, что она
печатает быстрее, чем я могу писать. Можно спокойно откинуться в кресле и
работать на ней. Она помещает целую уйму слов на одной странице. Она
ничего не пачкает и не оставляет клякс. И, конечно же, она экономит
бумагу».
В 1869 г. было завершено строительство
трансконтинентальной железной дороги, соединившей побережья Тихого и
Атлантического океанов, а в 1876 г. Александр Белл изобрел телефон, без
которого также стало невозможно представить работу газеты и газетного
репортера. Телефонная связь быстро вошла в повседневную жизнь.
В
этот период с журналистской сцены стали исчезать крупнейшие фигуры
предыдущей эпохи, с которыми были связаны этапные события в истории
американской прессы. Один за другим ушли из жизни такие выдающиеся
деятели «большой» американской прессы как Генри Реймонд, Хорас Грили
(который незадолго до смерти предпринял в 1872 г. попытку
баллотироваться на пост президента США, но уступил Гранту), Джеймс
Беннет-старший, Сэмюэл Баулз, Уильям Каллен Брайант.
Им на смену
пришли новые имена – Чарльз Андерсон Дана из нью-йоркской «The Sun»,
Мэнтон Марбл из «The World», Уайтлоу Рид из «The Chicago Tribune», Генри
Уоттерсон из «The Louisville Courier-Journal», Мюрат Холстед из «The
Cincinnati Commercial», Джозеф Пулитцер из «The St. Louis Westliche
Post». Хотя эти известные редакторы выросли в традиции «персонального
журнализма», процветавшего в довоенный период, и обладали талантом,
позволявшим им чувствовать себя уверенно в этой традиции, «персональный
журнализм» в послевоенный период столкнулся с определенными
затруднениями, хотя и не исчерпал своих возможностей.
В период
Реконструкции наметились пять новых тенденций, заставивших внести
коррективы в редакционно-издательскую политику американской прессы.
Первая
тенденция заключалась в том, что американские газеты уверенно взяли
курс на информационную насыщенность. Война приучила читателя обращать
больше внимания на колонки новостей в газете, нежели на передовые
статьи, столь ценимые в традиции «персонального журнализма». Поэтому
новое поколение редакторов, извлекшее уроки из журналистской практики
военного периода, больше внимания уделяло быстрому, точному и
действенному репортажу о происшедших событиях.
Вторая тенденция
нашла свое отражение в еще большей децентрализации американской прессы.
Значительную роль в журналистском мире стал играть американский Запад,
культурным центром которого утвердился Сан-Франциско, где уже в середине
1850-х гг. издавалось больше газет, чем в Лондоне. Информационное
агентство «Associated Press», вступив в альянс с телеграфным агентством
«Western Union Telegraph» и обеспечив себе практически монопольное
положение на рынке новостей, поставляло информацию большинству
региональных газет, которые теперь получали свежие новости практически в
том же объеме, что и нью-йоркские издания. Поэтому значительное влияние
в этот период приобрели такие региональные издания, как «The Chicago
Daily News» («Чикагские ежедневные новости», 1875), «The Indianapolis
News» («Новости Индианаполиса», 1869), «The San Francisco Examiner»
(«Сан-Франциско Икзэминер», 1865) и другие.
В этой связи стоит
отметить и возросшую активность компаний по распространению
периодических изданий, обороты которых в послевоенное время достигли
десятков миллионов долларов. Так, в 1866 г. «American News Company»
распространяла по всей стране 650000 экземпляров еженедельных изданий и
296000 экземпляров ежемесячных журналов. Деятельность подобных компаний в
большой мере способствовала росту тиража периодических изданий в США.
К
третьей тенденции стоит отнести возросшую политическую независимость
ряда периодических изданий, то, что иногда именуется «независимым
журнализмом». «The New York Evening Post», «The Springfield Republican»,
«The New York Times» и ряд других изданий демонстрировали свою
готовность бросить вызов местным властям.
Традиция политического
журналистского расследования в истории американской прессы была создана
серией сенсационных разоблачений, опубликованных в «The New York Times» в
1870 г. Эти разоблачения были направлены против злоупотреблений властью
со стороны всесильного нью-йоркского партийного босса Уильяма Твида,
лидера местного отделения демократической партии. Пользуясь своим
положением, Твид не только присвоил значительные суммы из муниципальной
казны, но был замешан в ряде других неблаговидных дел. Выступать против
Твида и его команды до «The New York Times» никто не осмеливался, хотя
было известно, что на содержании Твида находились многие нью-йоркские
журналисты, поэтому публикации в «The New York Times» и проведенное
газетой расследование имели широкий общественный резонанс. В результате
опубликованных разоблачений Твид попал на скамью подсудимых: После 1870
г. «независимый журнализм» обретает силу, делая прессу «четвертой
властью».
Четвертой тенденцией следует считать акцент на
сенсационность в подаче материала. Беннетовский стиль журналистики,
согласно которому все, включая рекламу, может и должно быть новостью,
находил все большее применение в американской прессе. Беннетовские
принципы исповедовал Чарльз А. Дана, ставший редактором нью-йоркской
«The Sun» в 1868 г. Ему удалось вдохнуть новую жизнь в это издание. В
редакционной статье он обещал своим читателям, что его газета «будет
стремиться к лаконичному, ясному и четкому изложению событий и приложит
все усилия, чтобы каждый день представлять фотографию того, что делается
в мире в самой яркой и живой манере».
Дана смог привести свою
газету к успеху, сделав ставку на жесткость комментариев (особенно в
адрес администрации президента У. Гранта), сенсационность и определенный
цинизм в подаче новостей. Один из современников писал, что Дана сделал
«The Sun» «на редкость популярной и забавной, но такими средствами,
которые сильно пошатнули его положение в обществе <...> В те дни
канонады отборной брани составляли для «The Sun» ее главный козырь».
Сын
Джеймса Гордона Беннета – Джеймс Гордон Беннет-младший – стал
редактором «The New York Herald» в 1867 г. К этому времени «The New York
Herald» приносила своему владельцу 750000 долларов чистого ежегодного
дохода. Беннет-младший не только продолжил направление, намеченное его
отцом, но и показал, каким образом можно создавать сенсационные новости.
В
1872 г. Беннет послал репортера Генри Стенли в Африку на поиски
пропавшего путешественника Дэвида Ливингстона. Экспедиции «The New York
Herald» удалось отыскать Ливингстона, и репортаж Стенли стал
хрестоматийным: «Подойдя ближе, я разглядел в группе самых знатных
арабов белое лицо пожилого человека. На нем была шапка с золотой каймой,
одежда его состояла из короткой куртки красного цвета, штаны его –
похоже, что я их не увидел. Я обменялся с ним рукопожатием. Мы
приподняли шляпы, и я спросил: «Доктор Ливингстон, я полагаю?» – И он
ответил: «Да».
В 1874 г. Беннет-младший вместе с лондонской
«Daily Telegraph» («Дейли Телеграф») снарядил вторую африканскую
экспедицию, во время которой Стенли определил течение Конго. В 1879 г. в
поисках новых сенсаций Беннет снарядил на собственный счет экспедицию к
Северному полюсу (корабль «Дженнет»), имевшую несчастный исход.
В
качестве пятой тенденции можно выделить тот факт, что благодаря
деятельности великих редакторов довоенной эпохи, а также в результате
общественного резонанса, вызванного «независимым журнализмом», профессия
журналиста из прежде непрестижной и малоуважаемой переходит в разряд
общественно значимой. Журналист получает более высокий социальный
статус, положение и определенную независимость в
общественно-политической расстановке сил.
Наряду с журналистикой,
работающей в стиле «penny press», продолжала развиваться журналистика,
ориентированная на более узкий круг взыскательного и подготовленного
читателя. В конце 1860-х гг. в Нью-Йорке выделялись два конкурирующих
еженедельника «The Round Table» («Круглый стол», 1865–1869) и «The
Nation» («Нация», 1865). Своей аудиторией оба еженедельника избрали
интеллектуальные круги Америки, предлагая им «еженедельный отчет обо
всем значительном, полезном и сделанном со вкусом».
«The Round
Table» и «The Nation» представляли собой сочетание
литературно-критического журнала с «журналом мнений», не являясь при
этом политически ангажированными изданиями. Однако «The Round Table» не
выдержал конкуренции, уступив место «The Nation».
С первых дней
создания «The Nation» его главным редактором (1865–1881) стал Эдвин
Годкин, иммигрант из Ирландии, превративший это издание в одно из
наиболее влиятельных во второй половине XIX века. Годкин был сторонником
либеральных идей Джона Стюарта Милля и искал в Америке воплощение своей
мечты о демократии, а потому девизом «The Nation» стал лозунг –
«демократия, индивидуализм, нравственность и культура».
Годкину
удалось привлечь к сотрудничеству хороший круг авторов (в журнале
публиковались Лонгфелло, Уиттьер, Лоуэлл, Нортон и многие другие видные
представители литературно-академического мира) и утвердить репутацию
«The Nation» в журналистском мире. Много внимания уделялось литературной
критике, научным публикациям, немало было сделано для того, чтобы
Америка признала учение Дарвина. К публикациям журнала (в области
литературы, культуры, политики) с уважением относились представители
интеллектуальной элиты. Дж. Р. Лоуэлл писал в письме к Годкину: «Вы все
время говорите то, что я сам хотел бы сказать – не успею я даже подумать
об этом».
Непримиримый критик «позолоченного века», Годкин
презирал массовую культуру и ненавидел политическую плутократию, с
которой он неустанно боролся в течение долгих лет пребывания в
журналистике. Но в Америке его постигло разочарование. Он писал: «50 лет
тому назад я приехал сюда, исполненный высоких и излишне оптимистичных
идеалов относительно Америки... Теперь все развеялось в прах, и, для
того, чтобы сохранить хотя бы умеренные надежды в отношении рода
людского, мне, видимо, нужно связывать их с иными краями».
В
период Реконструкции появился и первый качественный финансовый
еженедельник «The Commercial and Financial Chronicle» («Коммерческая и
финансовая хроника», 1865), который можно в определенной степени
сравнить с таким солидным изданием, как «The London Economist».
Вплоть
до 1870 г. американские журналы не практиковали использование рекламы.
Единственная допустимая реклама – это реклама книг, издаваемых
соответствующим издательским домом. Однако в 1870 г. в журнале «The
Scribner's Monthly» была напечатана реклама, не связанная с книжной
продукцией, и вскоре реклама и журнальная проза и публицистика стали
взаимозависимы, ибо действенность рекламы напрямую зависела от
популярности и тиража периодического издания. В свою очередь финансовые
вливания от размещения рекламы помогали журналам выживать во все
усиливавшейся конкурентной борьбе.
Из ежемесячных журналов этого
периода выделялся нью-йоркский общественно-литературный журнал «The
Scribner's Monthly» (1870–1881), патронируемый мошной издательской
фирмой «Скрибнерз». Под редакцией Джильберта Холланда, вышедшего из
журналистской школы «The Springfield Republican», журнал «The Scribner's
Monthly» сумел завоевать читательский рынок разумным сочетанием
социально-политических публикаций (на его страницах отстаивались идеи
религиозной толерантности, поднимались проблемы международного
авторского права, выдвигались идеи необходимости проведения реформы в
государственной службе) и интересной подборкой литературно-критического
материала.
Интересен был и новый подход журнала «The Scribner's
Monthly» к использованию иллюстраций очень высокого качества, что было
заслугой художественного редактора Александра Дрейка. Гравюры Тимоти
Коула и Теодора Де Винне превратили журнал «The Scribner's Monthly» в
один из самых изысканных по оформлению журналов этого периода.
В
конце XIX столетия происходят события, во многом определившие основные
тенденции дальнейшего развития американской прессы. Особенно следует
выделить появление «нового журнализма», породившего как феномен «желтой
прессы», так и стандарты «качественной журналистики», движение
«разгребателей грязи», индустриализацию и монополизацию в
газетно-журнальном деле.