Наш сайт посвящён изучению истории и культуры Северной Америки XIX века: Техасской революции и Республике Техас (1836-1845 гг.), Американо-Мексиканской войне (1846-1848 гг.), войне Севера и Юга США (1861-1865 гг.), периоду Реконструкции Юга (1865-1877 гг.), освоению Дикого Запада (период между 1865-1890 гг., в который происходило заселение западных территорий штатов: Северная и Южная Дакота, Монтана, Канзас, Вайоминг, Небраска и Техас), и другим событиям на Североамериканском континенте. Будем рады если вы поможете нам в сборе материала по этой интересной и увлекательной теме.
ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ США И ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ (2 часть)
В этот же период начинается оформление международных журналистских
организаций. Созданная в 1926 г. Международная Федерация журналистов (со
штаб-квартирой в Париже) преследовала задачи защиты прав и свобод,
чести и достоинства журналистов при исполнении ими профессиональных
обязанностей, борьбы против влияния большого капитала на прессу.
Федерация прервала свою деятельность с началом второй мировой войны.
В
период войны, в 1941 г., была учреждена Международная Федерация
журналистов союзных (свободных) государств, которая была призвана
объединить работников прессы – демократов, борющихся против фашизма, за
скорейшую победу антинацистских сил во второй мировой войне.
Существовала договоренность, что на основе этой организации в
послевоенный период будет создана всемирная демократическая организация
журналистов.
Международная организация журналистов (МОЖ) была
создана на международном конгрессе журналистов в Копенгагене (Дания),
проходившем 3–8 июня 1946 г. Она создавалась как организация, призванная
продолжить традиции МФЖ и Международной федерации союзных (свободных)
государств. На конференции в Праге (3–7 июня 1947 г.) при участии
представителей журналистов от 28 стран был принят Устав МОЖ.
МОЖ в
течение длительного периода была самой многочисленной международной
организаций журналистов (в 1970-е годы имела 150 тыс. членов) – во
многом благодаря тому, что ее коллективными членами были Союз
журналистов СССР, насчитывавший в своих рядах десятки тысяч человек, а
также журналистские союзы стран советского блока. Организация имела
консультативный статус при специализированных учреждениях ООН – ЭКОСОС и
ЮНЕСКО и сыграла решающую роль в принятии в 1983 г. «Международных
принципов профессиональной этики журналистов», разработанных под эгидой
ЮНЕСКО.
МОЖ провозглашала себя международной организацией
журналистов с демократическими убеждениями, независимой от политических
партий и правительств. Однако на деле она пользовалась поддержкой со
стороны государств советского блока и вплоть до середины 1989 г.
избегала критики и соответствующих практических действий в связи с
ограничением свободы прессы и нарушениями прав журналистов в
социалистических странах. Повышению авторитета МОЖ препятствовал дефицит
подлинного демократизма в структуре и управлении организацией, что
привело, по заключению Исполнительного комитета МОЖ (Париж, ноябрь 1990
г.), к «серьезным деформациям в ее политике и деятельности, в частности,
к господству нескольких организаций и лиц, монополизации власти,
мешавшей полному участию подавляющего большинства членских организаций в
процессе принятия решений»[5]. В конце 1980-х годов, в связи с
политикой перестройки в СССР и демонтажем социализма в
восточноевропейских странах, влияние МОЖ в международном журналистском
движении оказалось подорванным. Одной из важных исторических заслуг
Международной организации журналистов является ее забота о развитии
журналистики в странах Азии, Африки и Латинской Америки, конкретное
содействие подготовке журналистских кадров для этих стран.
Возрожденная
в 1950-е годы Международная федерация журналистов (МФЖ) со
штаб-квартирой в Брюсселе является на сегодня самой представительной в
мире журналистской организацией, объединяющей профессиональные союзы из
90 стран. Основными задачами ее деятельности является борьба за свободу
прессы, за социальные и профессиональные права журналистов, за
обеспечение их независимого статуса, за развитие сильного профсоюзного
движения работников СМИ, а также деятельность по обучению и повышению
квалификации журналистов.
Региональные международные
журналистские объединения. Во время второй мировой войны и в
послевоенные годы в различных частях мира появляются международные
региональные организации журналистов. Так, в 1942 г. было создано
Межамериканское общество прессы (МОП). Образованное как организация
латиноамериканских журналистов, оно существенно изменило свой состав и
направленность деятельности с III конгресса в Каракасе (Венесуэла, 1945)
после того, как в Межамериканское общество прессы вошли редакторы и
владельцы изданий США, в том числе представители крупнейших издательских
группировок.
Отвечая на критику слева, МОП указывает на свои
заслуги в борьбе за свободу печати на континенте за истекшие десятилетия
своей деятельности. Общество и действующий в его структуре Комитет
свободы информации повлияли на отмену цензурной практики в Бразилии
(1978), способствовали возвращению частным владельцам Перу ежедневных
газет, национализированных военным правительством (1980), борьбе против
обязательного лицензирования работающих латиноамериканских журналистов с
учетом их образовательного уровня и профессионального опыта.
Вышедшие
из состава МОП журналистские ассоциации приняли решение о создании
новой организации работников средств массовой информации Латинской
Америки. Однако реализовано это решение было только в 1975 г. на первом
конгрессе латиноамериканских журналистов в Мексике, который провозгласил
образование Латиноамериканской федерации журналистов (FELAP).
В
мире действует еще ряд региональных международных объединений
журналистов: Союз африканских журналистов, Союз арабских журналистов и
пр.
Политико-идеологическая дифференциация прессы в Европе в XX
в. Прошедший век был эпохой крупных общественных и политических
потрясений, результатом которых стали две мировые войны, крушение
колониальных и тоталитарных империй, полностью перекроившие карту мира.
Особенно сильным был накал политических и идеологических страстей в
первой половине века, что стимулировало развитие политически
тенденциозной журналистики. В Германии в период Веймарской республики
почти половина всех ежедневных газет открыто заявляла о своей
приверженности тому или иному политическому направлению или партии. Из
4700 газет, которые выходили в 1932 г., более 600 поддерживали партию
Католического центра и Баварскую народную партию. Обширную партийную
прессу имела социал-демократическая партия Германии. Располагая
собственным издательским объединением, она издавала в 1931 г. 174 газеты
и десятки журналов. Довольно многочисленной была группа изданий
германской компартии. Сильная партийная пресса существовала во Франции,
ряде других стран Европы.
Европейские периодические издания были дифференцированы по идейно-политическим признакам, образуя несколько крупных групп:
–
монархическая пресса – сохраняла сильные позиции в основном до первой
мировой войны, в итоге которой многие монархические режимы сменились
республиканскими;
– христианско-клерикальные издания. К их числу
относится, например, ватиканская газета «Osservatore Romano» («Римский
обозреватель»);
– христианско-демократическая печать является
рупором светских партий, опирающихся на идеологические установки
христианской демократии – в том числе немецкие газеты «General Anzeiger»
(«Всеобщий вестник»), «Bayernkurier» («Баварский курьер»), итальянская
«Popolo» («Народ») и другие издания;
– либеральная пресса
представлена изданиями, многие из которых были созданы в период апогея
политического движения либералов XIX в. – например, барселонская газета
«La Vanguardia» («Авангард»), основанная в 1881 г.;
– социал-демократическая печать, представленная органами партий – членов Социалистического Интернационала;
–
коммунистическая пресса, издаваемая компартиями, созданными после 1917
г. на базе левого крыла социалистических и социал-демократических
партий;
– правонационалистические издания – органы прессы
шовинистической или близкой к ней направленности – например, печать
сторонников Де Голля во Франции до 1968 г. (газета «Le Parisien Libéré» –
«Освобожденный парижанин» и др.);
– фашистская и неофашистская
периодика – наиболее известными образцами такого рода прессы являлась
печать германского рейха в период нахождения у власти нацистов;
–
печать «экологических» партии и движений. Этот отряд прессы является
относительно новым, так как массовые организации защитников окружающей
среды («зеленых») сформировались в основном в 1970-е – 1980-е годы. В
ряде западноевропейских стран «экологические» партии представлены в
парламентах и в правительстве. Одной из наиболее влиятельных организаций
такого рода является партия германских «зеленых». Стремясь к расширению
своих рядов, немецкие экологисты в 1979 г. создали газету «Die Grünen»
(«Зеленые») и ряд других изданий. Действующая в условиях кризиса
политической периодики в странах Европы пресса «зеленых» не имеет
массовых тиражей.
Типологическая эволюция периодики в XX в.
Развитие периодики по типам изданий, происходившее в XVII–XIX вв.,
способствовало формированию основных типов газет и журналов. Процесс
типологической эволюции прессы, продолжившийся в первой половине XX в.,
привел к формированию современной системы устоявшихся типов изданий,
адаптированной к условиям рыночной среды.
Таблоиды. Газеты
небольшого (таблоидного) формата выходили и в XIX веке, но при этом не
делалось различия между такого рода изданиями и другими газетами.
Таблоид как явление «массовой» сенсационной прессы и тип издания
появился на рубеже веков. В декабре 1900 г. Дж. Пулитцер пересек
Атлантику в компании с британским издателем А. Хармсуортом. В ходе
совместного путешествия обсуждались различные идеи развития «массовой»
печати. Хармсуорт с 1896 г. издавал «желтую» газету «Daily Mail»
(«Ежедневная почта»), в основу деятельности которой были положены
рецепты североамериканской «массовой» прессы. Английский издатель
высказал ряд соображений относительно дальнейшего развития газет для
«низших классов». Для того, чтобы проверить на практике жизнеспособность
предлагаемых новшеств, Пулитцер предоставил Хармсуорту возможность
выпустить один номер своей газеты «New York World». Экспериментальный
номер, подготовленный под руководством Хамсуорта, вышел в свет 1 января
1901 г. Он был вдвое меньше по размеру обычного номера «World» и богато
оснащен иллюстрациями. Несмотря на то, что новый формат газеты был
хорошо принят аудиторией, последующие номера продолжали выходить в
прежнем варианте.
Впоследствии, по возвращении в Англию,
Хармсуорт перевел свою газету «London Daily Mirror» на таблоидный
формат. Другой высокотиражной английской таблоидной газетой стала
«Evening Graphic».
В США расцвет сенсационной таблоидной прессы
пришелся на двадцатые годы, после старта в 1919 г. в Нью-Йорке первого
крупного таблоида «Illustrated Daily News», созданного Паттерсоном и
Маккормиком (слово «Illustrated» впоследствии было исключено из названия
этой газеты). Таблоид быстро превратился в самую высокотиражную газету:
в 1930 г., несмотря на последствия экономического кризиса, он имел
беспрецедентный тираж – полтора миллиона экземпляров.
Успех
«Daily News» на газетном рынке побудил издателей-конкурентов
внимательнее отнестись к английскому изобретению – таблоиду. В 1924 г.
Херст внедряет на газетный рынок Нью-Йорка свой таблоид – «Daily
Mirror», «позаимствовав» у английского прототипа не только издательскую
модель, но и название. Несколькими месяцами спустя в конкурентную борьбу
межу таблоидами вмешался издатель Макфадден, который предложил
аудитории свою газету того же типа – «Daily Graphic».
В начале
века определились характеристики таблоида как газеты для жителей городов
с их лихорадочным ритмом жизни, не оставляющим достаточного времени для
обстоятельного чтения прессы. Первоначально издатели таблоидов
отказывались от рассылки газет по подписке, прибегая к агрессивной
манере распродажи тиража через уличных распространителей. Небольшую по
размерам, легко доступную газету было удобно читать в трамвае, метро,
баре и пр. Многостраничность таблоида создавала у читателя выгодное
(хотя и ошибочное) впечатление, будто ему предлагается больше информации
по сравнению с газетой обычного формата. На меньшей по размеру газетной
полосе не терялись в обшей массе рекламы публикуемые объявления,
особенно небольшие, что привлекало рекламодателей. Таблоиды представляли
собой многообещающее средство рекламы, обращенной к массовому
потребителю. Однако рекламные агентства не могли размещать в них
пространные коммерческие объявления, поскольку такого рода реклама не
помещалась на небольшой газетной полосе. При выпуске таблоидов
усложнялись задачи газетных дизайнеров и верстальщиков, которым
приходилось оперативно форматировать и верстать большое количество
маленьких полос.
Содержание таблоидов, подстраивающихся под
уровень читателей, наименее развитых в интеллектуальном и культурном
отношении, сводилось преимущественно к публикациям сенсационного и
скандального характера. Многие современники называли их «газетенками» – и
не только из-за небольшого формата. Для таблоида характерно обилие
иллюстраций, развлекательных материалов (включая юмористические тексты и
рисунки, комиксы), использование вызывающих «нестандартных» заголовков,
шокирующих крупных «шапок» на первой полосе. Так, в 1930 г. иллюстрации
занимали в среднем 40% площади американских таблоидов – и только 25%
площади газет обычного формата. Каждая из полос (или пара соседних
полос) «классического» таблоида была специализирована по тематике,
центральные полосы (разворот) обычно были заполнены иллюстрациями.
Вымысел
и домысел, слухи и скандалы, обычные для таблоидных газет, были
призваны увлечь и развлечь обывателей. «Я даю им то, что они требуют», –
заявил изобретатель таблоида Хармсуорт (получивший впоследствии титул
лорда Нортклифа). С целью привлечения внимания читателя (главным образом
представляющего «низшие классы» общества) таблоиды обильно оснащались
текстовыми материалами и иллюстрациями, эксплуатирующими социальные
стереотипы (национальные, расовые, половые и пр.), бытующие в массовом
сознании, а также сексуальные инстинкты аудитории. Не удивительно, что
понятие «таблоид» стало синонимом сенсационной скандальной прессы для
невзыскательного читателя. Впоследствии по аналогии с таблоидными
изданиями появились понятия «таблоидная журналистика», «таблоидное
телевидение», отождествляемые с откровенно шокирующими, этически
спорными видами журналистской деятельности.
Англоамериканская
таблоидная пресса вызвала многочисленные подражания в Европе, Азии и
Латинской Америке. Так, в Двадцатые-тридцатые годы тип таблоидного
издания внедряется в Мексике, Бразилии, на Кубе. В Гаване были созданы
по американскому образцу таблоиды «La Prensa» («Пресса») и «La Voz»
(«Голос») – предельно дешевые газеты (стоимостью в 1 сентаво), имевшие
массовое распространение благодаря скандальному характеру своих
публикаций и постоянному освещению так называемой «красной хроники» –
криминальных историй во всех их неприглядных подробностях.
Еженедельные
журналы новостей. В двадцатые-тридцатые годы XX в. оформилась большая
типологическая группа журнальной периодики – журналы новостей.
Родоначальником и ярким представителем этого типа журналов является
«Time» («Время») – журнал, основанный в 1923 году молодыми выпускниками
Йельского университета X. Люсом и Б. Хадденом. Создатели журнала уловили
потребности новых слоев среднего класса, существенно расширившегося в
результате индустриализации и преодоления сугубо элитарного характера
высшего образования, в изданиях, которые были бы лишены характерного для
тогдашней «качественной» прессы фактологического
объективистски-отстраненного подхода к новостям, но вместе с тем
предлагали бы насыщенную фактами, экспрессивно окрашенную картину
разнообразных событий – от бизнеса, внутренней политики и международных
дел до новинок науки, техники, образования.
Большинство
многочисленных выпускников американских университетов и колледжей,
пополнивших средний класс в 1920-е годы, не было отягощено
основательными познаниями, которые выходили бы за пределы их профессии.
Поэтому обращенный к ним новый журнал был адресован не «экспертам», а
«занятому человеку» – поглощенному своим бизнесом образованному среднему
американцу, которому недосуг прочитывать многостраничные газеты и
разнообразные журналы в поисках интересующей его «стержневой»
информации. Молодые создатели журнала заявили, что несмотря на обилие
содержательных периодических изданий, «народ в США большей частью плохо
информирован». И предложили систематический отбор и строгую организацию
журнального материала по двум десяткам тематических разделов,
позволяющую читателю лучше ориентироваться в содержании журнала,
суммирующего и интерпретирующего новости недели.
Введенная ими
жесткая внутренняя структура номеров в соответствии с принципом «полной
организации новостей» сочеталась с субъективностью и наглядностью
изложения. «Time» готовился в одном стиле – таким образом, чтобы у
читателя возникало впечатление, будто изложение новостей недели в нем
ведется «от одного человека – другому». С этой целью написанные
репортерами материалы основательно перерабатывались редакторами журнала,
которые придавали им черты своеобразного стиля «Time» – доверительного,
ироничного, нередко острого, скептического. Это дало основание
утверждать, что редакция практикует некий «коллективный журнализм».
Стремясь
приблизить издание к новым слоям образованного среднего класса, Люс и
Хадден ввели на его страницы элементы молодежного и студенческого
слэнга, многочисленные неологизмы и экзотизмы, призванные повысить
экспрессивность изложения новостей. Для завоевания внимания этой
категории аудитории широко использовались материалы «человеческого
интереса», призванные привлечь всеобщее внимание (на темы спорта, отдыха
и развлечений, межполовых отношений, здоровья, стиля жизни и пр.).
Публикациям
в «Time» были присущи отчетливо выраженные экспрессивные нарративные
(повествовательные) характеристики. Журнал стремился сообщать новости в
виде занимательных историй с элементами комментирования, отказавшись от
распространенного в прессе США фактологического репортажа. Содержание
журнала распределялось по десяткам небольших тематических текстовых
материалов, близких по жанровым признакам к расширенной заметке, сжатой
корреспонденции или репортажу. Многие из них (до 70%), подготовленные на
основе метода дайджестирования, представляли собой краткое переложение
материалов «качественной» прессы. Вместе с тем редакция имела свои
собственные службы исследования и документации, позволившие обеспечить
журналу репутацию хорошо информированного органа печати. В результате в
деятельности и облике «Time» удивительным образом сочетались черты
издания для массовой аудитории – и «качественной» прессы.
Объявив,
что миссия журнала – «видеть и показывать» мир, его создатели
постарались придать ему черты издания, предлагающие читателю яркие,
эмоционально окрашенные «картинки» действительности – почти визуальный
имидж событий. Введение в «Time» иллюстративного материала, в частности,
событийной фотографии, подкрепило эти черты издания.
Изначально
журналу «Time» были свойственны элементы субъективности – в отличие от
объективистского, внешне беспристрастного содержания «качественных»
газет. Изложение новостей на страницах «Time» имело отчетливо выраженный
интерпретирующий аспект, что вызывало упреки части
современников-журналистов в том, что на страницах издания наблюдается
смешение фактов и мнений. X. Люс, скептически относившийся к
классическим требованиям объективности и беспристрастности, полагал, что
в журналистике всего важнее «честность», заключающаяся в том, что
журналист не прибегает к искажению фактов, чтобы обосновать свою точку
зрения, и не отвергает факты, подтверждающие иные точки зрения.
Критики
неоднократно ставили под сомнение честность «Time», обвиняя в том, что в
нем под видом изложения новостей осуществляется пропаганда. Нередко
представленная на страницах издания информация не имела конкретных
ссылок на источник, что вызывало сомнение в ее достоверности. Причиной
этого было широкое применение редакцией метода дайджестирования:
информация зачастую бралась из других изданий без ссылок на них и без
указания на вторичность источников (более ценной является информация,
полученная «из первых рук», от непосредственных участников и свидетелей
событий).
Характерной приметой журнала стала персонализация
новостей. Отбор информации о происходящих событиях строился на
приоритетном внимании к тем новостным сюжетам, участниками которых были
«звезды» политики, бизнеса, сферы развлечений: редакция «Time» работала
под девизом «Имена создают новости». Находкой руководителей журнала,
усиливающей эффект персонализации, стал «человек года «Time» – ежегодно
называемый журналом герой новостей – как правило, из категории «звезд».
Общественно-политический
иллюстрированный еженедельный журнал новостей «Time» приобрел в
тридцатые годы большой коммерческий успех и превратился впоследствии в
один из самых высокотиражных журналов мира с транснациональным
распространением. В настоящее время он имеет более 40 зарубежных
изданий, включая европейскую версию «Time – Atlantic Edition». Его общий
тираж, переваливший в 1960 г. рубеж 2,5 млн. экз., достиг 4 млн. в 1970
г. и сегодня составляет около 5 млн. экз.
Тип и редакционная
концепция журнала «Time» вызвали многочисленные подражания как в
Соединенных Штатах, так и за рубежом. Непосредственным же типологическим
аналогом и конкурентом «Time» стал основанный в 1933 г. в США журнал
«Newsweek» («Новости недели»). Между ними много общего, прежде всего в
формате, оформлении, внутренней структуре и содержательных
характеристиках. «Newsweek» был создан под руководством англичанина Т.
Дж. С. Мартина, который до этого работал в качестве сотрудника редакции
«Time». Мартин, хорошо изучивший внутреннюю редакционную деятельность
«Time», использовал в новом издании многие идеи, выдвинутые десятилетие
назад Люсом и Хадденом. При этом он стремился приглушить в новом издании
присущий журналу «Time» субъективный стиль в передаче новостей.
«Newsweek»
– влиятельный общественно-политический иллюстрированный еженедельный
журнал новостей – по сей день остается главным конкурентом журнала
«Time» как на североамериканском, так и на международном рынке
еженедельных новостных журналов для массовой аудитории. Он имеет 25
зарубежных изданий, а также международную версию, распространяемую в
европейских странах. Тираж журнала – 3,1 млн. экз.
Не без влияния
примера «Time» другой американский издатель – Д. Лоуренс – в 1933 г.
преобразовал принадлежащую ему ежедневную газету «United States Daily»,
выходившую с 1926 г., в еженедельный журнал новостей. В 1948 г.,
присоединив к нему еще один свой журнал – «World Report», Лоуренс
предложил журнальному рынку свой типологический аналог журнала «Time»
под новым названием – «US News & World Report».
В
послевоенный период концепция еженедельного иллюстрированного журнала
новостей в североамериканском стиле получила широкое распространение в
странах Западной Европы, в Латинской Америке и Азии. Так, в ФРГ в 1947
г. по формуле «Time» был создан журнал «Der Spiegel» («Зеркало»). А в
следующем году на западногерманском журнальном рынке появился «Quick»,
также опирающийся на издательский опыт американских журналов новостей. В
Италии этот же опыт вдохновил создателей журналов «Expresso» и «Tempo».
Во
Франции сформировалась целая группа изданий, подобных «Time» и
«Newsweek». Первым концепцию еженедельного журнала новостей в
американском стиле воспринял журнал «L'Express», созданный в 1953 г.
Ж.-Ж. Серван-Шрейбером. Особенно заметным следование заокеанскому
образцу стало после реорганизации журнала в 1964 г. Эта же редакционная
формула вдохновила группу создателей журнала «Le Nouvel Observateur»,
который начал выходить в 1964 г. под руководством Ж. Даниэля – бывшего
сотрудника редакции «L'Express», а также основанного в 1972 г.
родственного по типу (хотя и отличающегося по политической ориентации)
журнала «Le Point», который на начальном этапе своего существования
полностью копировал свой американский прототип.
В конце
семидесятых – начале восьмидесятых годов, в период демократических
преобразований в Испании после смерти диктатора Франко, широкую
общественную известность приобрел испанский еженедельный журнал новостей
«Cambio», также созданный на основе издательских концепций,
апробированных корпорацией Люса и ее европейскими последователями.
Типологическое
родство европейских еженедельных журналов новостей с их
североамериканскими предшественниками не исключает различий,
определяемых особенностями национальных школ журналистики. Во многих
изданиях этого типа в Европе, при их общем информационно-рекламном
характере, в большей степени, нежели в североамериканских, представлен
публицистический, аналитический аспект. Исторически сложившиеся традиции
европейской журналистики «больших мастеров», основанной на авторитете и
влиянии признанных, известных публицистов, исключают стилевую
нивелировку новостных журналов в духе раннего «Time».
Характерным
элементом содержания современных еженедельных журналов новостей – как в
США, так и зарубежных странах – является наличие в каждом номере
«гвоздевого» специального репортажа (или статьи), посвященных одной из
наиболее злободневных новостей или проблем политического, экономического
или общественного развития.
Сегодня общественно-политический
журнал новостей адресован, как и прежде, читателям с достаточно высоким
уровнем образования – представителям интеллигенции (в том числе –
академической), студенчеству, образованным менеджерам и чиновникам с
многообразными информационными запросами и стремлением регулярно
получать интерпретированную текущую информацию в сжатом виде.
Современные
массовые иллюстрированные журналы. Успехи в развитии полиграфии,
прогресс технологии и искусства фотографии создали предпосылки для
расцвета современного типа массовых иллюстрированных журналов. Наиболее
крупным и известным из них стал еженедельный журнал «Life» («Жизнь»),
созданный под руководством X. Люса корпорацией «Time Inc.» в 1936 г.
Иллюстрированные
журналы, обращенные к массовой аудитории, были известны и ранее. Уже в
конце XIX в. значительными тиражами распространялись журнальные издания,
богато оснащенные иллюстративным материалом, в частности,
фотографическим. Одним из популярных изданий такого рода был
американский «Saturday Evening Post». Превращенный в 1897 г. в массовый
журнал стоимостью 25 центов, он был обращен главным образом к
традиционному среднему классу. Однако, за редким исключением,
иллюстрации в этих изданиях играли, как правило, подчиненную роль,
являясь средством повышения выразительности текстовых материалов. По
мере формирования жанров фотожурналистики, накопления опыта
экспрессивной визуальной документалистики фотографическая иллюстрация
выходит на первый план как самостоятельный – и нередко доминирующий –
компонент содержания иллюстрированного журнала. Этому способствовал
прогресс полиграфического производства, обеспечивший возможность
оперативного массового тиражирования качественных иллюстрированных
печатных материалов (в том числе – полноцветных журналов).
Производство
массовых многокрасочных иллюстрированных журналов современного типа,
распространявшихся многомиллионными тиражами, было связано со
значительными расходами: для них требовалась дорогая бумага, к тому же
качественная цветная печать обходилась весьма недешево. Однако тем не
менее массовые иллюстрированные журналы, привлекавшие рекламодателей
возможностью вывода коммерческих объявлений на огромные по численности
аудитории, превратились в один из наиболее предпочтительных объектов
рекламных капиталовложений, на долю которых приходилось 80–90% от общего
уровня доходов издателей. Значительный приток доходов от рекламной
деятельности позволял не только полностью покрывать расходы по выпуску и
распространению тиража, обеспечить высокую прибыльность издательского
бизнеса, но и возможность предлагать журналы массовому читателю по
низкой цене, зачастую – ниже их себестоимости. Так, один экземпляр
богато иллюстрированного журнала «Life» в 1938 г. продавался по цене
всего 10 центов, что делало его доступным весьма широкому кругу
читателей.
Вплоть до семидесятых годов история журнала
свидетельствовала о постоянной (и небезуспешной) борьбе за расширение
читательской аудитории. В начале шестидесятых годов тираж «Life»
превышал 6 млн. экз. С 1946 г. в Париже осуществлялось двухнедельное
европейское издание журнала, а в 1953 г. начал издаваться «Life En
Español» – испаноязычная версия, адресованная латиноамериканской
аудитории.
Принадлежность «Life» к массовой прессе подтверждается
содержанием и оформлением журнала. Принцип созданной X. Люсом
журнальной прессы – «видеть и показывать» мир – был доведен в
деятельности «Life» до полной реализации. События недели журнал
представлял наглядно, «в картинках», каковыми служили оперативно и
качественно подготовленные фотоиллюстрации.
До появления
телевидения и в первые годы телевизионной эпохи, когда общий объем
вечерних выпусков теленовостей не превышал 15 мин., а цветные телевизоры
еще не получили широкого распространения, богатые визуальные ресурсы
«Life» и подобных ему изданий способствовали красочному, выразительному
отображению текущих новостей. X. Люс заметил однажды, что выпускать
«Life» – это все равно, что каждую неделю ставить новое шоу на Бродвее.
Качественная фотография сочеталась с широко поставленной работой по
сбору новостей как в национальном масштабе, так и за рубежом. В
результате редакционные расходы «Life» на подготовку номера были
вдвое-втрое больше, чем у журналов-конкурентов.
Коммерческий и
общественный успех иллюстрированного журнала «Life» заставил
американских и зарубежных издателей пойти на создание соответствующих
типологических аналогов. В 1937 г. американским издателем Г. Коулсом был
создан другой сходный по типу массовый иллюстрированный журнал –
двухнедельный «Look» («Взгляд»), длительное время являвшийся главным
конкурентом журнала «Life» в борьбе за аудиторию. Другим мощным
конкурентом «Life» был еженедельный «традиционный» иллюстрированный
журнал «Saturday Evening Post», тираж которого к концу «золотого
периода» иллюстрированной журнальной периодики – 1950-х годов – достиг 6
млн. экз. В 1945 г. на рынке журнальной периодики США появился массовый
иллюстрированный журнал для афроамериканцев «Ebony» («Черный»). Его
издатель Дж. X. Джонсон – личный друг X. Люса – создал типологический
аналог журнала «Life», адаптированный применительно к афро-американской
аудитории. Накопленный в тридцатые-сороковые годы опыт издания массовых
иллюстрированных журналов был использован впоследствии при создании в
1954 г. компанией «Time Inc.» высокотиражного еженедельного журнала
«Sports Illustrated», специализированного на освещении новостей спорта
«в картинках».
Французский текстильный фабрикант и издатель Ж.
Пруво в 1938 г. купил спортивный еженедельник «Match» и после пересмотра
концепции этого издания превратил его в еженедельный массовый
иллюстрированный журнал по образцу «Life» X. Люса (с 1949 г. и по сей
день журнал издается под названием «Paris-Match»). Введение на страницы
«Paris-Match» большого количества качественных цветных фотоиллюстраций, в
частности, «фоторепортажа номера», посвященного одному из сенсационных
событий недели, тщательная работа над сопроводительными текстами
способствовали созданию у аудитории эффекта наглядности, присутствия на
месте события, придавали новостям дополнительный заряд эмоциональности.
Уже в довоенный период тираж журнала вырос с 80 тыс. до 1400 тыс. экз., а
после войны распространение восстановленного издания превысило полтора
миллиона экз. (в середине пятидесятых годов) и достигло в 1960 г.
рекордной отметки – 1800 тыс. экз. Ориентация «Paris-Match» на
американские образцы журнальной прессы способствовала усвоению его
сотрудниками стиля и методов работы, характерных для журналистики США.
Расцвет
массовых иллюстрированных журналов благоприятствовал формированию в
разных странах мира нескольких поколений выдающихся представителей
визуальной документалистики – мастеров событийной фотографии,
фоторепортажа и фотоочерка, фотопортрета, в число которых вошли Р. Капа,
М. Бурке-Уайт, А. Айзенштадт, Д.Д. Дункан (США), Ж. Картье-Брессон
(Франция) и др.
В конце 1950-х и в 1960-е годы крупные
иллюстрированные журналы повсеместно стали терять рекламные доходы под
воздействием конкуренции с телевидением, которое демонстрировало живые
картины действительности, превосходившие по экспрессивности
фотографические «картинки жизни», схваченные репортерами
иллюстрированных журналов, и представляло собой гораздо более
оперативный и массовый канал доставки информации и рекламы. В 1959 г.,
несмотря на то, что журнал «Life» вновь достиг рекордного тиража,
главной проблемой издания в области рекламной деятельности являлась
конкуренция с телевидением. Последующие годы стали периодом непрерывного
пересмотра концепции журнала с тем, чтобы он удержал и расширил
завоеванные позиции в условиях соперничества с телевидением за рекламные
доходы и роста издательских расходов. В 1962 г. «Saturday Evening Post»
– некогда самый популярный иллюстрированный журнал США с его
многомиллионным тиражом – впервые с 1891 г. потерпел убытки (и весьма
значительные – 4 млн. дол.) После экономического краха и изменения
периодичности он растерял массовую аудиторию.
Трудности массовых
журналов усугубились некоторыми тенденциями в развитии рекламного
бизнеса. По мере совершенствования адресных рекламных технологий
рекламодатели во все большей степени переключались с массовых журналов
на сотрудничество со специализированными журнальными изданиями,
предназначенными для определенных секторов и групп аудитории,
рассматривая подобные издания как более эффективное «прицельное»
средство рекламы. Вместе с существенным ростом расходов по выпуску и
распространению тиража, наблюдавшимся в конце 1960-х и в 1970-е годы,
это также серьезно подрывало позиции журнальных гигантов.
В
начале семидесятых годов разразился острый кризис массовых
иллюстрированных журнальных изданий, подтвердивший необходимость
изменения привычных издательских концепций.
С 1970 г. по 1972 г.
тираж журнала «Life» упал с 8,5 млн. экз. до 5,5 млн., существенно
сократилась и его доходность. Журнал был закрыт. Такая же судьба
немногим ранее постигла и журнал «Look», который в предыдущие
десятилетия неуклонно наращивал свой тираж: в 1945 г. было
распространено 2 млн. экз., в 1955 – 4 млн. Не достигнув намеченного
пика распространения (8 млн. экз.), журнал закрылся в 1971 г.
Аналогичные
проблемы испытывали в этот период и европейские типологические аналоги
журналов «Life» и «Look», в частности, французский «Paris-Match». В 1973
г. тираж этого издания упал до 645304 экз. Через три года испытывающий
острый кризис журнал перешел в собственность нового хозяина – Д.
Филиппачи, который скорректировал концепцию издания, повысил в нем роль
политической информации, приблизив его к типу еженедельного журнала
новостей, делающего упор на освещение сенсационных и скандальных
происшествий, на упрощенное и эмоциональное изображение событий. Вместе с
тем были сохранены наиболее выигрышные стороны «Paris-Match» как
иллюстрированного журнала, в частности, «гвоздевой» фоторепортаж номера.
Тираж журнала удалось поднять до миллионной отметки.
В октябре
1978 г. был возобновлен выпуск «Life» – уже в качестве ежемесячного
иллюстрированного журнала – но, по замечанию американских исследователей
М. и Э. Эмери, «без его знаменитой фотожурналистики». Выдающиеся
фоторепортеры – члены прежней редакционной команды «Life» – перешли в
другие журналы. Достигнутый в 1990-е годы уровень тиража (1,7 млн. экз.)
свидетельствует о том, что журнал продолжал оставаться крупным изданием
– однако без прежнего ореола исключительной популярности и значимости. В
2000 г., после образования мегакорпорации «AOL-Time Warner»,
принадлежащий ей журнал «Life» был закрыт по причине низкой
экономической эффективности, имея перед прекращением выпуска
полуторамиллионный тираж. Издание знаменитого журнала еще раз
возобновилось после 11 сентября 2001 г., которым были посвящены два
специальных номера «Life» с фоторепортажами о трагических картинах
сентябрьских событий. На этот раз выпуск журнала осуществлялся с
шестинедельным интервалом (восемь номеров в год). Для того, чтобы
публика получила доступ к лучшим фотоиллюстрациям, опубликованным на
страницах «Life» за годы его существования, был создан Интернет-сайт
Life, com, где размещены подборки «классических» фотографий.
Восстановленный
в 1979 г. под руководством Д. Филиппачи, журнал «Look», который
приобрел на этот раз ежемесячную периодичность, не имел успеха, являясь
представителем «второго ряда» крупных журнальных изданий США и
значительно уступая по тиражу ведущим журналам.
Деловые журналы. В
1920–1930-е годы наиболее наблюдательные и прозорливые издатели
обратили внимание на неудовлетворенность части делового мира содержанием
и стилем «качественных» изданий, обращенных к экономической и
политической элите. Характерное для тогдашней «качественной» прессы
изобилие неинтерпретированных фактов не выглядело большим достоинством в
глазах некоторых бизнесменов и промышленников, которые хотели бы
получать более сжатую, более систематизированную деловую и политическую
информацию и комментарий к ней. На запросы этой части аудитории ответили
создатели еженедельного журнала «Business Week» («Деловая неделя»),
выходящего в США с 1929 г.
X. Люс использовал некоторые
наработки, накопленные в период становления «Time», при учреждении в
1930 г. еще одного журнала деловых новостей – «Fortune» («Успех»),
адресованного бизнесменам. Новый журнал, быстро утвердившийся на рынке
периодики несмотря на условия экономического кризиса, предлагал наряду с
обычной для делового журнального издания финансовой и биржевой
информацией, новостями индустрии и торговли, также обширные сведения о
новостях политической и общественной жизни США, о событиях в мире,
излагаемые главным образом в сжатой и доступной форме. Стиль изложения и
комбинация новостного и аналитического материала в журнале обеспечивали
деловому читателю доступность и усвояемость предлагаемой ему
разнообразной информации. Аналогичные издания появились и в Европе.
Выходящий в Дюссельдорфе (Германия) с 1926 г. еженедельный журнал для
деловых людей «WirtschaftsWoche» («Экономическая неделя») излагает
новости на экономические и общественно-политические темы в виде
расширенных заметок и кратких статей со встроенным комментарием.
Журналы-дайджесты.
В конце XIX – начале XX в. получают распространение журналы, содержание
которых формировалось на основе переработанных материалов, взятых из
других изданий. Они приобрели общее название «дайджесты» (от английского
digest – краткое изложение, резюме). Создатели дайджестов провозглашали
просветительские намерения, заявляя, что недорогие издания такого типа
способны наилучшим образом вооружить массовую аудиторию новейшими
разносторонними познаниями в различных областях. Редакторы дайджестов
обычно декларировали свое стремление предлагать читателям все самое
лучшее из публикаций периодики, перепечатывать только отборные, наиболее
значимые и интересные материалы прессы. Однако дайджестирование (то
есть, формирование содержания на основе перепечаток) представляло собой и
довольно эффективную коммерческую стратегию в издательском бизнесе,
позволяющую добиваться существенной экономии средств на этапе
производства содержания изданий. Перепечатываемые материалы
предварительно обычно обрабатывались с целью сделать их более доступными
массовому читателю.
В 1890 г. в США был создан массовый
еженедельный «Literary Digest» («Литературный дайджест»), призванный
знакомить широкую аудиторию с «современной мыслью и исследованиями,
представленными в мировой периодической печати». Основу содержания этого
журнала, один экземпляр которого стоил всего 10 центов, составляли
сжатые переработки публикаций, появившихся в журнальной прессе США,
Канады, Англии, Франции, Италии, а также обзоры текущих новостей недели,
подготовленные на основе перепечаток статей, интервью и комментариев,
взятых из американских изданий. В период, предшествующий активному
осуществлению авторских прав на международном уровне, дайджестирование
иностранной прессы позволяло фактически бесплатно снабжать журнал
содержательными материалами, благодаря чему «Literary Digest»
превратился в весьма популярное издание. В 1920-е годы его тираж
составлял около 1,5 млн. экз. Из-за ряда просчетов в управлении изданием
«Literary Digest» прекратил свое существование в тридцатые годы.
Популярность
и экономическая эффективность типа массового (общего) журнала-дайджеста
привлекли к нему внимание издателей. Супружеская чета – издатели
Уоллесы – в 1922 г. начала выпускать ежемесячный журнал «Rider's
Digest», адресованный широкой аудитории. Декларативные установки
редакции журнала базировались на просветительских формулах. Так, в
соответствии с установкой о принципиальной возможности совершенствования
личности путем приобщения ее к знаниям, к сокровищам культуры, один из
первых редакторов «Rider's Digest» заявил: «человек может улучшить себя,
а мы можем этому способствовать». Форма журнала должна была
подтверждать его репутацию просветителя и советчика простого человека: в
номере карманного формата (чтобы читатель мог постоянно носить журнал с
собой) публиковалась 31 статья в соответствии с девизом «Rider's
Digest»: «каждый день – по одной статье постоянного интереса», исходя из
расчета, что до выхода следующего номера журнал будет полностью
прочитан.
Изначально создатели журнала заявили о том, что
редакция будет не просто предлагать ежемесячные обзоры американской
прессы, а отбирать из нее материалы, соответствующие требованиям
«непреходящей ценности и интереса», которые не устаревали бы в течение
длительного времени. Был определен круг тем «постоянного интереса»
(около трех десятков), который включал приключения и открытия, бизнес,
политику, «искусство жить», биографии знаменитых людей, развлечения,
спорт, здоровье, юмор, взаимоотношения полов, воспитание детей, полезные
советы и пр. Обращение к темам и проблемам, к которым неравнодушна
самая широкая аудитория, было призвано превратить журнал в нечто
подобное общедоступному карманному справочнику, помогающий разобраться в
самых различных жизненных ситуациях. Доверие массового читателя к
«Rider's Digest» подкреплялось тем фактом, что первоначально в течение
многих лет журнал принципиально не публиковал коммерческую рекламу,
основывая свою финансовую стратегию на притоке средств от
распространения тиража.
Содержание журнала, его редакционная
политика свидетельствуют о том, что он рассчитан на массового читателя с
невысоким образовательным уровнем (не выше средней школы). «Rider's
Digest» не выходит за пределы заранее очерченного круга тем и проблем.
Журнал культивирует у своего читателя оптимизм, уверенность в себе и
своих силах. Он не поднимает острых, неразрешимых проблем, которые
затрагивали бы большое количество людей. Концептуальная модель издания
обеспечила журналу большой коммерческий успех в США, а затем и за
рубежом. Тираж «Rider's Digest» (внутреннего издания и 36 зарубежных
версий на различных языках) достиг в 1980-е годы более чем 18 млн. экз.
В
настоящее время в мировой журнальной периодике достаточно широко
представлен тип специализированного дайджеста, с определенной тематикой
публикаций и четкой адресной аудиторной направленностью.
Эволюция
типа научно-популярного, познавательного журнала. Под воздействием
процессов коммерциализации журналистики в ряде случаев наблюдается
трансформация типа научно-популярного журнала. Наглядные признаки
коммерческой трансформации присутствуют в облике «National Geographic» –
научно-популярного журнала, созданного еще в 1888 г. в качестве органа
Национального географического общества (США). Это перенасыщенное
рекламой и промоцийными публикациями издание достигло в 1980-е годы
10-миллионного тиража (в начале нового века он сократился до 8,5 млн.
экз.). Коммерческий бренд журнала активно используется для выброса на
рынок сопутствующей продукции: видеозаписей, книг и пр.
Явный
коммерческий крен наблюдается в концепции и деятельности германского
журнала «Geo», имеющего ряд зарубежных версий (в том числе –
русскоязычную). Созданный в 1976 г. концерном «Грунер унд Яр», этот
ежемесячный иллюстрированный журнал публикует очерки, репортажи и статьи
на темы географии, высококачественные фотоработы, отображающие
различные живописные уголки планеты, жизнь животных и пр. Однако он
выполняет не только (и не столько) научно-популяризаторские функции. В
его содержании высока доля чисто развлекательного материала,
присутствует элемент сенсационности. Журнал декларирует своей основной
задачей ознакомление читателей с «непознанной планетой Земля». Однако
выбор тем для «стержневых» географических очерков отражает присущее
«Geo» стремление повествовать читателю преимущественно о тех местах на
планете, которые активно используются в качестве объектов международного
туризма (например, замки Луары во Франции, исторические
достопримечательности Рима и пр.). Сегодня, когда международный туризм
превратился во многих странах в один из основных источников доходов,
подобное селективное освещение мировых достопримечательностей больше
походит на коммерческий промоушн определенных видов выездного туризма.
Журнал содержит большой объем коммерческой рекламы.
Развитие
типов изданий коммерциализированной прессы в XX в. свидетельствует о
том, что условия конкурентной борьбы, в которых это развитие
происходило, вызывали стремление к имитации наиболее экономически
успешных типологических моделей прессы. А поскольку Соединенные Штаты в
силу исторических причин опережали другие страны в развитии коммерчески
ориентированной журналистики, большинство образцов для подражания были
американскими. Это привело к распространению в международном масштабе
однотипных вариантов периодических изданий, и, как следствие, к той или
иной степени унификации внутренней структуры, оформления и содержания
родственных по типу периодических изданий в разных странах мира.
Пресса
и рекламодатели. Бесплатные газеты. В XX в. существенно усилилось
воздействие коммерческих факторов на прессу, ослабившее ее зависимость
от читательской аудитории. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что
бюджет газет США в 1990-е годы в среднем на 80% формировался за счет
финансовых поступлений от рекламодателей, и лишь 20% средств были
получены в результате распространения тиража по подписке или в розницу
(эта часть бюджета полностью покрывала только расходы по доставке тиража
газет читателям). Таким образом, соотношение между аудиторией и
рекламодателями как источниками финансирования газетного предприятия
составило 1 к 4. В Германии во второй половине 1990-х годов соотношение
между доходами от распространения изданий по подписке и рекламными
поступлениями достигло пропорции 1 к 3. В этих условиях издатели и
журналисты обязаны прилагать дополнительные усилия, что доказать
прочность связи «читатель-газета».
Во второй половине 1990-х гг. в
крупных городах-мегаполисах Северной Америки и Европы получили
распространение газеты, вообще не зависящие от читательского
финансирования их деятельности. Речь идет о информационно-рекламных
газетах, бесплатно распространяемых в местах большого скопления людей –
на станциях метро, вокзалах, в поездах и т. д. Сочетая в своем
содержании журналистский и рекламный компоненты (при решительном
доминировании последнего), эти издания в ряде случаев составили
существенную конкуренцию традиционным газетам. Этот тип газет,
привлекательный для рекламодателей ввиду гарантированного широкого
распространения рекламных объявлений, вместе с тем предоставляет
издателям возможность экономить на производстве и дистрибьюции тиража,
избежать зависимости от жесткоконкурентных условий, влияющих на сбыт
обычных изданий. Владельцы бесплатных газет утверждают, что эти издания
не составляют конкуренцию платным, но это далеко не всегда соответствует
действительности. Пользующиеся успехом бесплатные газеты способны
ухудшить положение других изданий на рынке периодики. Не случайно, что
распространение газет этого типа вызвало протесты среди издателей и
редакторов традиционных изданий. Концепция бесплатной газеты была
разработана и осуществлена в Швеции. В 1995 г. в Стокгольме начала
распространяться газета «Metro», предназначенная для быстрого прочтения
во время поездок в городском транспорте, а потому содержащая набор
кратких удобочитаемых новостных материалов в сочетании с рекламными
объявлениями. Издание быстро стало популярным, была доказана
экономическая эффективность концепции ежедневной бесплатной газеты.
Вскоре газеты – типологические аналоги «Metro» – получили
распространение в крупных городах Швеции и соседних с ней странах, в
других регионах мира. Характерно, что некоторые из них имеют название
«20 минут» (например, парижская бесплатная ежедневная газета): такова
средняя расчетная продолжительность их прочтения. В Нью-Йорке на
станциях подземки и на автобусных остановках стала распространяться
бесплатная газета «Express», в Филадельфии – «Metro» с ее 125-тысячным
тиражом. В Великобритании наибольший коммерческий успех приобрели
бесплатные рекламные газеты «Metro» и «Evening Standard». За созданием
лондонской «Metro» последовало учреждение региональных версий газеты в
других крупных британских городах. Распространение бесплатных ежедневных
газет в Германии началось с 1998 г. с Берлина, но в этой стране
подобные издательские проекты оказывались перед лицом экономических
проблем.
Кризис периодической печати и государственная поддержка
прессы. Под влиянием процессов конкуренции с электронными СМИ, а также
углубляющейся коммерциализации журналистики, формирующей определенный
тип массовой аудитории (политически и идеологически инертной,
ориентированной преимущественно на потребление развлекательной и
«облегченной» визуальной информации), в послевоенный период в развитии
периодической прессы в США и странах Западной Европы отчетливо
проявились кризисные явления. Особенно наглядно они наблюдались среди
ежедневных газет. Так, с 1960-х гг. неуклонно сокращаются тиражи
ежедневных газет в США – несмотря на то, что в этой стране именно
газетам традиционно достается наибольшая доля рекламных доходов.
Уменьшается и общее количество ежедневников. Даже в традиционно
«газетных» странах Европы, где к числу регулярных читателей ежедневной
прессы относится большинство граждан (например, в Германии – 2/3
населения), количество подписчиков сокращается или находится в состоянии
застоя. Уменьшается и средняя продолжительность чтения газет.
В
Великобритании, известной своими традициями газетного дела, вот уже в
течение нескольких десятилетий падают тиражи газет. Значительная часть
британской молодежи не ощущает потребности в чтении газет, к тому же
четверть выпускников средней школы испытывает трудности с чтением. В
некоторых странах Южной Европы половина взрослого населения вообще не
читает газет.
Кризис газетной прессы проявлялся, в частности, в
поглощении и в вытеснении изданий конкурентами, в результате чего
издания – «победители» в конкурентной борьбе нередко превращаются в
абсолютно доминирующие на рынке органы печати, отменяя всякую
возможность конкуренции с ними. Так, в Нью-Йорке, на огромном рынке
периодики и рекламы (одном из самых богатых и доходных в мире), где
некогда борьбу за читателя вели около дюжины ежедневных газет, к началу
1990-х годов уцелело всего четыре. Фактически же на нью-йоркском рынке
доминирует единственная ежедневная газета – «New York Times», через
которую проходит основной массив коммерческой рекламы и рекламных
доходов. Американский Центр для иностранных журналистов сравнил ситуацию
в Нью-Йорке с положением в других крупных городах мира: в это же время в
Маниле (Филиппины) выходило 28 ежедневных газет, в Варшаве – 14, в
Лагосе (Нигерия) – 12[6]. В течение длительного времени в США не растет
общая численность ежедневных газет. Расходы по созданию новых газетных
предприятий и обеспечению их выживания в условиях жесточайшей
конкуренции составляют поистине баснословные суммы.
В 1930-е годы
в Англии насчитывалось более 500 городов, в которых выходили
конкурирующие газеты. Через полвека осталось не более трех десятков
таких городов. В остальных на местном газетном рынке представлена всего
одна газета. В ряде стран Европы произошло подавление значительной части
местных газет региональными версиями крупных печатных изданий, как
правило – столичных, с их мощными финансовыми и материально-техническими
ресурсами. Распространение новых дорогостоящих компьютерных и
полиграфических технологий лишь усилило кризис местных газет с их
ограниченным рекламным рынком и низкодоходным (либо дефицитным)
бюджетом.
Возрастающая сегментация рынка журнальной периодики
приводит, с одной стороны, к увеличению количества и типологического
многообразия «узконацеленных» специализированных по содержанию изданий –
и, с другой стороны, к сокращению тиражей, а нередко и закрытию
крупнейших высокотиражных журналов (что наблюдается в последние годы в
США и некоторых других странах).
Особой остротой отличается
кризис периодики политических партий. Издания, действующие сообразно
логике политической конкуренции и борьбы идей, в рыночной среде
неизбежно уступают место наиболее приспособленным к ней коммерческим
средствам массовой информации. Наглядно проявился кризис партийной
прессы в странах Европы. В послевоенный период под влиянием конкуренции с
телевидением и другими коммерциализированными СМИ повсеместным явлением
становится сокращение тиражей и исчезновение некогда массовых и
влиятельных европейских изданий – органов политических партий. В
Германии, где ранее издавались сотни высокотиражных партийных газет, в
1990-е годы свою ежедневную газету – «Neues Deutschland» – сохранила
лишь Партия демократического социализма, преемница бывшей СЕПГ (ГДР). Но
масштабы распространения этого издания на порядок отстают от былых
тиражей партийной печати. Другие же партии не смогли сохранить свою
прессу на современном рынке периодики. СДПГ, которая в прошлом издавала
десятки ежедневных и еженедельных газет, была вынуждена в
шестидесятые-восьмидесятые годы закрыть либо продать многие из них. Этой
партии, продолжительное время находившейся в статусе правящей, не
удалось сохранить даже свой основной печатный орган – еженедельную
газету «Vorwärts» («Вперед»), которая по причине убыточности была
преобразована в 1989 г. в бесплатный ежемесячный бюллетень для членов
СДПГ. Мощные германские христианско-демократические партии – ХДС и ХСС –
издают в основном партийные бюллетени, распространяемые небольшими
тиражами.