Понедельник, 19.08.2019, 01:52
Wild West
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
    Наш сайт посвящён изучению истории и культуры Северной Америки XIX века: Техасской революции и Республике Техас (1836-1845 гг.), Американо-Мексиканской войне (1846-1848 гг.), войне Севера и Юга США (1861-1865 гг.), периоду Реконструкции Юга (1865-1877 гг.), освоению Дикого Запада (период между 1865-1890 гг., в который происходило заселение западных территорий штатов: Северная и Южная Дакота, Монтана, Канзас, Вайоминг, Небраска и Техас), и другим событиям на Североамериканском континенте. Будем рады если вы поможете нам в сборе материала по этой интересной и увлекательной теме.
18+
Главная » Статьи » Индейцы

Очерк истории команчей

Э.Уоллес, Э.Хобел; перевод А.В. Зорина из книги E. Wallace & E. Adamson Hoebel. "The Comanches: Lords of the South Plains. Norman." 1952

Сто пятьдесят лет команчи в союзе с кайова господствовали на Южных Равнинах. Они сражались с юта, апачами, пауни, оседжами, навахо; совершали набеги на Техас, угоняя скот и поджигая дома белых поселенцев. Разрушив десятки пуэбло на Рио-Пекос всего в 30 милях от Санта-Фе, они вынудили их обитателей навсегда покинуть территорию Нью-Мексико. Испанцы северных территорий бывали просто счастливы, когда команчи без остановок проходили по их землям: их привлекала богатая добыча в Старой Мексике. Их называли «спартанцами прерий», а Томас Фарнхэм писал о них: «Они бесподобные наездники, их ужасные атаки, несравненная скорость, с которой они стреляют и перезаряжают свои винтовки, а также их неутолимая ненависть делают вражду этих индейцев более страшной, чем любого другого племени аборигенов».

Деревня команчей в Техасе

Себя они называли «не-ме-на», от «nem» - «люди». Первые колонисты и исследователи знали их под именем, которое им дали сиу - падука. Затем распространилось прозвище, данное им юта - команчи, «враги», или, точнее, «Те, Кто Всегда Хочет Сражаться со Мной». Термин «Komantcia» юта применяли ко всем своим врагам - команчам, арапахо, шайеннам, кайова, - но после 1726 года именно команчи становятся их основными противниками и прозвище это стойко закрепляется за ними. В прериях их называли Змеями. На языке жестов это выглядит так: ладонь правой руки опускается поперек передней части туловища и волнообразно движется вправо. Есть два объяснения этого имени. Куана Паркер рассказывал, что в свое время племя переходило через горы в поисках новых охотничьих угодий и часть людей из-за наступивших холодов потребовала возвращения назад. Разгневанный вождь на совете сравнил их со змеей, пятящейся назад по своему следу. Отсюда и появилось выражение «змея, ползущая назад». По другой версии, часть племени повернула назад во время откочевки на юг из-за появившихся впереди волков и именно эту группу первоначально и прозвали Змеями.

До прихода белых команчи были тесно связаны с шошонами. В начале ХIХв. шошоны занимали огромную территорию - большую часть Вайоминга, центр и юг Айдахо, северо-восток Невады и небольшую часть Юты, западнее Большого Соленого озера по течению рек Снейк и Грин-Ривер, обитали также в верховьях реки Платт на западе Канзаса и части западной Монтаны. Льюис и Кларк в 1805 году обнаружили шошонов в западной Монтане у истоков Миссури, оттеснеными туда враждебными атсина и сиксиками, которые уже получили от торговцев с востока огнестрельное оружие. Согласно собственным преданиям команчей, они пришли на юг из северной страны Скалистых гор.

Существует ряд легенд, объясняющих раскол шошонов. По одной из них, ссора произошла из-за убитого на охоте медведя. По другой - из-за убийства сына вождя одной из групп. Эта легенда была записана среди команчей в 1933 году. «Две группы жили вместе в одном лагере, одна - на восточной его стороне, а другая - на западной. Каждая имела своего вождя. Каждую ночь юноши устраивали игры - состязания в беге и так далее. Играя, они пинали друг друга. Один мальчик пнул другого в живот так, что он умер. Убитый был из западного лагеря. Он был сыном вождя.

Когда это случилось, плач не утихал в западном лагере всю ночь. В восточном было тихо. На следующий день мальчика похоронили. Его отец, вождь, призывал в сражении решить, какой из лагерей лучше, так как дело было в смерти его сына. Было общее великое волнение. Обе стороны имели хороших воинов. В восточном лагере уже побежали к лошадям. Они кричали: «Если они в самом деле думают так же, как и говорят, то они убьют нас».

Левая Рука. Команчи

Обе группы стали друг против друга, и вожди встретились посередине. Затем в центр вышел старик с восточной стороны. Рыдая, он говорил, что они не правы, затевая сражение между собой. Они сжалились над ним. Затем вышел другой старик и присоединился к нему. «Вы имеете множество врагов для сражений, - восклицали они. - Это же были всего лишь играющие мальчики. Не относитесь к этим вещам так серьезно. Вы подаете дурной пример детям. Должен ли поступать так вождь, желающий поддерживать мир? Есть ли такой среди вас?»

Вождь вышел и сказал, что он не осознавал, что делает. Восточный лагерь стал сгонять лошадей и собирать вещи. Вождь объявил своим людям: «Мы несчастливы здесь. Здесь мы чувствовали себя тяжело». В то время здесь ходила оспа.

Затем они разделились. Одни ушли на север. Это шошоны. Другие ушли на запад.

Несомненно, большую роль в этом расколе и переселении сыграли эпидемия оспы, давление со стороны вооруженных ружьями черноногих, а также стремление добыть на юге лошадей. Льюис и Кларк застали шошонов страдающими от голода в горах Айдахо. Шошоны жаловались, что испанцы не хотят продавать им ружья. «Поэтому - говорили они, - мы не щадим миннетари, имеющих ружья, угоняем у них лошадей и беспощадно предаем их смерти». Они мечтали об обладании огнестрельным оружием. «Если мы будем иметь ружья, - заявил их старшина Камеавайт, - то не станем больше скрываться в горах и питаться, подобно медведям, одними ягодами и кореньями. Мы спустимся вниз, в страну бизонов, назло нашим врагам, которых мы никогда не боялись, встречаясь с ними на равных».

К 1836 году команчи освоили обширные пространства от реки Арканзас на севере до мексиканских селений на юге, от Больших Кордильер на западе до Кросс-Тимберс на востоке - в целом более 600 миль с севера на юг и 400 миль с запада на восток. Часть этой территории, впрочем, они делили с кайова и вичита. Восточная часть этой страны - равнина с редкими цепочками неровных холмов, ближе к центру - горный массив Вичита Маунтинс, резко поднимающийся над равниной. На западе - плоскогорье Льяно-Эстакадо (Стейкед-Плейн). Территорию Команчерии прорезали такие мощные реки, как Арканзас, Симаррон, Канейдиан, Ред-Ривер, Рио-Пекос и Колорадо. Их берега низкие, песчаные, с выходами гипса. Гораздо лучшая питьевая вода была в других, более мелких и чистых реках, обеспечивавших команчей оазисами с травой и лесом, куда они укрывались от дующих на Равнинах свирепых ветров. По их берегам росли сливы, виноград, орехи, боярышник, персики. Скалистые горы были покрыты дубами, кедрами, зарослями вяза, ясеня, ивы. После весенних дождей пустынная местность покрывалась морем сочных трав, дающим пропитание миллионам диких животных - охотничьей добыче команчей. На западе находились поселки испанцев, куда знали дорогу лишь немногие опытные проводники, без которых не обходился ни один набег. На юге лежала великая пустыня, переходя которую команчи захватывали богатую добычу в беззащитной с этой стороны Мексике. Естественной границей на востоке, которую команчи пересекали крайне редко, служила Кросс-Тимберс. С севера буфером служили Пять Цивилизованных Племен, а также шайены и арапахо. Лишь с запада Команчерия была открыта вторжению белых.

Перед началом перекочевки вождь высылал разведчиков для осмотра местности и выбора нового места для лагеря. При этом должны были соблюдаться такие условия, как наличие пищи, корм для лошадей и безопасность. Каждое племя выбирало место для лагеря на свой вкус. Сиу, смертельно боявшиеся засад, ставили лагерь у воды в безлесной местности; шайены и арапахо - в открытой прерии, но близ леса; омаха и шауни предпочитали густой лес; команчи и кайова разбивали лагерь близ быстрых потоков на лесных прогалинах. Там бывало вдоволь воды, травы для лошадей, простор для охоты. Иногда они устраивали огромные стойбища, протянувшиеся вдоль рек по кромке леса на несколько миль. Так, в 1834 году, деревня команчей к востоку от гор Вичита протянулась вдоль Медисин-Блафф на севере до Чендлер-Крик, а на юге - до Волчьего ручья на добрых 15 миль. Но при этом полковник Ричард И. Додж сообщал, что однажды он вынужден был 30 дней следовать за военным отрядом команчей, прежде чем сумел приблизиться незамеченным к его уединенной стоянке. Внутри лагеря не бывало никакого плана расположения палаток. По возможности их группировали вокруг типи вождя в соответствии с положением в племенной иерархии. Лагерь мог свернуться за несколько минут и исчезнуть, практически не оставив следов. Лагерный глашатай заранее извещал жителей о перекочевке, о новом месте стоянки и направлении похода. С утра женщины начинали сборы и та, которая собралась первой, могла выбрать место для новой стоянки.

Джордж Кэтлин писал о команчах: «При ходьбе пешком они тяжелы, неуклюжи и очень непривлекательны. Бегают они медленнее всех виденных мною индейцев. Но когда они движутся верхом, то все сразу меняется и всякий может оценить легкость и непринужденность их движений».

Наездники команчи

То же отмечает и полковник Ричард Ирвинг Додж: «Они низкорослы, некоторые иногда бывают тучны... Мужчины - невысокие и крепкие, с медными лицами и длинными волосами, которые они часто украшают стеклянными бусами и серебряными безделушками. Пешком они медлительны и неуклюжи, но в седле - грациозны и стремительны».

Согласно всем описаниям, команчи ниже ростом и коренастей, чем шайены и прочие индейцы прерий. Средний рост их мужчин - 5 футов 6 дюймов, а женщин - 5 футов. Но при этом они выше своих ближайших родичей - юта и шошонов. Мужчины сильны, хорошо сложены, но ленивы и любят хорошо поесть, среди них встречаются толстяки. Цвет кожи - от светло-коричневого до медно-красного, причем у женщин кожа светлее, чем у мужчин. Волосы черные, прямые. Головы большие, круглые, широколобые. Глаза карие или черные. Лица более широкие, чем у прочих индейцев, с большим длинным носом. Рот небольшой, с тонкими губами. В целом они отличаются довольно крупными чертами лица. Довольно велика примесь мексиканской крови. Кларк Уисслер сообщает, что в 1910 году оставалось лишь 62,9% чистокровных команчей, а к 1931 году таковых осталось не более 10%.

Общую численность команчей на 1690 год Муни дает в 7000 человек. Губернатор Нью-Мексико Анса сообщал, что в первой половине 1786 года команчи посетили Санта-Фе и Пуэбло Пекос в составе 23 вождей с 593 палатками, то есть всего их было около 6000 человек. В 1836 году американский агент среди оседжей утверждал, что команчи имеют 4500 воинов. Нейборс в своем рапорте за 1849 год говорит о 4 000 воинов при общей численности в 20000. Чарли Бент упоминает о 2500 палатках и 12000 человек, которых будто бы имели команчи в 1846 году. В. Б. Паркер в 1854 году исчислял команчей и кайова вместе в 20000 чел. Согласно же достоверным подсчетам в 1866 году команчей насчитывалось 4700 чел. К 1884 году численность их сократилась до 1382 чел. При этом надо учесть, что общая численность всех индейцев Равнин в 1910 году составляла 50208 чел. Для более раннего времени Кларк Уисслер удваивает это число, получая около 100000 чел.

Команчи относятся к юто-ацтекской языковой семье - к ее шошонской ветви. Они были организованы в семейные группы и автономные союзы таких групп. Границы между ними были весьма прозрачны и условны. При этом группы никогда не воевали между собой, хотя в последних кампаниях армии США воины локальной группы Осы (Пенатека) и выступали в роли скаутов. Локальные группы команчей весьма напоминают аналогичные образования шошонов Большого Бассейна до их контактов с белыми. Клановая организация полностью отсутствовала. Любой член группы мог покинуть ее и присоединиться к другой. Состав таких объединений был непостоянен. Подчас нелегко было и различать их между собой. Одни делали одежду из шкур антилоп, другие - из оленьих шкур; одни добавляли в пеммикан ягоды, другие - нет; одежда южан была темнее, чем у северян; южные Осы произносили слова медленнее, чем Антилопы Стейкед Плейн. Существовали некоторые различия в порядке проведения магических обрядов, в чертах характера, во внутрисемейных отношениях.

Трубка-томагавк

Лишь наиболее крупные группы получали постоянное наименование. В конце XVIII в. испанцы Новой Мексики выделяли три основные группы - на севере, юге и в центре Команчерии. В 1860 году Р.Нейборс различал 8 групп; Д.Муни выделил 13, а Р.Лаум в 1913 год обнаружил только четыре. Р.Томас, долго живший среди команчей в резервации, знал 20 групп, шесть из которых стояли на грани распада и вымирания. В целом же для XIX века можно выделить 5 основных ветвей племени.

Самая большая и известная группа - Пенатека (Penatekuh, «Едоки Меда»), известная также под названиями Тейювит (Teyuwit «Гостеприимные»), Текапвай (Tekapwai, «Нет Мяса»), Куйярапат (Kuvaratpat, «Крутоподнимающиеся»), Пенане (Penane, «Осы» или «Быстро Жалящие», то есть «производящие набеги»), Хоис (Ho'is, «Лесной Народ»). Они кочевали на юге между испанцами и техасцами в районе Кросс-Тимберс, располагаясь между Рио-Пекос и фортом Фантом-Хилл. Из индейцев их соседями были кэддо и вичита. Именно они первыми столкнулись с белыми. Согласно их собственным преданиям, они двигались на юг так долго и зашли столь далеко, что утратили связь с прочими команчами, а о существовании Ямпарика и Квахади узнали лишь во время очереднего набега в Мексику. Впоследствии они достаточно активно помогали армии США против своих сородичей, и память об этом до сих пор жива среди команчей.

Вторая группа - Нокони (Nawkoni, «Те Кто Движется Назад») или Навйека (Nawyeka, «Те, Кто Часто Движется») - вечные кочевники, отличавшиеся беспокойством даже среди команчей. После смерти вождя, давшего группе свое имя, из-за табу на имена умерших и по причине неряшливости своих стойбищ, она получила название Детсанавйека (Detsanawyehka, Бродяги, Ставящие Плохие Лагеря). В 1786 году губернатор Новой Мексики дон Хуан Батиста де Анса Менсино сообщал, что Бродяги располагаются между реками Арканзас и Ред-Ривер. Вместе со своими соседями Тенава и Танима они составляли центральную группировку команчей. На карте капитана Мерсея (1849-1852 годы) они располагаются у истоков Ред-Ривер в ста милях южнее Рио-Бразос. Их оплотом и укрытием от зимних вьюг служила излучина реки Пис.

Следующая группа - Котсотека (Kotsoteka, «Едоки Бизонов») - охотились в районе р. Канейдиан и поддерживали мирные отношения с испанцами. Их часто посещали мексиканские торговцы, так называемые Команчейрос, которые называли их Кучанео (Cuchaneo) или Кучантика (Cuchantika). Посетивший их в 1786 году эмиссар губернатора де Анса - Франсиско Хавьер Ортис - сообщал, что на протяжении ста миль между Рио-Пекос и Ред-Ривер он обнаружил восемь селений, самое маленькое из которых состояло из 30 палаток, а всего их насчитывалось до 700. В каждой проживало три-четыре воина, а следовательно всего их было 6000-7000. Это, несомненно, сильно преувеличено, но то, что они, по сообщению того же Ортиса, владели 900 лошадьми и мулами, вряд ли стоит подвергать сомнению.

Северную часть страны населяли Ямпарика (Yamparika или Yapainuh, «Едоки Картофеля»). Они были наиболее близки к шошонам в первую очередь по способу добывания пищи путем выкапывания съедобных корней и клубней. Вероятно, что и порвали они с шошонами позже всех. Это подтверждается еще и тем, что шошоны Айдахо, сами называющие себя «Нэм», люди, всех команчей именуют именно «Ямпариками». По их собственным словам, они прибыли из страны шошонов около 1700 года. Прежнее название их, измененное по тем же причинам, что и у Нокони, - Видью (Widyu, «Шило»). В 1786 году губернатор де Анса обнаружил их на северных берегах Колорадо южнее р. Арканзас. В XIX веке они кочевали главным образом по южному берегу р.Арканзас и вдоль реки Канейдиан, совершая, впрочем, и далекие рейды на север, доходя до Канзаса и Небраски.

Малоизвестной до самого конца дорезервационного периода оставалась группа Квахади (Kweharenuh, "Антилопы"). Имя свое они получили от проживания в открытых, богатых антилопами, прериях. Путешествуя по выжженным солнцем равнинам, они делали себе зонты из недубленой кожи, отчего получили прозвище Квахихекену (Kwahihekenuh, «Зонтики На Спинах«). Их твердыней было Льяно-Эстакадо, а от зимних вьюг они укрывались в глубоких каньонах Туле и Пало-Дуро. Они последними покорились американцам.

Следующая группа - Танима (Tanima, «Поедатели Печени»). Названы так из-за своего обычая поедать сырую печень своей охотничьей добычи. Они были соседями Нокони и вместе с ними составляли подразделение срединных команчей. Сюда же входила третья группа этого региона - Тенава (Tenawa, Tenawit, Текущий Вниз Поток). Белые постоянно путали их с Танима из-за сходства в именах и местах проживания. Эта группа была практически уничтожена в битве с мексиканцами в 1845 году.

Типи команчей

Существовал еще целый ряд более мелких групп. Итетао (Iteta'o, Горелое Мясо) - получили имя от пеммикана, которым питались зимой. Ваваи (Waw'ai) - Червивые или Личинки На Пенисе. Мутсанэ (Mutsane, Обрезанный Берег) - от их излюбленных мест стоянок на речных обрывах. Их также называли Мот-саи и они также были истреблены мексиканцами в битве 1845 года. Муни также сообщает о группе Пагатсу (Исток Потока), вероятно это та же группа, что и Панаиксте (Panaixte, Те, Что Живут У Истока). Знаменитой среди команчей, но малоизвестной среди белых была группа Водяной Конь (Пахураикс, Pahuraix). Члены ее были более высокими и стройными людьми, чем прочие команчи. Они были превосходные бегуны и игроки в лакросс. Так как их лагеря в основном стояли у рек и озер, их называли Водяной Народ (Паркинаум, Par-kee-na-um). Маленькой группой из шести-семи семей были Виане (Wia'ne, Медленно Переходящие Холм). Муни и Нейборс упоминают еще некоторые малоизвестные группы. Это Похои (Pohoi, Дикий Шалфей) - соединившиеся с команчамишошоны с Винд-Ривер; Нонаум (no-na-um), жившие на высоких равнинах, где не было лесов и рек; Итчитабуда (It-chit-a-bud-ah, Народ Холода); Хаиненауне (Hai-ne-na-une, Едоки Кукурузы).

Переселившись на юг, команчи скоро прославились как конный народ. Индейцы прерий стали использовать лошадей после 1600 года. Некоторые племена приобщились к конной культуре еще в 1630-1650 годах. В 1659 году индейцы, жившие к северо-западу от Нью-Мексико, устроили большой набег на испанские поселения, а еще больше лошадей попало к ним в руки во время великого восстания 1680 года. В 1675 году Фернандо дель Боско нашел конские следы, когда двигался по Рио-Гранде от устья Кончо к Рио-Пекос и восточнее. Восемью годами позже экспедиция Мендосы-Лопеса обнаружила следы использования коней еще северо-восточнее. В 1690 году немного лошадей испанцы нашли уже в восточном Техасе у устья Колорадо, видели их на границе Техаса и Арканзаса и сообщили, что кэддо имеют по 4-5 лошадей при каждой палатке. Племена западнее Миссури получали лошадей от французов и англичан. Пауни добыли их около 1680 года. В 1719 году два селения пауни в Оклахоме на р.Арканзас имели около 300 лошадей. В 1754 году их уже использовали черноногие, а в 1770 году кони достигли северной границы Равнин. Шошоны в Айдахо получили их где-то в 1690-1700 годах.

Понка вспоминали, что команчи были первыми всадниками, которых они увидели. Команчи сражались верхом, используя, как основное оружие, каменный топор на длинной рукояти. Понка далее сообщают, что команчи прикрывали грудь и бока своих животных сыромятными шкурами. Коней команчи получили, вероятно, не ранее шошонов. В 1705 году они совершили набег на Новую Мексику, а на следующий год от конного набега команчей пострадали апачи в северо-восточной части этой провинции. Участившиеся вторжения вынудили испанского губернатора выслать против них в 1719 году карательную экспедицию. Однако остановить набеги так и не удалось. В 1744 году падре Яков Садельмейер сообщает о набегах за лошадьми, учиняемых команчами на Рио-Гранде. В дальнейшем набеги приобрели еще больший размах, так как обессиленная революциями Мексика не могла защитить своих северных границ. Команчи разоряли фермы и ранчо, грабили городки и асьенды, угоняли тысячи голов лошадей и скота, уводили в плен детей и женщин. Они проникали к югу от Дуранго на 500 миль в Мексику, доходя до Сакатекаса, Чиуауа, Коауилы, Тамаулипаса, Сан Луиса и Нуэво Леона. Путешественник, ехавший в 1846 году из Мехико в Санта-Фе, сообщал: «Я ехал по полностью опустошенной ими стране, минуя руины поселений, где уже годы не ступала нога человека». Он же сообщает, что за время с осени 1845 года по сентябрь 1846 года на северной границе Мексики индейцы «угнали 10000 голов лошадей и мулов, не оставив нетронутыми ни одной асьенды или ранчо, перебив или захватив в плен всех, попадавшихся им на пути людей». В итоге, к 1867 году группа Антилопы Квахади, не превышавшая по численности 2000 человек, имела около 15000 лошадей и 300-400 мулов. Для сравнения стоит заметить, что все племя пауни имело 1400 лошадей, оседжи - 1200, омаха - также 1200 голов.

Ближайшими союзниками команчей были кайова и кайова-апачи. Всех их одновременно вытеснили с севера дакота и шайены. Первоначально они вели между собой долгую войну. Кайова в те времена еще не знали лошадей и использовали при перекочевке собак. Однажды один их воин отправился далеко на юг и попал в плен к команчам. На совете решили было предать его смерти, но один из старейшин настоял на том, что если с ним хорошо обойтись, то позднее он сможет помочь тем команчам, которые попадут в руки его племени. Пленника-кайова решили отпустить домой с честью. Ему дали пони, седло и уздечку. Он вернулся в племя и рассказал о стране, которую посетил. Лето там продолжается почти весь год, и там не только больше дичи, но имеются еще и огромные табуны пони. Это заинтриговало кайова, и совет решил послать старика посмотреть на эту страну. Следующей весной многие кайова двинулись на юг, где столкнулись с команчами. Мир был заключен около 1790 года.

На крайнем северо-западе обитали юта, и с ними команчи в 1727-1786 годах вели беспрерывную войну (если не считать отдельных частных перемирий). Двинувшиеся на запад хикарийя-апачи недолгое время были буфером между этими двумя племенами. Юта вошли в союз с испанцами и дважды совместно атаковали команчей. Когда в 1786 году испанцы сумели заключить удачный мир с команчами, юта склонили к заключению союза против кайова и команчей хикарийя-апачей.

Около 1820 года верховьев Арканзаса достигли многочисленные шайены и арапахо. Вскоре вспыхнула война с команчами, крупнейшим сражением которой стала битва на Волчьем ручье в 1838 году.

Восточнее и северо-восточнее обитали сиуязычные оседжи, двинувшиеся к югу от р.Арканзас в 1802 году. Они были малочисленней пауни, но более стойки, сплоченны и снабжены уже огнестрельным оружием. Южнее Вашиты и Ред-Ривер полосу в 200 миль шириной населяли вичиты, вако, тавакони и кишайя. В 1824 году эти группы насчитывали все вместе около 2600 человек. Они принадлежали к семье кэддо, но были друзьями и союзниками команчей. Периодически их теснили белые поселенцы. Тонкава, ставшие позднее врагами команчей, обитали в центральном Техасе и насчитывали около 500 человек.

Команчи, протыкающий копьем осейджа

Более всех страдали от команчей апачи. Раздробленные на мелкие группы, они обитали на южной и западной границах Команчерии. Это были мескалеро на средней и нижней Рио-Гранде; хикарийя в верховьях той же реки и восточных горах; липан на Сан-Саба, в Льяно, верховьях Гуадалупе, а также в Нью-Мексико и в самой Мексике. Вражда не утихала до 1875 года. На Равнинах победоносны были команчи, но в горах удача склонялась к апачам. В 1706 году испанцы сообщали об упадке могущества апачей на северо-востоке Новой Мексики, а 13 лет спустя хикарийя полностью отступили перед команчами. К 1748 году они были полностью выбиты из своей древней страны. На юге команчи теснили липан и в начале XVIII века в девятидневной битве на Рио-дель-Фьерро полностью разгромили их.

Движение команчей на юг совпало с французским проникновением в Луизиану. Французы снабжали оружием апачей и тем вызвали недовольство команчей. Команчи вели войну с союзными французам хумано. Разбив в 1746 году апачей, они, впрочем, заключили с хумано мир и позволили французским торговцам проложить дорогу в Нью-Мексико по р.Арканзас.

Испанцы использовали против команчей христиан-хикарийя и время от времени предпринимали карательные экспедиции. Но кочевники уклонялись от их атак и грабили поселения. Дон Хуан де Падельо сообщает о разгроме команчей в 1717 году. С большим числом союзных индейцев он внезапно обрушился на них, многих убил, а несколько сотен взял в плен. Некоторых пленников отправили в Испанию, откуда позднее вернули на Кубу, но они не вынесли жаркого нездорового климата. В 1748-1749 годах команчи посещали ярмарку в Таосе, но это не смягчило их враждебности. Через три года сражения возобновились. Но испанцы осознавали при этом и ценность команчей, как барьера против франко-английского проникновения. В 1762 году они пересмотрели систему защиты своих северных границ. Маркус де Руби, инспектировавший границу, рекомендовал заключить с команчами мир и использовать их против апачей. Этой политики придерживался в 1786 году губернатор Новой Мексики дон Хуан Батиста де Анса. В соответствии с договором испанцы выстроили для команчей поселок Сан-Карлос-де-Лос-Хупес на р.Арканзас. На этот проект ассигновали около 700 песо. Строились дома и фермы, где индейцы могли бы обучаться сельскому хозяйству, но команчи оставили Сан-Карлос еще до того, как он был построен. Для проповеди среди апачей и команчей испанцы выстроили небольшое пресидио в сотне миль от Сан-Антонио на реке Сан-Саба близ современного Мейнарда. Апачи никогда не находили времени посетить миссию, а команчи недолго делали туда мирные визиты. В марте 1758 года они атаковали миссию, убив нескольких человек. В следующем году испанцы потерпели бедственное поражение на Ред-Ривер около современного города Ринггольд в штате Техас. В итоге проникновение испанцев в Команчерию закончилось. Команчи же продолжали нападать на их поселения, действуя к югу от Рио-Гранде. Так что рекомендации де Руби были весьма своевременны. По его совету миссия Сан-Саба была оставлена, а гарнизоны Сан-Антонио и Ла-Байа усилены. В 1785 году испанцы удачно заключили мирный договор с Едоками Мяса и Осами.

Контакты с англо-американцами у команчей до 1820-х годов были редки. В 1825 году их посетила торговая американская экспедиция, начало возрастать число поселенцев в Техасе. На Индейскую Территорию - охотничьи угодья команчей - стали переселять восточные племена. Это грозило войнами, и правительство США решило поддержать мир. В 1832 году большое число команчей встретилось с американским агентом Сэмом Хьюстоном для переговоров о мире. Очевидно, в результате этого в июне 1834 года из форта Гибсон была выслана экспедиция, чтобы пригласить вождей на общий совет в этот форт. Селение команчей было ею найдено в 10 милях к северу от современного Форт-Силл. Вожди настаивали на проведении совета в своей стране и отказались ехать с экспедицией. В конце концов группы команчей и вичита прибыли на совет в Кэмп-Холмс на р.Канейдиан. Их старшины встретились с комиссией США 24 августа 1835 года и заключили договор, по которому соглашались поделиться угодьями с восточными племенами и разрешали проход через свои земли гражданам США. Впрочем, об этом договоре быстро забыли.

Первые англо-американские поселенцы были малочисленны и обитали в основном за пределами владений команчей, отчего те предпочитали нападать на мексиканцев. Угнанных в Мексике лошадей они продавали англо-американским торговцам, а потому испытывали по отношению к этим белым людям самые дружественные чувства. Но число поселенцев в Техасе росло, а силой и вооружением они превосходили мексиканцев. У команчей появились настоящие враги.

Трубка

1835 год ознаменовал собой начало враждебных набегов на англо-американские поселения в Техасе. Во время Техасской Революции многие южные группы оставались относительно спокойны, но северяне и их союзники кайова предприняли в мае 1836 года опустошительный рейд по техасской границе. Весной 1837 года к команчам был отправлен вождь чероки Миска. Он нашел их дружественными вблизи поселений, но враждебными в верховьях Бразос, Вичита и Ред-Ривер. К северным группам послали майора А. Ле Грана, но индейцы отказались подписать с ним мирный договор. Президент из Техаса Сэм Хьюстон предлагал отрегулировать систему торговли и тем самым улучшить отношения с команчами, но Конгресс отверг его и принял Закон о защите границы. Открытой войны пока не было, но стычки учащались. В 1838 году группа Пенатека предлагала заключить мирный договор, но настаивала на четком разграничении своих владений с Техасом и требовала бесспорного права владения землей севернее гор Гуадалупе. Техасцы отказались обсуждать вопрос о границе, но согласились с идеей проведения общего совета в Сан-Антонио. На встрече команчи опять настаивали на своих правах, но техасцы не желали их признавать. Одновременно Ной Смитуик принял приглашение одной из групп, жившей на р.Колорадо близ Остина, прибыть в их селение говорить о мире. Он прибыл туда и склонил индейцев к посещению президента Хьюстона. Итогом этого стал договор от 29 мая 1838 года. Но он не заключал в себе ничего, кроме признания прав агента защищать индейцев и надзирать за торговлей среди них. Договор не был ратифицирован Сенатом.

Сменивший в 1838 году Хьюстона президент Мирабо Б.Ламар предпочел путь агрессивной войны на уничтожение. Техасский конгресс выделил миллион долларов на оборону, разработал систему пограничных фортов и нанял для размещения в них тысячу человек. Серия набегов и контратак ознаменовала собой весь 1838 год. Но главные испытания для Техаса были еще впереди.

В начале 1840 года трое команчей посетили Сан-Антонио с предложением мира. Затем 19 марта 1840 года в Бехаре, где командовал Хью Д.Маклеод, 12 вождей встретились с техасскими комиссионерами. В ходе переговоров техасцы поставили вопрос о выдаче белых пленников. Команчи отказались их возвращать. Солдаты, узнав об этом, стали ломиться в комнату, где шел совет, чтобы устрашить индейцев. В последовавшей схватке убиты были все 12 вождей, после чего были перебиты 20 их спутников. Трагедия в Доме Совета спровоцировала несколько ответных индейских набегов и окончательно порвала всякую связь команчей с техасским правительством. Вслед за этим последовали удача техасской милиции на Плам-Крик в октябре 1840 года и внезапная атака полковника Джона Х.Мура на селение команчей у Колорадо, Техас. В бою под Педерналес 15 рейнджеров благодаря военной новинке - своим шестизарядным кольтам - сумели взять верх над почти 70 команчами. В результате поселенцы Техаса вздохнули свободнее, но администрация Ламара вынуждена была уйти в отставку.

Президентом вновь стал Хьюстон. В своем Послании к Конгрессу в декабре 1841 года он сообщил о намерении вернуться к мирной политике в отношениях с индейцами. Он предлагал протянуть вдоль границы цепь торговых постов (по 25 человек в каждом), заключить с племенами соглашения и таким путем установить прочный мир, что потребует гораздо меньше затрат, чем ведение войны. Однако команчи отказались явиться на совет. С целью привести их Хьюстон послал в прерии Дж.К.Элдриджа, Гамильтона Би и Томаса Торри. Индейские проводники сообщили им, что вождь Пенатека по имени Паха-юка (Paha-yuca) стоит лагерем на реке Бразос, но найти его удалось только к августу 1843 года в верховьях р.Канейдиан. Долгий совет не привел ни к чему, хотя вождь и выразил стремление к миру и предложил продолжить переговоры позднее. Сам он контролировал лишь небольшую часть одной из групп. Общий совет состоялся в апреле 1844 года на Теуакана-Крик. Было достигнуто соглашение о постройке торговой фактории, о периодических подарках индейцам со стороны правительства и о ежегодном проведении советов для решения текущих дел. Труднее было с вопросом о разграничении земель. Тут никто не хотел уступать. Торговые же посты были вскоре отстроены: Птичий Форт близ форта Уорт, у Команче-Пик к западу от Бразос и у старого форта Сан-Саба. Но экспансия Техаса продолжалась, и команчи имели причины для недовольства, тем более, что договор подписала лишь одна из девяти племенных групп.

Команчи неутомимо продолжали сражаться и с мексиканцами. Так, в 1835 году, триста команчей совершили набег на Парраль в Чиуауа, где захватили мулов и 15-летнего мальчика (его выкупил и вернул домой американский торговец Грегг). На обратном пути из Мексики они часто встречали техасцев, которым такие встречи тоже не сулили ничего хорошего. Мексиканцы иногда наносили мощные ответные удары и в 1845 году почти полностью истребили две небольшие группы команчей - Мутсанэ и Тенава. К этому же 1845 году относится и новая вспышка враждебности, когда выселенные делавары, которых расценивали как союзников белых, убили нескольких команчей. Многие вожди отказались тогда прибыть на очередной ежегодный совет, но в целом Осы все же решили хранить мир.

Команчи встречаются с драгунами

После аннексии Техаса его жители попали под защиту армии США. Для установления мира федеральное правительство в январе 1846 года выслало к индейцам комиссию. Встреча состоялась в апреле на Теуакана-Крик. Присутствовали практически только представители Пенатека. Они подписали договор, поставивший их под юрисдикцию США, обязались торговать только с торговцами, имеющими американские лицензии, выдать всех пленников и впредь всегда возвращать угнанных лошадей. Правительство же должно было основать для торговли с индейцами фактории, где будут жить и кузнецы для починки оружия, а подписавшие договор техасские индейцы получат 10000 долларов.

Договор не закрепил границ и индейцы, отправляясь в набег на Мексику, все чаще натыкались на поселения белых. Когда началась война с Мексикой, на границу прибыли части регулярной армии и в декабре 1847 года для охраны границ специально было выделено 9 рот из их числа. Это был период наиболее прочного мира. Вожди удерживали воинов от набегов и старались сохранить мир. В 1849 года южных команчей поразили оспа и холера. Умерло множество людей, включая верховного вождя. С тех пор Осы не имели общего предводителя. Конгресс не выделил средств на подарки, и тогда команчи участили свои набеги в Мексику и Техас. Они заявляли, что не будет конца войне, пока мексиканцы живут на их стороне Рио-Гранде. Вожди также утверждали, что на техасцев нападают безответственные юноши, которых невозможно удержать. Грозила начаться новая война, и агент Джон Х.Роллинс решил исправить дело заключением нового договора. Новый договор, подписанный 10 декабря 1850 года, практически дублировал предыдущий. Новым

Источник: http://www.mesoamerica.ru/indians/north/comanche-history.html

Категория: Индейцы | Добавил: Wild_West (05.12.2009) | Автор: Э.Уоллес, Э.Хобел
Просмотров: 1095 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Исторические факты [86]
Конфедеративные Штаты Америки [3]
Государственное устойство США [17]
Штаты и города [32]
Рейнджеры [2]
Ковбои [19]
Индейцы [42]
Оружие [30]
Культура [13]
Быт и нравы [87]
Медицинские вопросы [13]
Военное дело [3]
Не только США и не только XIX век
Сельское хозяйство США [19]
Персоналии [63]
Природа [46]
Лошади [38]
Мексика [14]
Статьи на английском языке [7]

Поиск

Наш опрос
По каким источникам вы знакомитесь с историей Америки?
Всего ответов: 67

Друзья сайта
Литература и жизнь Монастыри и храмы Фан-сайт фильма Крёстный отец Проблемы общения в интернете и Форумные ролевые игры ФРИ Форум Форролл. Форумные Ролевые Игры. Palantir Вена. 1814. Рейтинг Ролевых Ресурсов Regency romance Под знаком Змееносца Волшебный рейтинг игровых сайтов


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

За сегодня сайт посетили

Новые фото

 
Copyright MyCorp © 2019