Воскресенье, 22.12.2024, 09:49
Wild West
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
    Наш сайт посвящён изучению истории и культуры Северной Америки XIX века: Техасской революции и Республике Техас (1836-1845 гг.), Американо-Мексиканской войне (1846-1848 гг.), войне Севера и Юга США (1861-1865 гг.), периоду Реконструкции Юга (1865-1877 гг.), освоению Дикого Запада (период между 1865-1890 гг., в который происходило заселение западных территорий штатов: Северная и Южная Дакота, Монтана, Канзас, Вайоминг, Небраска и Техас), и другим событиям на Североамериканском континенте. Будем рады если вы поможете нам в сборе материала по этой интересной и увлекательной теме.
18+
Главная » Статьи » Индейцы

Коренные американцы
....История коренных американцев — или американских индейцев — уникальна, трагична и в то же время полна оптимизма. Она уникальна, поскольку индейцы были коренными жителями американского континента и пережили все стадии его заселения европейцами, начиная с первых колоний в 17 веке и кончая завершением освоения западных границ к концу 19 столетия. Она трагична, ибо конфликт между индейцами и белым населением является повторением опыта других народов мира, традиции которых пришли в столкновение с расширявшимся индустриализованным обществом. Эта история в то же время полна оптимизма, потому что коренные американцы, хотя их и лишили в 19 веке большей части их исконных земель, выжили, им удалось утвердиться в своих политических и экономических правах, они сохранили свое национальное самосознание и культуру вопреки нашествию современной цивилизации.

В штате Висконсин дети индейцев племени чиппева изучают язык своих предков с помощью компьютеров. Один из родителей ребят говорит: «Для них важно изучать язык оджибуэй, чтобы понимать духовные аспекты нашей религии».

В наши дни коренные американцы — полноправные граждане Соединенных Штатов, которые гордятся тем, что они американцы. Однако они не менее гордятся и своим собственным культурным наследием, и, как это ни трудно в современном мире, пытаются защитить и сохранить его.

Следы этого наследия можно отыскать по всей Америке. Многие названия на карте Соединенных Штатов - Массачусетс, Огайо, Мичиган, Канзас, Айдахо и другие — все это индейские слова. Индейцы научили европейцев выращивать такие культуры, как кукуруза, помидоры, картофель и табак. Каноэ, снегоступы и мокасины — все это придумали индейцы. Изделия индейских ремесел, такие как керамика, серебряные украшения, картины, тканные ковры — ценятся очень высоко.

Примерно половина американских индейцев живет в больших городах и в сельской местности по всей стране. Остальные живут в федеральных резервациях (это около трехсот участков земли, предназначенных специально для индейцев). Территория всех резерваций вместе взятых составляет 52,4 миллиона акров (21 миллион гектаров) земли или приблизительно 2,5 процента всех земельных угодий США. Большая часть резерваций расположена к западу от реки Миссисипи.

С 1970 по 1980 годы численность коренного населения Соединенных Штатов увеличилась на 72 процента. Сейчас в стране проживает около 1,4 миллиона коренных американцев (они составляют 0,6 процента всего населения страны); предполагается, что это гораздо больше, чем во времена, когда в Новый Свет прибыли первые европейские поселенцы. В те времена в Северной Америке проживало около миллиона коренных американцев. Вскоре этих людей буквально захлестнул поток европейских поселенцев. К началу американской революции 1776 года на континенте проживало 4 миллиона белых и 60000 чернокожих, большей частью рабов. Всего через 40 лет белое население выросло до 12,9 миллионов, а чернокожее — до 2,5 миллионов. В 1980 году в США проживало 226 504 825 человек.

По мере того как европейская цивилизация распространялась по американскому континенту, численность коренного населения уменьшалась. Болезни и войны уносили свои жертвы. К 1920 году индейское население сократилось до 350000 человек. Некоторое время казалось, что индейцы исчезнут совсем.

Переход земель индейцев в руки европейцев, а позднее — американцев, совершался путем заключения договоров, а также через войны и насильственное отторжение. Он сопровождался длительной борьбой между индейским и европейским образом жизни. Во многих аспектах история Соединенных Штатов есть история этой борьбы.

КТО ТАКИЕ ИНДЕЙЦЫ?

В 1492 году итальянский мореплаватель Христофор Колумб отплыл из Испании в поисках морского пути в Азию. Колумб надеялся добраться до сокровищ, которыми славился азиатский континент — специй, шелков и золота. Полтора месяца спустя после отплытия его моряки увидели землю.

Полагая, что он высадился в Индиях, группе островов, расположенных к востоку от азиатского побережья, он назвал людей, которых увидел на первом острове, индейцами — los indios. Конечно, Колумб вовсе не добрался до Индии. Он высадился в Новом Свете (на американском континенте). Но название индейцы — Indians — так и закрепилось в английском языке.

Колумб использовал только одно название, но индейцы составляли множество разных народов. Индейцы, жившие к северу от Мексики, там, где сейчас территория Соединенных Штатов и Канады, говорили более чем на 300 языках (примерно от 50 до 100 этих языков имеют употребление и сейчас). Они были разбросаны по всему континенту, живя небольшими кланами или группами, которые именовались племенами. Для них континент вовсе не был новым. Их предки жили здесь примерно 30 000 лет.

Ученые предполагают, что эти народы впервые попали в Северную Америку во время последнего ледникового периода. В то время большая часть водных пространств была покрыта ледниками, занимавшими значительную территорию земного шара. По мере того как понижался уровень моря, обнажалась полоса земли там, где сейчас Берингов пролив. Возможно, что человек пришел сюда по этому перешейку из Сибири на Аляску, преследуя крупную дичь.

Со временем количество этих народностей увеличилось, они приспособились к различным окружающим условиям и распространились от далеких северных побережий Аляски и Канады до самого края Южной Америки.

Некоторые группы, такие как мирные племена пуэбло на юго-западе Америки, жили в оживленных городах. Они жили в многоэтажных зданиях, построенных из саманного кирпича (глина и солома). Они выращивали кукурузу, тыкву и бобы.

Их соседи, апачи, жили небольшими группами. Они охотились, занимались земледелием, выращивая растения, орехи и коренья. После того как испанцы завезли лошадей, они стали жить набегами на запасы продовольствия и товаров, принадлежавшие их оседлым соседям — белым и индейцам.

В восточных лесах североамериканского континента жили ирокезы; они охотились, ловили рыбу, занимались земледелием. Как и пуэбло, они были отличными фермерами и на своих общих полях выращивали 12 видов злаков. Их продолговатые дома, крытые корой вяза, вмещали до 20 семей. У каждой семьи было свое собственное помещение с отдельным входом, расположены все они были по обе стороны от общего зала в центре.

Ирокезы были хорошими воинами. Они окружали свои селения деревянным частоколом, чтобы защититься от набегов соседей. Они сражались во славу племени и во славу каждого отдельного воина.

Индейцы, жившие на северном побережье Тихого океана, занимались ловлей океанской рыбы и другой живности. Такие племена как гайды жили в больших дощатых домах, у дверей стояли искусно вырезанные столбы, поддерживавшие вход. Они назывались «тотемными столбами», и вырезанные на них фигурки олицетворяли историю семьи, проживающей в этом доме.

Многие индейцы были искусными ремесленниками. Они изготовляли керамику, корзины, делали резьбу по дереву, ткали ткани из хлопка и растительных волокон. Они путешествовали в небольших лодках или пешком, а колеса так и не изобрели. Некоторые, как равнинные индейцы, использовали собак, запрягая их в нагруженные повозки. Другие, например, виннипеги со Среднего Запада, изобрели сложнейший календарь, в котором были учтены движение солнца и луны.

Как ни различны были эти племена, все они подверглись серьезному влиянию со стороны белого пришельца с его огнестрельным оружием, металлическими кастрюлями, лошадьми, колесным транспортом, и к тому же со всеми его болезнями, к которым у индейцев не было иммунитета. Прибытие европейцев навсегда изменило образ жизни индейцев.

ПЕРВЫЕ ВСТРЕЧИ

Вслед за Колумбом в Новый Свет очень скоро хлынули другие европейцы. Испанские поселенцы прибыли в Северную Америку в начале 16 века. Они поселились там, где сейчас Флорида и Калифорния, а также в юго-западных районах континента. Они рассылали миссионеров, которые несли «индейцам» христианство и «цивилизацию» — сельское хозяйство, ремесло и т.д., и они заставляли индейцев работать на своих полях, в шахтах, в жилищах.

Другие европейцы, например, французы и голландцы, приехали в Новый Свет в поисках наживы. Одних соблазнили богатые рыбой воды Атлантического побережья; других интересовала торговля с индейцами. Они выменивали ружья, железные инструменты, виски и бусы на шкурки бобра и других животных.

Чаще всего, однако, европейцы приезжали с намерением построить дом, они хотели заниматься сельским хозяйством. А для этого нужна была земля. Вначале индейцы были рады поделиться с европейцами землей и продуктами питания. Американский праздник «День благодарения» как раз отмечает эту щедрость индейцев. Первыми стали праздновать его пилигримы, группа английских поселенцев, прибывших в Америку в 1620 году. Они благодарили судьбу за то, что они выжили после первого года в тяжелых и диких условиях. Но если бы не индейцы, не было бы никакого благодарения. Пилигримы приехали на берега Массачусетса в ноябре и смогли пережить эту первую зиму с помощью индейцев племени вампаонг и племени пекамид, которые делились с ними зерном и показывали им рыбные места. Позднее они давали английским поселенцам семена для посева и показывали им, как сажать и выращивать их на американской почве.

БОРЬБА ЗА ЗЕМЛЮ

Европейцам казалось, что большая часть индейских земель свободна. Индейцы не «улучшали земли» заборами, колодцами, строениями и городами. Многие поселенцы считали, что индейцы — дикари и что их образ жизни не имеет никакой ценности. Они полагали, что имеют полное право пахать индейские земли.

На острове Манхэттен, там, где сейчас стоит Нью-Йорк, было множество бобров, оленей, лис, диких индеек и другой дичи. Индейцы племени шиннекок использовали остров для рыболовства и охоты, но они там не жили. В 1626 году голландцы «купили» у них остров. Индейцы племени шиннекок не понимали, что, коль скоро земля продана, голландцы считали себя в праве не пускать туда больше индейцев. Как и большинство других племен, они не имели понятия о частной собственности.

Индейцы считали, что землей должны в равной мере пользоваться все. Они боготворили землю, которая давала им пищу, одежду и крышу над головой. И они брали у нее только то, в чем нуждались. Они не понимали, почему поселенцы убивают животных в лесах, окружавших города, чтобы сделать их безопасными. Им не нравились дороги и города, которые портили лицо земли.

Для европейцев же дичь существовала для того, чтобы ее убивать, земля — чтобы ею владеть и обрабатывать ее. Многие не считали нужным обсуждать с индейцами, хотят ли те отдавать им свои земли. Чтобы обеспечить пространство для новых поселенцев, у индейцев отнимали охотничьи угодья, поля, даже индейские города — и это делалось с помощью войн, угроз и военных соглашений.

СОЮЗЫ

Небольшие индейские племена и кланы вряд ли могли оказать серьезное сопротивление хорошо вооруженным и решительным колонистам, но объединившись, они представляли собой часто довольно могущественную силу. В 1675 году король Филип, вождь племени вампаноаг, объединил соседние племена для борьбы с пилигримами. В течение года они вели кровавые битвы. Но даже его 20 000 союзников мало что могли сделать против многочисленных колонистов и их пушек. К 1700 году от племен, которые некогда приветствовали пилигримов, остались жалкие крохи.

Ирокезы, которые населяли район ниже озер Эри и Онтарио на территории нынешних штатов Нью-Йорк и Пенсильвания, оказались более удачливыми в своем сопротивлении белым. В 1570 году пять племен объединились и образовали самую демократическую нацию своего времени, «Но Сауни» или Лигу ирокезов. Лигой управлял совет, куда входили 50 представителей от каждого из пяти племен — членов лиги. Совет занимался вопросами, общими для всех племен, но не имел права вмешиваться в то, как свободные и равноправные племена организовывали свою повседневную жизнь.

Ни одному из племен не разрешалось самостоятельно вступать в войну. Совет принимал законы, направленные на борьбу с такими преступлениями, как убийство.

Бенджамин Франклин и другие американские лидеры той эпохи знали об этой Лиге. И, может быть, они именно ее имели ввиду, когда для вновь образованных Соединенных Штатов предложили федеральное правительство. Федеральное правительство объединило 13 колоний в качестве свободных и равных штатов.

В 17 и 18 веках Лига была сильным государством. Она торговала с Англией мехами. Она выступала на стороне Англии в войне против Франции за господство в Америке, которая длилась с 1754 по 1763 год. Возможно, что без поддержки Лиги ирокезов англичане эту войне не выиграли бы. В этом случае у Северной Америки была бы совершенно другая история.

Лига оставалась сильной вплоть до американской революции. А затем, впервые за все время своего существования, совет не смог принять единогласного решения по вопросу о том, на чьей стороне выступать. Племена, входящие в Лигу, самостоятельно приняли решения; некоторые выступали на стороне англичан, другие поддерживали колонистов, третьи сохраняли нейтралитет. В результате с ирокезами воевали все. Потери были велики, И Лига так и не оправилась от них.

ЗАПАДНАЯ ГРАНИЦА

Во времена американской революции западной границей Соединенных Штатов служили Аппалачские горы. Земля в колониях дорожала, многие стремились заселить дикие земли за пределами этих гор.

Вооруженные только топором и винтовкой, да еще уверенность в собственных силах, эти люди создавали поселения, вырубая леса Кентукки, Теннесси и Огайо. Законы и правила жизни городов восточных районов не имели здесь для них никакого значения.

Индейцы отважно сражались с этими захватчиками своих охотничьих угодий. Поощряемые французами и англичанами, которые стремились сохранить контроль над землями к западу от Соединенных Штатов, индейцы нападали на пограничные поселения. Белые поселенцы, обороняясь, наносили жестокие удары, иногда они уничтожали население целых индейских деревень. Война с индейцами очень быстро стала частью жизни на границе.

Вначале правительство Соединенных Штатов пыталось сохранить мир, не одобряя строительство поселений за пределами гор. «По отношению к индейцам нужно всегда проявлять самую добрую волю; их землю и их собственность никогда не нужно забирать у них без их согласия. Никогда не нужно нарушать их права, посягать на их собственность и свободу...», — так гласил «Северо-западный указ», целью которого было урегулирование ситуации на новой границе. Но граница была далеко, и «добрая воля» проявлялась редко.

Соединенные Штаты искали различных путей для решения «проблемы индейцев». В основном все сводилось к следующему: индейцев нужно либо ассимилировать, либо переселить еще дальше на Запад, чтобы освободить место для европейской цивилизации, которой, как считали американцы, было суждено властвовать на континенте.

В 1817 году Президент Джеймс Монро писал: «Охотникам или диким племенам требуется гораздо больше территории для удовлетворения своих нужд, чем это совместимо с прогрессом и справедливыми требованиями цивилизованной жизни, и поэтому они должны подчиниться этим требованиям. Предельно ясно, что если индейские племена не выйдут из состояния дикости и не станут цивилизованными, они начнут вырождаться и вымрут».

Единственный шанс индейцев на выживание, по мнению Монро, состоял в том, чтобы переселить их на земли, где их не будут тревожить поселенцы. Со временем они привыкнут к цивилизованному образу жизни или же будут продолжать жить, как жили, и тогда они смогут уцелеть.

Итак, в 1830 году Соединенные Штаты приняли закон о переселении индейцев. Все индейцы Востока должны были переселиться на земли, отведенные для них к западу от реки Миссисипи.

Одним из племен, предназначенных для выселения, было племя чероки. По иронии судьбы, именно чероки уже многое переняли из образа жизни белых. В штате Джорджия многие из них владели большими фермами и кирпичными домами. В их городах уже существовали магазины, лесопилки, кузни, прялки и фургоны.

В 1821 году индеец из племени чероки по имени Секвойя создал письменность для своего народа. Используя алфавит из 85 букв, он стал печатать Библию и издавать газету. Чероки приняли конституцию, созданную по образцу Конституции Соединенных Штатов.

Как и Монро, некоторые белые считали, что путем переселения можно спасти индейские племена. Другие считали, что это просто способ заполучить их земли. Когда на землях чероки было найдено золото, стремление переселить их усилилось.

Некоторые из чероки были не против перебраться на новые земли. Хотя они и не представляли весь народ чероки, они подписали с американским правительством соглашение о переселении племени чероки.

Мирных чероки силой выселили из домов и заставили пешком отправиться на индейскую территорию, которая была расположена там, где сейчас находится штат Оклахома. Это тяжелое путешествие длилось от трех до пяти месяцев. Примерно 4000 человек, или четверть всего населения чероки, погибли в пути. Этот постыдный момент в истории Америки стали потом называть «тропой слез».

В 1803 году Соединенные Штаты купили у Франции большую территорию на Западе. Эти земли получившие название «Луизианской покупки», простирались от реки Миссисипи до Скалистых гор. Это приобретение увеличило территорию США вдвое. И именно на эти необъятные «дальние» земли и были выселены индейцы.

Всего 15 лет спустя Соединенные Штаты начали войну с Мексикой и захватили еще одну громадную территорию, простирающуюся от Техаса до Калифорнии. В 1849 году в Калифорнии обнаружили золото. Золотоискатели, направляясь на золотые прииски, часто проходили прямо по индейской территории, на которую не должны были вторгаться белые.

Путешествие на новые земли в Калифорнию и Орегон длилось полгода, если передвигаться в телегах, запряженных быками. Но в 1869 году, когда было закончено строительство трансконтинентальной железной дороги, это же самое путешествие можно было совершить за шесть дней. Поселенцам стало гораздо легче продвигаться на Запад.

НАРУШЕННЫЕ СОГЛАШЕНИЯ

В прериях такие племена, как сиу, передвигались на лошадях и охотились на буйволов. Буйволы давали им все, что нужно для жизни. Они ели буйволиное мясо. Шкуру и мех использовали для изготовления одежды. Они натягивали шкуры на рамы и делали вигвамы — палатки, где они жили. Из кости буйвола они вырезали ножи и инструменты. Одежду индейцев, живших на Великих равнинах, украшали бусы, а волосы — перья орла. Это были те самые гордые индейцы, которых изображают в телевизионных спектаклях и фильмах о жизни американского Запада.

Сиу пропускали обозы и фургоны через свои земли. Но затем белые стали селиться на равнинах. Вначале сиу вступили в соглашение с правительством, по которому они уступали значительную часть своих земель. В обмен на это правительство обещало им мир, пищу, школы, военные припасы и справедливое решение всех конфликтов. Одним из таких договоров было соглашение Форт-Ларами, подписанное в 1868 году. Оно торжественно провозглашало, что громадные территории между рекой Миссури и Скалистыми горами являются землями сиу и что белым запрещалось селиться там и проезжать через них.

Шесть лет спустя в Черных холмах Южной Дакоты было обнаружено золото. Эти земли сиу считали священными. Началась золотая лихорадка, и соглашение Форт-Ларами оказалось забытым. Соединенные Штаты хотели выкупить у сиу Черные холмы. Но сиу отказались. Дикий Конь, великий вождь племени сиу, таким образом выразил чувства своего племени: «Земля, по которой ходят люди, не продается».

Между тем буйволы, от которых зависила жизнь сиу, стали исчезать. Фермеры и владельцы ранчо стали перегораживать заборами земли, на которых паслись животные. А белые начали охотиться на буйволов и ради спортивного интереса, и ради буйволиной кожи. В 1850 году в прериях все еще насчитывалось 50 миллионов буйволов. К 1885 году уже не было почти ни одного

К 1871 году американское правительство пришло к решению, что соглашения уже больше не являются подходящим средством для урегулирования отношений между белыми и индейцами и что ни один индейский народ и ни одно племя не должны рассматриваться как независимый народ или государство. По-прежнему подписывались разного рода соглашения, но на деле это были законы, регулировавшие индивидуальное поведение. Американское правительство заставляло индейцев отказываться от привычного образа жизни и жить только в резервациях. Многие сопротивлялись. Одним из сопротивлявшихся был Сидящий Буйвол, вождь племени сиу. «Мы жили в своей стране так, как до нас жили наши отцы и отцы наших отцов, — сказал он. — И мы ни с кем не искали ссоры. Но в нашу страну пришли солдаты и стали в нас стрелять, и нам пришлось отвечать ударом на удар. Разве это плохо — сражаться в защиту собственной страны и тех, кто нам дорог?»

Племя сиу нанесло американской кавалерии несколько ошеломляющих ударов. Среди их побед была битва на реке Литтл Биг Хорн в 1876 году, вошедшая в историю под названием «Последний оплот Костера»; здесь погибла целая кавалерийская рота. Но индейцы не могли жить в прериях без буйволов, которые кормили их. Истомленные голодом, они в конце концов покорились и стали жить в резервациях.

В 1890 году началось недовольство. Оно было вызвано быстрым продвижением поселенцев, неспособностью правительства выполнить многие заключенные им соглашения и договоры, страданиями индейцев, потерявших независимость из-за исчезновения дичи и неурожаев, распространением болезней и возмущением, которое вызвало у некоторых индейцев соглашение, сильно урезавшее размеры резервации сиу. Среди индейцев росло мессианское движение, характерной чертой которого была вера в чудесное возрождение индейского превосходства и в возвращение из мертвых древних воинов. Эта вера нашла символическое выражение в «танце призраков» и распространилась среди недовольных из нескольких племен. Эти индейцы покинули резервации и держались вместе. В Южной Дакоте в местечке Вундед Ни произошло кровавое столкновение между членами этой группы и американским кавалерийским полком. Это сражение, в результате которого погибло более 300 человек — в основном индейцев, — положило конец всем надеждам на то, что индейцы смогут вернуться к своему традиционному образу жизни в прерии.

СИСТЕМА РЕЗЕРВАЦИЙ

К 1890 году почти весь Запад, от прерий до Тихого океана, был заселен скотоводами, фермерами и городскими жителями. Теперь уже не было ни границ, ни гор, за пределами которых индейцы могли жить спокойно. Большинство были обречены оставаться в резервациях. Правительство обещало сохранить оставшиеся индейские земли. Оно обещало также припасы и продукты питания. Но слабость управления, недостаточное снабжение припасами, некомпетентность и нечестность правительственных чиновников — все это принесло резервациям множество страданий. В племенах распространились различные болезни, некоторое время казалось, что индейцы действительно стали вымирающей расой.

Кое-кто знал о тяжелых условиях жизни в резервациях. Писательница Хелен Хант Джексон однажды слышала речь вождя по имени Сидящий Медведь. Он говорил о страданиях изгнанных из прерий индейцев. Его слова побудили ее в 1885 году выпустить книгу «Столетие бесчестия». Ее книга и ее деятельность помогли привлечь внимание всей страны к положению индейцев. Многие считали, что индейцам, для того чтобы выжить, необходимо перенять образ жизни белых. В резервациях индейцам запрещалось исповедовать свою собственную религию. Детей отправляли в школы-интернаты подальше от семьи.

Согласно Генеральному акту о распределении, принятому в 1887 году, каждому индейцу отводилось 160 акров для занятия сельским хозяйством. Но частная собственность не в состоянии была сотворить чудо. У многих индейцев вовсе не было желания заниматься фермерством. Земли, которые им отводились, зачастую были неплодородными. После того как каждый индеец получил свой собственный клочок земли, правительство продало оставшиеся индейские земли белым поселенцам. Результат оказался катастрофическим: к 1934 году площадь земель, принадлежащих индейцам, сократилась с 138 миллионов акров (56 миллионов гектаров) до 48 миллионов (19 миллионов гектаров).

НОВЫЙ КУРС ПО ОТНОШЕНИЮ К ИНДЕЙЦАМ

В 1924 году Конгресс принял Акт о гражданстве индейцев, который провозгласил гражданами страны всех индейцев, рожденных внутри территориальных пределов Соединенных Штатов. Причиной появления этого акта можно считать возросшее уважение белых законодателей к индейцам, что было вызвано их активным участием в сражениях первой мировой войны. Принятию закона предшествовала агитация, проводимая пан-индейскими группами и друзьями индейцев, требовавших расширения политических прав для американских индейцев и прекращения патерналистской политики, проводимой Бюро по делам индейцев. В 1928 году кандидат в Президенты Герберт Гувер выбрал кандидатом на пост вице-президента Чарльза Куртиса, индейца из племени коу.

Однако индейцы получили свой «Новый курс» только в 1937 году. Принятый Акт о реорганизации поощрял индейцев учреждать свои собственные органы управления и прекратил практику распределения земель в резервациях. Он приостановил политику, преследовавшую цель путем уговоров и принуждения заставить индейцев отказаться от своей традиционной культуры и религии. В 1946 году правительство учредило комиссию по жалобам индейцев, в задачи которой входил разбор жалоб на плохое обращение и жульничество. За 32 года работы комиссии она назначила к выдаче индейцам 818 миллионов долларов для возмещения убытков.

Соединенные Штаты начали гордиться разнообразием своего населения. Появилось и желание признать коренных американцев и попытаться компенсировать то несправедливое обращение, которому они подвергались раньше.

ВЛАСТЬ ИНДЕЙЦЕВ И ПРАВА ИНДЕЙЦЕВ

В то время как темнокожие американцы протестовали против нарушения их гражданских прав, индейцы тоже обратились к американскому народу с протестом. В середине 1960-х годов они стали призывать к созданию движения «Власть индейцев» по аналогии с движением «Власть темнокожих». В 1972 году движение американских индейцев (ДАИ) и другие группы борцов за права индейцев отправились в Вашингтон с маршем протеста, который получил название «Тропа нарушенных договоров».

В 1973 году внимание американцев вновь обратилось к местечку Вундед Ни в штате Южная Дакота. ДАИ на 71 день заняло деревушку в этой местности. Члены ДАИ требовали возвращения земель, отобранных у индейцев в нарушение договоров.

Индейцы и сегодня продолжают бороться за свои права, правда, уже не так воинственно, как это было в начале 70-х годов.

Такие книги, как «Схорони мое сердце в Вундед Ни», написанная Ди Браун, и «Кастер умер за ваши грехи», автором которой является индеец из племени сиу Вайн Делориа, один из наиболее известных индейских писателей, помогли привлечь внимание американской публики к проблемам индейцев.

Многие индейцы объединились для борьбы за свои права на политической арене. Такие группы, как Национальная ассоциация племенных вождей, Национальный конгресс американских индейцев и Национальный совет индейской молодежи наблюдают за интересами индейцев в Вашингтоне.

В последнее время многие племена ведут борьбу за права индейцев в суде. Они подали иск на возвращение земель, отнятых у их предков. В 1972 году два племени, пенобскот и пассамакводи из штата Мэн, подали иск на возвращение 12,5 миллионов акров земли (5 миллионов гектаров) — что составляет 58 процентов всей территории штата — и на возмещение 25 миллиардов долларов убытков. В 1980 году эти племена достигли соглашения с федеральным правительством о сумме в 81,5 миллиона долларов и вложили эти деньги от имени племен в ряд прибыльных предприятий, которыми управляют члены этих племен.

Сиу в Южной Дакоте подали иск на возвращение Черных холмов, отобранных у них в 1877 году. Они получили 122,5 миллиона долларов. Но многие не хотят соглашаться на эти условия и продолжают вести борьбу именно за возвращение земли, которая для них священна.

ТРУДНЫЙ ПУТЬ НАВЕРХ

Многие попытки отдельных индейцев и племен войти в жизнь белого общества, вместо того чтобы оставаться в положении его жертв, оказались чрезвычайно успешными. В качестве примера можно привести процветающие резервации Кроу и Блэкфут в Монтане, где эти два племени организовали и успешно эксплуатируют целый комплекс предприятий, как промышленных, так и сферы услуг.

Однако несмотря на то, что индейцы многого добились, они все еще отстают от большинства американцев по состоянию здоровья, благосостоянию и образованию. В 1984 году безработица среди индейцев составляла 39 процентов — это в пять раз превышает ее уровень по всей стране. Примерно четверть всех индейских семейств живет за чертой бедности. Диабет, пневмония, грипп и алкоголизм уносят в два раза больше индейских жизней, чем жизней других американцев.

Начиная с 50-х годов нашего века правительство помогало индейцам, которые хотели переехать из резерваций в города. Некоторые из них достигли высокооплачиваемых должностей в области предпринимательства, образования, юриспруденции и медицины. Но большинство индейцев, проживающих в городах, не имеет ни достаточного образования, ни подготовки, чтобы найти работу, требующую высокой квалификации. Многие из сельской нищеты попадают в городские трущобы.

Жизнь в разных резервациях различна. Резервация племени навахо, расположенная на территории, куда входят районы трех штатов на юго-западе, является самой крупной в стране. Она же и самая бедная. На 16 миллионах акров (6667000 гектаров) проживают 160000 индейцев. Дома, по-

строенные правительством, соседствуют с передвижными домами и хоганами. Эти восьмигранные традиционные дома племени навахо, состоящие из одной комнаты, делаются из бревен и имеют земляную крышу. Во многих домах в резервации отсутствуют электричество и канализация. В резервации мало городов и мало рабочих мест. В 1983 году безработица здесь составила 80 процентов.

По контрасту, резервация апачей мескалеро, расположенная неподалеку, в Нью-Мексико, — одна из самых богатых в стране. Она размещается на 460384 акрах (186390 гектаров) среди самых высоких гор этой территории. Племя владеет и управляет лесодобывающей компанией и скотоводческой фермой. И та и другая — предприятия с мультимиллионным оборотом. Недавно они построили роскошный курорт стоимостью 22 миллиона долларов, где есть все — от катания на лыжах до поездок верхом. Три четверти жителей резервации живут в новых двухэтажных домах, построенных на больших участках земли. Большинство из тех, кто хочет работать, работают. Сейчас управлять некоторыми предприятиями помогают белые. Но цель апачей — независимость; они надеются взять в свои руки управление всеми своими начинаниями.

В целом индейцы подписали с Соединенными Штатами 370 договоров. В обмен на индейскую землю правительство пообещало защитить оставшиеся у них земли и полезные ископаемые. Правительственные фонды субсидируют многие из резервационных программ. Начиная с 1824 года землями индейцев, полезными ископаемыми и программами развития занималось Бюро по делам индейцев (БДИ). Но постепенно голос индейцев начинает звучать все увереннее при решении вопросов о том, как должны функционировать резервации.

Сейчас резервации управляются племенным советом. Многие резервации имеют свою собственную полицию, школы и суды, где разбираются мелкие дела.

Подобно апачам, большинство других индейских племен ставят своей целью обрести экономическую независимость. Они стараются привлекать в резервации бизнес. Другие надеются, что природные ресурсы в их резервациях обеспечат им доход, в котором они нуждаются. Например, племя навахо владеет нефтью, углем и залежами урана. Другие резервации богаты лесом, газом, минералами и водой.

В прошлом Бюро по делам индейцев составляло арендные договоры между племенами и частными компаниями, занимающимися добычей полезных ископаемых в резервациях. Сейчас племена сами начинают играть более важную экономическую роль. Но индейцы настороженно относятся к идее освоения полезных ископаемых. «Что мы делаем, когда хотим доставать полезные ископаемые из земли, нашей матери? — вопрошает Петерсон За, предводитель народа навахо. — Станем ли мы уродовать прекрасное лицо нашей матери, чтобы выжать из нее энергию для себя и других? Неужели мы зайдем так далеко?»

Сегодня большинство индейцев надеются получить самое лучшее из того, что есть в обоих мирах. Вот что говорит Фред Кадазинн, правнук знаменитого воина апача, получивший образование в колледже: «Мое поколение потратило все свое время на изучение обычаев белых. Мы усвоили их, но мы потеряли многое из своего индейского наследия. Сейчас мы пытаемся восстановить то, что было утеряно».

Источник: http://www.infousa.ru/facts/native.htm

Категория: Индейцы | Добавил: Лорена_Вуд (08.06.2010)
Просмотров: 3864 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Исторические факты [86]
Конфедеративные Штаты Америки [3]
Государственное устойство США [17]
Штаты и города [32]
Рейнджеры [2]
Ковбои [19]
Индейцы [42]
Оружие [30]
Культура [13]
Быт и нравы [87]
Медицинские вопросы [13]
Военное дело [3]
Не только США и не только XIX век
Сельское хозяйство США [19]
Персоналии [63]
Природа [46]
Лошади [38]
Мексика [14]
Статьи на английском языке [7]

Поиск

Наш опрос
По каким источникам вы знакомитесь с историей Америки?
Всего ответов: 68

Друзья сайта
Литература и жизнь Монастыри и храмы Фан-сайт фильма Крёстный отец Проблемы общения в интернете и Форумные ролевые игры ФРИ Форум Форролл. Форумные Ролевые Игры. Palantir Вена. 1814. Рейтинг Ролевых Ресурсов Regency romance Под знаком Змееносца Волшебный рейтинг игровых сайтов


Статистика

Онлайн всего: 17
Гостей: 17
Пользователей: 0

За сегодня сайт посетили

Новые фото

 
Copyright MyCorp © 2024