Веря, что после смерти человек отправляется
в путешествие к месту финального упокоения, соплеменники снабжали его
необходимыми для путешествия предметами: оружием для защиты и пищей для
питания.Дары из бисера, включая пояса вампума, представляли символы
богатства и престижа. Если покойный был христианином, четки также
вкладывались в могилу. Джон Лонг, торговец, видел известного воина,
похороненного со "scalping ножом,томагавком, бусинками, краской, и
т.д., некоторыми деревянными предметами, чтобы сделать огонь, и чашкой
из коры, чтобы пить из нее в его путешествии в другую страну" (Лонг,
стр. 49).
Даже младенцы экипировались для вечного
путешествия. Александр Генри наблюдал маленького ребенка, положенного в
выложенную корой могилу.На коре было положено тело ребенка, в компании
с топором, парой снегоступов, маленького чайника, несколько пар
повседневной обуви, его собственная вереницабусинок, и-потому что это
была девочка - носительный пояс и весло.Чайник был заполнен
мясом"(Армор[1971], стр. 94, 167).
Похороны сопровождались громкими жалобами всей общины; и после
церемонии родственники покойного часто раздавали подарки из бусинок и
вампума участникам (Блэр, Армор, стр. 21). Если это был женатый
человек, который умер, это было общепринято для его вдовы, чтобы убрать
ее украшенную одежду, ожерелья, и сережки и остаться в трауре в течение
двух лет (Блэр, Армор, стр. 71). Вдова также укутала бы личное
имущество ее мужа и держала бы его около себя в течение периода траура
(рис. 14).
Из-за
этой традиции захоронения человека в его самой прекрасной одежде,
остаются очень немного примеров одежды семнадцатого и восемнадцатого
столетия. Однако много неразрушенных бусинок были найдены археологами в
раскопках кладбищ. Землекопы нашли более чем 19 000 бусинок на участке
Lasanen в С-. Иняс, где случайно в течение строительства дома было
обнаружено место погребения, датируемое приблизительно с 1700 года
(Cleland). На участке Флетчера около Бей-Сити, Мичиган, были выкопаны
54 228 штуки семенного бисера и 1 033 бусинки вампума приблизительно
1770 года(Mainfort).
Вампум:
"Самая необычная бусинка"
Один
тип бусинки выделяется как, безусловно, самый значительный. Эта бусинка
имела первоначально индейское изготовление, но как только ее
потенциальное использование в торговле стало очевидно для европейцев,
они стали изготавливать ее. Эта бусинка - раковина вампум.
Доисторические
индейцы использовали бусинки из раковин в ограниченных количествах.
Племена, жившие около устья Гудзон Ривер и на Длинном Острове, делали
бусинки из раковин, обрабатывая и сверля фрагменты морской раковины и
quahog моллюска. Приблизительно цилиндрические в форме, эти бусинки
трудолюбиво сверлили тростником или кремнем. Бусинки имели два цвета:
белый и более дорогой фиолетовый, иногда называемый черным. До прибытия
голландцев, эти бусинки из раковин торговались в ограниченном масштабе
между племенами. Но для индейцев они обладали мистическим качеством,
которое полностью никогда не понимали европейцы.
Когда
голландцы прибыли в начале семнадцатого столетия, они принесли
металлические сверла и напильники, которые позволяли изготовить вампум
более быстро и однородно. Размер вампума стал стандартным цилиндром
приблизительно шириной в одну восьмую дюйма и четверть дюйма длиной. С
тех пор вампум был высоко оценен внутренними племенами, с которыми
торговали голландцы, последние покупали его у прибрежных индейцев и
перепродавали далее на запад (Ritchie, стр. 270). Они также взяли слово
алгонкинов, обозначающее связку белых раковинных бус -wampumpeak-и
сократили его до "wampum" (Денверский Художественный Музей, №31).
Каждая
бусинка вампум, названная зерном, скоро установила постоянную ценность.
В колониальной Америке, которая нуждалась в серебряной и золотой валюте
из-за пассивного баланса торговли с Европой,wampumбусинки,
распространились среди колонистов вместо разменных монет. Это было
официально признано как юридическое предложение Нью-Йорком. Пять
фиолетовых бусинок стоили пенни, и на них можно было одолжить сорок -
пятьдесят шиллингов (Денверский Художественный Музей, № 31). В течение
начала семнадцатого столетия фиолетовыйwampumстоил в два или три раза
больше чем белый (Jacobs, стр. 20), но
к
восемнадцатому столетию цены сравнялись. В 1773 году счет фирмы Грэм
энд Понд в Michilimackinac перечисляет белый wampum в двадцать
шиллингов за тысячу, черный wampum в двадцать четыре шиллинга за
тысячу, и нейтральный(неопределенный) wampum в четырнадцать шиллингов
за тысячу (бумаги Томаса Виллиамса). В 1776, возможно из-за военной
инфляции, белый wampum был перечислен в тридцати четырех шиллингах в
тысячу и черный (фиолетовый) в тридцати шести шиллингах (Jacobs, стр.
67. 68).
Поскольку торговля мехом расширилась, спрос
на вампум превысил возможности индейцев Лонг Айленда удовлетворить его.
Европейцы приняли процесс и стали главными производителями. К середине
восемнадцатого столетия Олбани, Нью-Йорк, стал главным центром
изготовления вампума в Америке. Питер Калм, шведский натуралист,
который посетил Олбани в 1749, прокомментировал: " Много людей в Олбани
делают wampum для индейцев, который является их украшением и деньгами,
размалывая и полируя определенные виды раковин и мидий. Это дает
значительную прибыль жителям" (Benson, стр. 343), .Раковины, купленные
на побережье, на шлюпах поднимались по Гудзон Ривер и превращались в
wampumв Олбани. 20 января 1753 года, богатый торговец из Олбани
Корнелиус Куилер заказывал от его агента в Нью-Йорке 40 000 лучших
раковин моллюска и 500 лучших круглых раковин "для изготовления белого
wampum, если Вы не можете получить то количество, тогда столько,
сколько Вы можете к тому времени найти, когда наши первые шлюпы
подойдут" (Леттербук Куилера). Изготовление вампума было местным
ремеслом, практикуемым многими в Олбани; в 1755, Джон Дэвид назвал свою
профессию как "Изготовитель вампума" (Городская Закладная Книга
Олбани). И изготовление wampum не было ограничено Олбани. В 1746, Джон
Кампбелл из Нью-Джерси начал изготовлять бусинки; это предприятие в
конечном счете стало Кампбелл Бразэс оф Pascock, Графство Берген,
Нью-Джерси, который управлял wampum фабрикой до конца девятнадцатого
столетия. К тому времени они наняли приблизительно 100 человек, каждый
делал приблизительно 100 000 бусинок ежегодно (Денверский
Художественный Музей, №31).
Почти весь вампум, используемый в
североамериканской торговле мехом, прибывал из колонии Нью-Йорк и дал
торговцам той областио громное преимущество в торговле(Нортон, стр.
89-90). Уже в 1626 году,"французские индейцы" из Канады приезжали
торговать с голландцами, чтобы получить вампум (Trelease, стр.
48).Например, Ирокезы, которые жили близко к голландцам, скоро
приобрели большие количества вампума. Однако, в 1650-ых Оттава, жившие
дальше на север, все еще поражались поясами вампума, которые были
"очень редкими и дорогостоящими в их стране" (Radisson, стр.115).
Французы пробовали имитацию вампума из трубчатой стеклянной бусинки,
но с ограниченным успехом. Французы звали вампум фарфоровый,
"porcelaine," который отражает их попытки подражать ему. Однако
большинство ссылок в исторических документах относится к раковине, а
не керамической или стеклянной бусинке.
Чтобы
получить вампум, французы вели незаконную торговлю с нью-йоркскими
торговцами. В течение конца семнадцатого столетия и до 1760 года эта
торговля процветала, несмотря на запрещение французского правительства
и четыре войны между французами и британцами за контроль в Северной
Америке. Заказы на 30 000 - 50 000 бусинок были весьма обычны, и
ходовая расценка была 250 черных wampum или 400 белых wampum или один
фунт меха бобра (Армор[1965], стр. 266; Нортон, стр. 90).
Отражая
большой спрос для wampum, цена его повышалась в восемнадцатом столетии,
после некоторой ценовой циркуляции в начале семнадцатого столетия.
Однако если цены wampum и других торговых товаров сравнить, становится
ясно, что цены других товаров, типа скобяных изделий, ткани и
боеприпасов понизились в течение семнадцатого и восемнадцатого столетий
из-за увеличенной индустриальной эффективности в Европе, в то время как
цена wampum повысилась. Если wampum продавался за двадцать шиллингов за
тысячу в нью-йоркской колонии, его цена была значительно выше в Верхних
Великих озерах. В Michilimackinac идущая расценка в течение 1760-ых и
1770-ых была от сорока до пятидесяти шиллингов за тысячу (Индейские
Расходы Джорджа Тернбалла, 30 июня 1770, бумаги Томаса Гаджа). Дальше
на запад, в Грин-Бее, лейтенант Джеймс Горрелл перечислял wampum в
восьмидесяти шиллингах за тысячу в 1763 (Счет Лейтенанта Джеймса
Горрелла, бумаги Томаса Гаджа).
Wampum: Богатство индейца
Личное
имущество индейцев было небогатым и, из-за миграционной природы их
образа жизни, очень портативным. Европейцы ценили золото и серебро, но
индейцы показали небольшой интерес к ним; они одобрили wampum, который
был маленьким, декоративным, и легко транспортабельным (Kenton, стр.
521; Benson, стр. 129).
Wampum, подобно другим
бусинкам, был особенно желателен женщинам. Стремящиеся показать свое
богатство, они обычно носили wampum для некоторых особых случаев,
особенно когда к полной парадной форме призывали. Мужчины часто
выщипывали большинство своих волос, оставляя только локон скальпа,
который они украшали перьями и бусинками или связками wampum. Женщины
связывали свои волосы сзади и украшали узел волос бусинками или
wampum(Filson, стр. 99; Kenton, стр. 382). Иногда из вампума
делали полосу, которую носили вокруг головы, наподобие короны (Kenton,
стр. 497). Иногда индейцы прорезали уши и вешали проволоку и wampum в
них. Бусинки вешались отдельно, или несколько белых и фиолетовых
бусинок были привешены вместе (Kinietz, стр. 350); некоторые даже
вешали стеклянные бусины или wampum в свои носы.
Самый
общий метод ношения вампума был на шнурках из кожи или сухожилия.
Габриэль Сагард описывает гуронов в 1620-ых: Их porcelaine (wampum)
натянуты различным способом, некоторые в ожерельях в три-четыре
пальца шириной, сделанные подобно лошадиной подпруге. Окружность их
ожерелий - приблизительно три с половиной фута или больше, и многие
женщины носят их на шеях, согласно их средств и богатства.
Другие, нанизанные, как наши четки, были прицеплены и висели из их
ушей, а некоторые цепи бусинок столь же больших как орехи из того же
самого porcelaine,они закрепляют вокруг бедер, наподобие набедренных
повязок.
И я видел других женщин, которые также
носили браслеты на их руках и большие пластины впереди поверх живота,
округлой формы подобно чесалке для того, чтобы чесать шерсть, висящие
на их косах(Kinietz, стр. 12, 13). Кроме того, хотя время от времени
только маленькие вереницы wampum помещались в могилу, когда хоронили
важных особ, было весьма обычно для их родственников, выложить могилу
поясами вампума, содержащими тысячи бусинок (Cleland, стр. 14, 18). В
гуронском "Пире Мертвых" в течение семнадцатого столетия, тысячи
бусинок wampum, представляющих в индейской культуре огромное богатство,
были похоронены, чтобы чтить мертвых. Wampum для индейского
представления о богатстве: при жизни он накопил и носил это; когда он
умер, он взял это в могилу с собой.
Wampum:
Устройство для Запоминания
Индейцы
Верхних Великих озер никогда не развивали письменный язык. Все же они
имели устройство, которое позволило им помнить важные соглашения и
события: это былwampumпояс. Простые вереницы бусинок wampumиногда
использовались, чтобы помочь в запоминании случая или речи; но более
часто бусинки ткали вместе, чтобы сформировать пояс. Они были устроены
в шести или больше рядах с перпендикуляром бусинки к длине пояса. Узоры
на поясах достигались, смешивая фиолетовые и белые бусинки. Хотя индейцы никогда не развивали универсально признанный ряд иероглифическихузоров, узоры на поясах помогали напоминать переводчику сообщения. Несколько образцов были почти немедленно распознанными. Топор, который ткут впояс, означал войну; наоборот, фигуры двух или больше человек, держащих руки, означали мир и дружбу или союз. Длинная линия, присоединяющаяся к двум прямоугольникам, символизировала обязательство дружбы между двумя группами или открытую тропу, чтобы пройти свободно между группами.
Европейцы,
которые делали пояса, чтобы помочь индейцам помнить соглашения иногда
вплетали числа и слова, чтобы напомнить себе, что означал пояс. В
1840-ых художник Поль Кэйн делал набросок нескольких поясов на Острове Mackinac. Один имел дату "64", а другой "1786",сделанные в узоре, и еще один содержал сообщение " LieutCoulMcDouallCommcMcKinak" (рис. 16). Макдоуэл был британским командиром в Mackinacв течение войны 1812 (Harper, p. 177). Однако, пояса со словами на них, были исключением. Более часто, они просто содержали прямые или диагональные линии, прямоугольники или треугольники, или некоторые другие геометрические фигуры. В то время как эти узоры помогали помнить тем, кто узнал сообщение, они были бессмысленны для непосвященного. Таким образом, было необходимо постоянно читать наизусть сообщения, содержавшиеся в поясах, чтобы их помнить. Кроме того, когда хранитель пояса старел, сообщения должны были быть переданы младшему поколению. Несмотря на эти потенциальные риски, это было весьма обычно для сообщений, которые помнились в течение столетия или больше.
Определенные члены племени были ответственны, чтобы держать пояса и помнить их сообщения. Среди Ирокезов, нация Onondagoбыла хранителем wampum(Tehanetorens, стр. 45). Четыре из племен Мичиганской области объединились: Ojibwa, Оттава,Potawatomi, и Wyandot (прежде называемый Huro). Из этой группы,Wyandot были хранителями их главных договорных поясов (Блэр,II, стр. 189). Хранители собирались несколько раз год, чтобы повторить сообщения
поясов, освежить их воспоминания и проинструктировать тех, кто станет
будущими хранителями. Группа собиралась в лесу, разжигала огонь, и раскладывала пояса на одеяле или большом куске коры. Один за другим, ораторы выходили, и громкими голосами тщательно перечитывали содержание их пояса, символ за символом, предложение за предложением, пока сообщение не было полно.
Пояса Wampum имели значение, только пока их сообщения помнили. Например,Wyandot из Мичигана взяли свои пояса с собой в Канаду приблизительно в 1812. Позже, в 1840-ых, они взяли пояса, когда они оставили Канаду, чтобы присоединиться к другим Wyandot в Канзасе; они
показали пояса в большом генеральном совете в Канзасе в 1846. Однако, только несколько лет спустя, в середине 1860-ых, большинство поясов было рассеяно и их память забылась (Блэр II, стр. 189).
Множество поясов сохранено в музеях в Соединенных Штатах, Канаде, и Европе. Однако в большинстве случаев их сообщения потеряны. Несколько индейцев все еще имеют некоторые старые пояса и, по-видимому, помнят их значение; среди Ирокезов, например, поддерживаются некоторые из старых традиций. Tehanetorens, Ирокез, недавно издал буклет, названный "Пояса Wampum,", который описывает проект создания точных копий старинных Ирокезских wampum поясов и связок. Рисунки поясов и их значений включены в буклет. Таким образом, комбинируя пояса с печатным словом, Ирокезы стремятся сохранить свои архивы через сообщения их поясов. Другие племена были не столь удачливы. Только среди письменных отчетов белых имеются некоторые из сообщений с сохранившихся поясов.
Сообщения Поясов
Все официальные и много частных действий индейцев требовали, чтобы wampum дал им печать подлинности.Wampum, который считали священным так же как ценным, придавал особое значение любой деятельности, в которой использовался и добавлял силу к любым словам, которые сопровождал.
Обмен подарками был для индейца основой демонстрации взаимного уважения. Представление поясаwampum передавало особую привязанность. Торговец Джон Лонг, далеко к северу от Озера Верхнего в 1770-ых, тепло приветствовался маленькой индейской общиной, потому что он был предварительно принят в племя Ojibwa. Воины повесили wampum пояс вокруг его шеи, в то время как они пели похвалы "Владыке Жизни". Все участвовали в банкете, когда Лонг представил свои подарки в виде рома, табака, и торговых предметов. Индейцы ответили в излиянии доброй воли, дав ему много мехов (Лонг, стр. 111). Подарки вампума давались духам, как источнику живущего. Питер Понд, торговец, засвидетельствовал, как деревня индейцев Фокс вешали большое количество wampum поясов на окрашенных шестах как жертву, чтобы успокоить сердитых духов, принесших разрушительную болезнь в их общину (Гейтс, стр. 42- 43).
Широко используемый в частных сделках, вампум играл большую роль в формальных ситуациях. Советы между индейскими группами или между индейцами и белыми были отпразднованы с представлением верениц или поясов wampum. Количество wampum было пропорционально важности случая или речи: для коротких речей была достаточна вереница из ста или двухсот бусинок; для долгих или более важных речей был необходим пояс из тысячи бусинок. Когда рассматривались вопросы, имеющие значение для всего племени ,пояс мог содержать шесть тысяч или больше бусинок. Такой пояс был бы в двадцать пять зерен шириной и шесть футов длиной (Jacobs, стр. 20, 21).
В отношениях между европейцами и индейцами, пояса дружбы были очень важны, и французы, и британцы добивались расположения племен Верхних Озер к ним. Пояса Wampum давались на договорных конференциях, чтобы подчеркнуть обязательства привязанности и союза. После английского захвата Канады в 1760, Сэр Уильям Джонсон, суперинтендант Индейских Дел для Северного Района использовал wampum на переговорах. Его трудная задача состояла в том, чтобы преодолеть враждебные отношения, которые индейцы так яростно выразили в восстании Понтиака в 1763. То широко распространенное индейское восстание, вовлекая почти все племена в Верхние Озера, было вызвано частично британским нежеланием снабдить индейцев большим количеством подарков, включая бусинки wampum.
Когда сэр Уильям Джонсон или его агенты нуждались в специальных поясах, им делали их, иногда индейские женщины, а иногда белые.Создание большого пояса из 6 000 бусинок было большой задачей, и сэр Уильям заплатил за него два фунта и восемь шиллингов.(Jacobs, стр. 68). В начале 1760-ых, лейтенант Джеймс Горрелл в Грин-Бее заплатил г. Болрису один фунт,двенадцать шиллингов за изготовление четырех wampum поясов, все по-видимому маленькие,и
десять шиллингов за оленью замшу, чтобы сделать пояса (бумаги Томаса
Гаджа). В течение 1770-ых, торговец Питер Понд имел шесть больших поясов, сделанных в Michilimackinac для использования на мирной конференции междуSioux и Ojibwa(Гейтс, стр. 47.48).
Пояса союза были составлены прежде всего из белого wampum, с вкраплениями подобных алмазу фигур из фиолетового wampum, которые представляли различные нации, которые присоединялись к союзу (Блэр, стр. 185). Иногда, для специального акцента, пояса были окрашены: известны красные военные пояса, но пояса были также окрашены в зеленый и синий (Джонсон стр. 350; XIII, стр. 257). Военные пояса, сделанные прежде всего из фиолетового wampum, часто имели узор топора, и часто окрашивались в кроваво-красный цвет киноварью. Главные вожди консультировались с поясами племенных записей, чтобы вспомнить прошлую враждебность с врагом; тогда они посылали большой пояс, чтобы уведомить врага их об объявлении войны, и обычно вражеское племя, отвечая, посылало подобный пояс взамен (Лонг, стр. 76-77). Чтобы требовать союзников, эмиссар нес военный пояс, часто в соединении с окрашенным красным топором, к соседней общине или племени. В совете посол бросил бы вниз пояс и топор и убедил бы племя поднимать их и присоединяться к войне. Аудитория или позволяла поясу лежать на земле или поднимала и присоединялась к войне (Карвер, стр. 306).
Индейская война редко проводилась большими группами. Маленькие военные отряды, организованные уважаемым военным вождем, вели быстрые набеги против врага. Чтобы набрать рекрутов, военный вождь делал домик из коры и вешал в нем пояс из фиолетового wampum, крашеного красным с вермильоном. Любой воин, желающий присоединиться к отряду, входил в домик, курил немного табака, и тянул wampum пояс через левую руку. Среди Оттава, воин, который взял первый скальп или пленного, вел отряд домой и получал пояс wampum, используемый для организации экспедиций (Блэра, стр.161-162, 191; Карвер, стр. 302-303).
Мирные договоры, заканчивающие войны, были также скреплены wampum поясами. Белые бусинки формировали фон мирных поясов, а фиолетовые бусинки узор, который напоминал сторонам статьи мирного договора (Карвер, стр. 362).
Для англичан, мир на границе был важен , чтобы область могла быть окультурена расширяющимся сельскохозяйственным сообществом. Даже при том, что индейцы не разделяли страсть европейцев к земле или их понятиям исключительной и индивидуальной собственности, на них оказывали давление для продажи обширных участков земли англичанам. Французы, гораздо меньшие в числе и прежде всего заинтересованные торговлей мехом вместо сельского хозяйства, нуждались только в маленьких площадях сельскохозяйственного земельного участка вокруг их застав в Детройте, Michilimackinac, Су-Сент Мари, Грин-Бей, и Форт Сент - Джозеф. Были ли участки большими или маленькими, их продажа была зарегистрирована среди индейцев юбилейными поясами, заверяющими целостность существующих индейских стран (Tehanetorens. стр. 37,69). Один такой пояс, сделанный в ознаменование продажи Хог Айленд – теперь Бель Айл - Детройт, Мичиган в 1769 году, сохранен в Бартон Коллекшн детройтской Общественной Библиотеки, наряду с соглашением, документирующим ту сделку (рис. 19). Если другие пояса все еще существовали, они без сомнения документировали вытеснение индейских народов с их родины и окончательное господство белой культуры.
Европейское принятие индейской вышивки бисером
Европейские торговцы, которые принесли бусинки к индейцам, признали превосходство некоторой индейской одежды и быстро приняли их. Мокасины,обычно украшаемые иглами или бусинками, заменили большинство европейской обуви на границе. Тканевые Fringedmitasses или гетры, привязанные ниже колена украшенными бусами подвязками, стали нормальным покрытием ноги путешественников. Украшенные бусами пояса опоясывали талию, и кожаные жакеты, украшенные иглами или бусинками, обычно носили при холодной погоде. Бусинки так обычно использовались, что в 1806 гребцам и рулевым на каноэ Северо-западной Компании каждому давали половину фунта бусинок как часть их заработной платы (Уоллас, стр. 213).
Кроме того, многое из одежды, изношенной торговцами и вояжерами, было скроено индейским способом, потому что жены этих мужчин были часто индеанками. Это было очень обычно фактически, многие считали это потребностью - для европейского человека, взять индейскую жену, живя в глуши. Индейская женщина готовила пищу, несла тюки, и делала и восстанавливала мокасины и одежду. Поскольку женщина обучалась с юности украшать одежду вышивкой бисером, сам торговец был обычно гуляющей выставкой бусинок, которые он продавал.
Не только торговцы, но также и солдаты, размещенные в дикой местности, были очарованы индейской одеждой. Правительственные инструкции запретили широко распространенное принятие индейской одежды за исключением мокасин, но солдаты часто приобретали индейские украшенные бусами вещи как подарки. Сегодня эти подарки - единственные примеры вышивки бисером Верхних Великих озер восемнадцатого столетия, которые выжили.
Арент Шюилэ Де Пеистэ, британский командир в Michilimackinacс 1774 до 1779 и позже в Детройте, собрал множество предметов одежды и вышивки бисером, которые он взял с собой в Шотландию, когда удалился туда. Остатки его подарков находятся теперь в Городском Ливерпульском Музее, Англия. В собрании - пара великолепных вышитых иглами мокасин и красивая пара вышитых иглами подвязок,отделанных белым и черным семенным бисером; прекрасный wampumпояс дружбы с четырьмя рядами из трех держащихся за руку фигур, выполненных в белом wampumна фиолетовом фоне (Gringhuis, стр. 9-11).
Самое захватывающее собрание вышивки бисером индейцев восемнадцатого столетия - собрание сэра Джона Колдвелла, которое он приобретал приблизительно в 1780, в то время как он был молодым солдатом в Восьмом Королевском Полку, размещенном в Детройте. Когда сэр Джон возвратился в Англию, он взял свое собрание с собой. Чтобы сделать запись его событий и его сокровищ, он заказал свой портрет в его индейском наряде. Две копии этого портрета существуют, один в Городском Ливерпульском Музее и один в родовом имении F. E. Г.Bagshawe, в ряду потомковCaldwell(рис. 20).
Портрет Колдвелла показывает молодого человека, стоящего
с правой протянутой рукой, держащей фиолетовый военный пояс, на котором
топор изображен в белом wampum. Он носит украшенные мокасины и суконные
леггины, привязанные ниже колена подвязками, украшенными белым
семенным бисером. Его набедренник также отделан белым семенным бисером.
На его правом плече продуманно обработанный кожаный мешочек с узором,
выполненным из игл и белого семенного бисера. Вокруг его талии –
красный шерстяной пояс, в котором вплетены белые бусинки. Также на его
талии - связка медицины, сделанная из кожи скунса с хвостом,
обработанным семенным бисером и иглами. Вокруг его шеи обернуты
достигающий его талии украшенный бусами пояс или пояса; также на его
шее – группа из четырех серебряных и медных ожерелий. Высоко на его
левой груди - ножны, снова украшенные семенным бисером и иглами.
Колдвелл носит ситцевую рубашку, и темно-синее-красное одеяло свисает
по его левому плечу. Невероятно сложный головной убор венчает эту
великую фигуру: составленный из страусовых перьев и других экзотических
перьев, он обит серебряными брошками и звякающими конусами. Лента из
покрытых иглами деревянных полосок держит всю композицию на месте (Gringhuis. стр. 1).
При рассмотренииэтого костюма очевидно, что
индеец из 1780 годанаслаждался нарядом и художественным оформлением.
Хтя почти все ткани, используемые в костюме,имели европейское
изготовление, все же он имеет индейский стиль и художественное
оформление.В то время как некоторые европейские бусинки использовались
в украшении,большинство декоративной работы было выполнено в
традиционной вышивке иглами. Даже когда бусинки использовались,они
следовали традиционным геометрическим узорам, которые, возможно,
выполнялись в игле или бусинках.
К счастью, многие из
фактических предметов, изображенных на портрете Колдуэлла все еще
сохраняются. Они были недавно приобретены Национальным Музеем Человека
в Оттаве, Онтарио, Канада, где они - среди самых ранних
зарегистрированных индейских предметов с Верхних Великих озер.
Государственное Историческое Общество Висконсина имеет часть подобного
костюма, который носился в первой части девятнадцатого столетия (рис.
21). В их художественном собрании - портрет Остина Э. Куинни,
племенного лидера Stockbridge, и в их собраниях антропологии -
несколько предметов, приобретенных от Куинни, включая подвязки,
украшенные белым семенным бисером, которые изображены на портрете.
Вышивка бисером в девятнадцатом и двадцатом столетиях
Индейская
культура с середины девятнадцатого века претерпела ряд разрушительных
ударов. В одном соглашении за другим индейцы были вынуждены бросать их
землю. Многие из соплеменников переселились к западу от Миссиссипи, а те, кто оставался, были ограниченны быстро уменьшающимся резервациями. Мало того, что их земля была отнята, но и имеющие мех животные, которые обеспечивали их экономические средства к существованию, были на грани исчезновения. Фермер заменил торговца меха, и был только ограниченный рынок для новых мехов, которые индеец сумел заманить в ловушку.
Использование индейцами художественного оформления также изменилось к середине девятнадцатого столетия. К 1850 году, хотя вышивка иглами и вышивка бисером все еще существовали рядом, в течение ста лет отношение решительно изменилось, и последняя быстро вытеснила первую. Вместо заполнения больших декоративных областей прежде всего иглами, с использованием бусинок
для обрамления, теперь индейцы использовали бисер, чтобы покрыть большие области. Одно из самых драматических свидетельств этого находится в использовании и художественном оформлении плечевых сумок, множество которых сохранились с восемнадцатого столетия. Это - функциональные кожаные сумки и почти исключительно украшены сложными узорами вышивки иглами. Помимо геометрических орнаментов, часто использовались мифическая громовая птица и подводная пантера. К середине девятнадцатого столетия, сумки стали больше, имели прежде всего торговую ткань, и были тяжело украшены бисером, часто тканые на станке (рис. 22).
Узоры &nbs
Источник: http://canoe3.narod.ru/news/beads3.html |