Четверг, 28.03.2024, 23:51
Wild West
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
    Наш сайт посвящён изучению истории и культуры Северной Америки XIX века: Техасской революции и Республике Техас (1836-1845 гг.), Американо-Мексиканской войне (1846-1848 гг.), войне Севера и Юга США (1861-1865 гг.), периоду Реконструкции Юга (1865-1877 гг.), освоению Дикого Запада (период между 1865-1890 гг., в который происходило заселение западных территорий штатов: Северная и Южная Дакота, Монтана, Канзас, Вайоминг, Небраска и Техас), и другим событиям на Североамериканском континенте. Будем рады если вы поможете нам в сборе материала по этой интересной и увлекательной теме.
18+
Главная » Статьи » Культура

Бисер на Верхних Великих Озерах.

Бисер на Верхних Великих Озерах.

Дэвид А. Армор, комиссия государственного парка острова Макинак.

Перевод мой и Х-translator Revolution, при содействии Ли.

Этот очерк из каталога выставки, проведенной в США и Канаде в 1975-1976 годах с целью показать, как индейцы региона Верхних Великих Озер использовали бисер и европейские торговые бусы.

 

Введение
Люди давно украшали себя и свое одеяние. До прибытия европейцев, индейцы Верхних Великих озер удовлетворяли эту потребность в украшении татуировками и раскрашиванием тел,  украшая  одежду. Дикобразьи  иглы были окрашены и сглажены и затем ткались, были обернуты, или вышиты на вещах. Личное имущество было обогащено  тонкими образцами вышивки лосиным волосом, а бусинки изготовляли, формируя или протыкая сверлом из естественных материалов, типа раковин, кости и меди. С введением европейских торговых товаров, многие из этих установленных методов были обновлены, используя новые материалы, особенно блестящие и красочные стеклянные торговые бусинки.
Верхняя область Великих озер состоит из дренажей Верхнего Озера, Мичиган, и Гурон; но эта статья также даст некоторый обзор по более низким озерам, Эри и Онтарио. Это - естественная географическая область, связанные водные пути которой и лесная окружающая среда создали много подобий в образах жизни среди индейских племен, которые проживали там. Главные племена - Чиппева или Оджибва, Восточные Сиу, Меномини, Виннебаго, Саук и Фокс, Оттава, Потаватоми, Ирокезы и Гурон (рис. 1).


Четыре типа информации, каждый с его собственными пониманиями и ограничениями, обеспечивают данные о роли бусинок среди Верхних индейцев Великих озер. Во-первых, исторические документы хранят описание индейской культуры. Экономические отчеты торговцев и правительственных чиновников, которые распределяли товары для отправки к индейцам, делают запись относительной ценности бусинок и их количеств, проданных, подаренных и т.д. Во вторых, археологические раскопки привели к многочисленным примерам доисторических и исторических типов бусинки, и обеспечивают информацию о том, как бусинки использовались индейцами Верхних Великих озер. Третий источник это сохранившиеся бусинки и украшенные бисером вещи. Большинство этих вещей имеет относительно недавнее происхождение. Кроме найденных в результате археологических раскопок, никакие доисторические предметы, как известно, не существуют. Фактически, никакие неповрежденные объекты, датирующиеся до середины восемнадцатого столетия, не сохранились. Несколько украшенных бусами предметов  середины восемнадцатого столетия были забраны в Америке и взяты в Европу ранними пришельцами и возвращающимися колонистами; немногие из этих предметов могут быть замечены в европейских музеях. Небольшое количество предметов конца восемнадцатого столетия может быть найдено в канадских музеях  и музеях Соединенных Штатов. Многочисленные украшенные бусами вещи с начала девятнадцатого столетия до нынешнего времени выжили и доступны для исследования. Заключительный источник данных находится в рисунках и картинах восемнадцатого и девятнадцатого столетий, которые показывают, как индейцы использовали бусинки. Многие из этих рисунков не показывают определенные типы бусинки, но иллюстрируют, как бусинки вписываются в индейскую культуру.
Таким образом, переплетая вместе историческое, археологическое, этнографическое и художественное свидетельства, мы можем начать получать доступ к информации о роли бусинок в Верхних Великих озерах.
Через "универсальную бусинку" мы введемся в понимание художественного, социального,экономического, и религиозного аспектов индейской культуры, и взаимодействия между ними и европейскими исследователями, торговцами, и поселенцами.

Проникновение европейских бусинок на Верхние Озера
Моряки и рыбаки, двигающиеся вперед на восточный берег Северной Америки в течение шестнадцатого столетия были, вероятно, первыми европейцами, которые обменяют бусинки с индейцами. Когда первые французские исследователи и торговцы вошли в Верхние Озера в течение начала семнадцатого столетия, они принесли немного стекляруса в широком диапазоне размеров и цветов. Первые торговые бусинки, были большие бусинки для ожерелья. Позднее, меньшие бусинки "пони", подходящие для шитья, и очень маленькие бусинки, известные как бусинки "семенные", стали популярными. Индейские женщины, которые предварительно украшали вещи иглами, быстро поняли, что маленькие бусинки могли использоваться более удобно, чем иглы.
Некоторые бусинки давались французами  индейцам как символы дружбы. Предоставление подарка играло важную роль в индейской культуре и считалось выражением доброй воли. Взамен индейцы предлагали одежды из меха, которые с удовольствием приняли французы из-за их большой ценности в Европе. И это желание мехов,  объект ценности Верхних Озер для европейцев, приводило к исследованию и освоению области французами. Так как бобровая шапка высоко ценилась европейцами в течение семнадцатого, восемнадцатого, и в начале девятнадцатого столетия, первичный мех, который привлек французов, был бобром. Столь желательным его сделали ворсинки, имеющие микроскопические зубцы, которые крепко держат, свалявшись. Выдра, рыбак, лиса, и другие меха также пользовались спросом для мужских пальто и других частей костюма и для мужчин и для женщин. Кроме того, закопченные  замши  превращались в мягкие перчатки, сумки, и пальто. Интенсивное охотничье использование индейцами, в поисках меха для торговли скоро вытерло бобра и других имеющих мех животных в областях близко к торговцам, вынуждая их пойти дальше на запад в поисках новых источников меха.
Бусинки были важны в ранней торговле мехом, потому что они были компактны и легко транспортабельны. Шестифутовая нитка маленьких синих бусинок могла купить шкуру бобра в Су Сент Мэри в 1760 (Kellogg, стр. 207). В течение следующего столетия, поскольку индейцы стали более знакомыми с разнообразием торговых товаров, доступных для них, уменьшалась ценность бусинок. Бухгалтерская книга Питера Понда в Michilimackinac в 1775 перечисляет бусинки в двух шиллингах, шесть пенсов в фунт, со связками зерен ячменя в одном шиллинге, четыре пенса в фунт. Бусинки обычно продавались на любой вес или в связках на нитках (бумаги Томаса Виллиамса). В 1807 индеец мог купить два фунта бусинок за одну шкуру бобра. В то же самое время, торговое ружье стоило ему десять шкур  бобра, а фунт пороха стоил одну  шкуру(Heriot. стр. 243).
Ткань была торговым предметом самой большой ценности и полезности для индейца, на которой были вышиты многие из бусинок. Не только были шерстяные одеяла, полезные замены для тяжелых одежд из меха, но шерстяной тканью можно было бы заменить замши в гетрах или mitasses, breechclouts, платьях, и жакетах. Принимая материалы белого, индейские женщины шили из ткани согласно их собственным дизайнам и украшали их тем же самым способом, каким  бы они украсили замшу.
Ткань, как желательный торговый товар, часто сопровождалась спиртом. Французы использовали бренди, который англичане заменили ромом. После 1796, когда американцы приняли  контроль части Верхних Озер, виски стало основным элементом торговли. Из почти равной важности в торговле было оружие и боеприпасы. Индейцы быстро поняли превосходство огнестрельного оружия перед луками и стрелами и обеспечили их в торговле. Приобретение Ирокезами  оружия от голландцев в течение семнадцатого столетия сделало их огромной силой, которая почти вытерла гуронов, живущих в современном Онтарио. Хорошо вооруженные  Ирокезы также держали французских торговцев отдельно от Нижних Озер и вынудили их  взять маршрут севернее Реки Оттавы на запад из Монреаля.
К концу семнадцатого столетия, французские торговцы установили постоянные торговые посты на Верхних Великих озерах в Michilimackinac и Форте С-. Джозеф в Niles, Мичиган. Вскоре после поворота восемнадцатого столетия они установили главное сообщество в Детройте, который стал центром торговли в Верхних Великих озерах в течение следующих ста лет. Так как Верхние Великие озера были в пределах французской колонии Канады до английского выигранного контроля в 1760-ых, это были французские торговцы, которые принесли бусинки в область. До 1760 было предпринято только две попытки англичанами, чтобы проникнуть через область. Англичане предлагали более высокие цены чем французы, таким образом заставляя индейцев торговать с ними. Французы захватили вмешивающихся в чужие дела английских торговцев, но они были бессильны препятствовать индейцам  нести их меха к англичанам в Олбани. Члены Оттава и других племен Верхних Озер путешествовали за сотни миль к Олбани, где они были известны как "Дальние индейцы." В 1720-ых англичане открыли пост в Oswegoна Озере Онтарио, делая их товары, включая бисер, более легкодоступными (Нортон, стр. 172).
Французская торговля мехом сосредоточилась в Монреале. Там, товары, импортированные из Франции, были упакованы в тридцатипятифутовые каноэ из  березовой коры, на которых плывут десять или двенадцать сильных путешественников. Более чем сто из этих больших каноэ пошли на  запад каждый год. Товары были упакованы в девяностофунтовые тюки, которые нужно было нести по тридцати шести волокам на пути к Michilimackinac. Маршрут вел по  Реке Оттава, поперек Озера Nippissingи вниз по  Френч Ривер к Заливу Джорджия  на Озере Гурон. После входа в озеро, грузовые каноэ следовали за северной береговой линией мимо устья Сент- Мэри ривер к Michilimackinac, где Озера Мичиган и Huronобъединяются. ВMichilimackinacнекоторые из тюков были открыты для торговли с местными  Оттава и Ojibwa, в то время как остальные были отправлены вниз в область Озера Мичиган или в Озеро Верхнее и далее.

Хотя бусинки были всегда неотъемлемой частью торговли мехом - в пределах полной экономической картины торговли, они играли маленькую, но очень видимую роль. Сделанные из почти неразрушимого стекла, они пережили действие времени. Ликер потреблялся, большинство ткани распалось, и многие из других торговых товаров стерлись и исчезли; но бусинки остаются. Они служат зрителю двадцатого столетия как материальное напоминание двухсот лет, когда торговля мехом доминировала в экономике Верхних Великих озер. Бусинки следовали от венецианского изготовителя к  французскому экспортеру, канадскому импортеру, торговцу меха, и наконец индейскому покупателю, и  мы можем увидеть плоды той торговли.


Индейское использование бусинок
Индейские женщины были первичными пользователями бусинок торговцев; хотя мужчины носили украшенные бисером ожерелья и одежду, это были женщины, которые украшали вещи. Различные типы бусинок имели различные использования: большие бусинки ожерелья, которые были доступны во многих различных цветах и формах, были натянуты на сухожилия или шнурки из  оленьей кожи, чтобы сформировать ожерелья, браслеты, или другие декоративные элементы; маленькие бусинки "пони" и еще меньшие бусинки "семени" ткались или вышивались в декоративные образцы на ткани или на замше. Семенные бусинки были, безусловно, самые многочисленные, и самый распространенный цвет был белый.
Бусинки были частью мира индейца от самого раннего детства. Колыбели, в которых ребенок проводил большую часть своих первых двух лет жизни, были украшены бусинками, которые украшали колыбель или свисали от обруча в его вершине (рис. 2).

Часто, один из висящих предметов  был маленьким мешочком, украшенным в стиле бабочки, который символизировал "дух ребяческой игры". (the spirit of childish play) В мешочке  была высушенная пуповина ребенка (Блэр,  стр.77;Densmore, стр. 49, 51).
Когда девочка достигала возраста семь или восемь лет, ее мать начинала преподавать ей две канонических формы работы с бисером: вышивки и ткачества. Было важно, что она изучает разнообразие ручных  ремесел, поскольку ее навыки сделали бы ее желательным партнером в браке, так как статус женщины в сообществе был основан на ее трудолюбии  и навыке (Блэр. II, стр. 165;Densmore, стр. 62). Молодая девочка, вероятно, сначала училась шить бусинки на основу из кожи или ткани. Она наблюдала, как  ее мать вырезала  образец из  березовой коры и затем переводила его на  ткань, очерчивая контур  белой нитью, или палочкой, обмакнутой в мучной клейстер. Часто первый урок показывал девочке, как вышить узор  единственным рядом белых бусинок. Поскольку ее навык прогрессировал, молодой ученик добавит другой ряд, параллельный первому ряду и позже будет учиться заполнять во всем узоре цветными бусинками (Densmore,стр. 34-35). Индейские девочки узнавали множество методов вышивания, включая "оверлей", или "спот" стежок (рис. 4),
и "ленивый" стежок (рис. 5).

"Оверлей" ("спот") стежок была самая популярная техника в Верхней области Великих озер. Традиционно, вышитая работа была сделана на коже оленя или американского лося. Кусок расколотой кости служил шилом, чтобы сделать отверстия для сухожилия, которое было достаточно жестко, чтобы действовать как игла. Позже, поскольку европейские торговые товары стали доступными, молодые девочки, учились  работать с тканями, хлопковой или льняной нитью, иглами, и металлическими шилами.
Молодая девочка первоначально использовала вышивку бисером, чтобы украсить одежду куклы; тогда, как ее навыки улучшились, она пробовала руку на свою одежду  или одежду взрослого (Densmore, стр. 62). Она украшала откидные клапана и язычки ее мокасинов  бусинками и иглами (Ritzenthaler. p. 59-60). Выглаженные, окрашенные иглы дикобраза были самыми общими художественными оформлениями. Они отнимали много времени, чтобы подготовиться, но заключительный эффект был приятной смесью мягких оранжевого, красного, желтых цветов, голубого и коричневого. Хотя бусинки было легче использовать, до  конца девятнадцатого столетия индейская женщина  будет опытной в работе и с бусинками и с иглами.
Каждодневное платье индейца было относительно просто, украшенную одежду носили  в специальных случаях. "Парадная" одежда женщины обычно делалась из ткани и была, по крайней мере, частично украшена. Вокруг талии она носила юбку до щиколотки, сделанную из квадратного куска  ткани; часто концы были украшены красочной аппликацией лентой или вышивкой бисером. Под ее юбкой, гетры из тонкого сукна  с аппликацией или украшенными бисером границами достигали от колена до лодыжки. Она носила широкую хлопковую блузу, и часть шерстяной ткани была драпирована по ее плечам как накидка, с художественными оформлениями вокруг краев (Ritzenthaler, стр. 59-60).
Женщины также украшали  расшитую одежду, которую они делали для мужчин. Костюм мужчины  состоял из мокасинов, украшенных как  у женщин, леггин  с широкими украшенными откидными клапанами, покрывающими его ноги, и бисерных  подвязок, крепящих  гетры ниже колена; на  талии мужчина носил breechclout, передняя и задняя часть, богато украшенная вышивкой бисером; хлопковая рубашка, иногда украшенная на воротнике и плечах покрывала торс, на  голове он носил тюрбан из меха выдры, оживленный  бусинками и лентами (Ritzenthaler, стр. 56-57).
Многие из более ранних узоров  были довольно простой  линией бусинок. Зигзагообразные узоры были обычны, и когда два зигзагообразных орнамента перемешались, они сформировали треугольники, или что назвали узором "хвоста выдры" (Densmore.стр. 62). Много орнаментов были геометрическими до 1800, но в последующие годы изогнутые орнаменты, часто в цветочном узоре, стали все более и более популярным. Растения, растущие в области Великих озер, особенно дикая роза, стали любимыми мотивами; виноградные лозы, листья, и усики также использовались. Черпая вдохновение от узоров на ткани белого человека, индейские женщины импровизировали собственные узоры. Иногда орнаменты были в форме животных, и реальных и мистических: стилизованные олени и другие животные были общими мотивами, так же  были мифические существа, типа длиннохвостой  подводной пантеры и широко-крылатой громовой птицы.
Подводная пантера напоминала рысь или дикую кошку с удлиненным телом, чрезвычайно длинным хвостом, и рогатой головой как у быка. Животное, как думали, было очень хитрым и умным; скрывалось под водой и боялось, потому что хватало людей с берега или опрокидывало каноэ. Хотя индейцы боялись этого животного, они также уважали его из-за его знания трав и растений, которые вылечивали болезни. Это медицинское знание дало подводной пантере великую силу над птицами, животными, и людьми (Чандлер, стр. xxxvi). Мифическая громовая птица была огромной птицей,  напоминала орла с  полыхающими глазами, и крыльями, которые делали звук грома. Поскольку полагалось, что она имела власть над войной, громовая птица была общим мотивом на мешочках для табака, мокасинах, и сумках медицины (Чандлер, стр. xxxvii).
Помимо вышивки бисером, молодые девочки учились делать тканую работу с или без ткацкого станка. Первоначально они готовили волокна растений или сухожилие для этой работы, но европейские хлопковые и льняные нити скоро заменили эти естественные вещества. Тканая вышивка бисером представляет из себя прежде всего геометрические орнаменты, типа прямоугольников, квадратов, треугольников, ромбов, и прямых линий. Изогнутые или округленные мотивы, типичные для более позднего лесного стиля, тяжелее для плетения и менее часты. Узоры для плетения, возможно, развились от прокусывания или прорезания свернутого куска коры. При разворачивании появлялся сложный узор (рис. 3).


Были многочисленные виды ткацких станков, построенных, чтобы протянуть нити основы для переплетения бусинки. В работе ткацкого станка, эти нити служили основой для ткани, в то время как нити утка использовались, чтобы нести бусинки. Одна из самых простых форм была ткацким станком напряженности, на котором связки нитей основы одним концом привязывались к дереву, а другим оборачивались вокруг талии ткача. Ткацкий станок в виде лучка, один из самых старых примеров, был готов, когда  маленькая ветвь сгибалась в форму лука, нити основы крепились  к каждому концу. Квадратные и прямоугольные деревянные ткацкие станки имеют более свежее происхождение (рис. 7).

Самый сложный ткацкий станок, введенный в область Великих озер включил деревянный heddle, который отделял и чередовал двойные нити основы в процессе ткачества .
Во всем плетении ширина вещи  была определена числом нитей основы – на один больше чем число рядов бусинок. Шейная цепочка  была обычно шириной в пять-семь бусин, а налобная  лента была около дюйма шириной.

Нарукавные и наколенные ленты насчитывали три - пять дюймов шириной.Полоса сумки (бандольера) на длинном ремне могла быть шесть дюймов шириной, в то время как расшитая панель самой сумки могла быть целых двенадцать дюймов шириной.
Два наиболее часто используемых метода плетения были плетение квадратом, (самое общее), и плетение с уклоном(Боудоин Джил, стр. 42-51). В плетенииквадратом, нити утка и основы пересекали друг друга под прямым углом; бусинки были нанизаны нанити утка и разделены(рис. 8)  нитямиосновы. Варианты включали использование двойных нитей утка, перевитых(рис. 9), или - в случаеheddle- двойные нити деформации(рис. 10). Дизайн формировался смешиваниембусинок различного цвета нанитиутка.
Диагональное плетение было более сложной формой вышивки бисером. Эта техника начиналась соединенными нитями, завязанными узлом в кожаной полосе или основе. В процессе плетения, двойные нити утка и основы меняли функции в переменных рядах. Бусинки были дважды переплетенными, что делало это более трудоемким  процессом (рис. 11). Этот метод использовался на узких предметах, таких как чокер.
Другой метод, редкий в примерах  ВерхнихВеликих озер, был решетчатым плетением. Вариации  сетчатого плетения включают однократные или многоразовые нити, переплетенные в вертикальном или горизонтальном направлении (рис. 12). Результаты могли быть достаточно открыты, чтобы видеть через них или достаточно напряженные, чтобы сформировать плотную поверхность.
Ручное плетение из цветной  шерстяной пряжи  также практиковалось  индейцами Великих озер. Эта техника не требовала  ткацкого станка, она использовала отдельную нить с белыми бусинками на ней (рис. 13), вплетенную в пряжу, создавая зигзагообразные, шестиугольные, или ромбовидные орнаменты.


Бусинки и Появление Новой Религии
Торговцы не были единственными, кто приносил бусинки на Верхние Озера. В то время как торговцы искали меха индейцев, католические миссионеры-священники стремились спасти их души. Уже в 1641 году, отец Исаак Жокс, позже убитый Ирокезами, служил  мессу в Су-Сент Мари (Kellogg, стр. 23-25). И бусинки играли роль в обычно неудачной попытке передать христианскую веру индейцам, которые верили в Великого Духа и другие божества. Чтобы завоевать внимание их потенциальных новообращённых и показывать добрую волю, миссионеры регулярно распределяли подарки, включая бусинки. Позже, когда некоторые из их новых сторонников, часто дети, получали религиозные наставления, священники вознаграждали их  бусинками для того, чтобы  те запомнили  их уроки. Отец Гравье написал в 1694 году из  Иллинойса: "верно, что надежда на получение красной бусины - которая как фрукт  размера маленького боба, присылаемых нам с Мартиники и других островов (О, чтоб  я имел бушель их!) - или иглы, медали, креста или четки (особенно, если они красного цвета), маленького ножа, или другого любопытного предмета, данного как награда, подстрекает детей отвечать хорошо; но они должны ответить очень хорошо в течение нескольких дней, чтобы получить или четки, или красную бусинку, или крест. (Гуд, стр. 16).
Новым новообращённым часто дарили четки из кости или бусинок слоновой кости, на которых подвешивалось металлическое распятие, и принятие индейцем этих четок символизировало принятие новой веры.
Действительно ли индеец стал христианином или нет, бусинки играли важную роль во время его смерти. Один собирающийся умирать человек был одет в богато украшенную одежду. Мокасины его были  украшены иглами и вышивкой бисером, белым семенным бисером. Если человек был мужчиной, на нем был обычно украшенный  набедренник, а сплетенные из бисера подвязки были привязаны только ниже колена. Украшенный бусами пояс, возможно, был помещен вокруг талии, а украшенный бусами мешочек висел вокруг плеча. Обычно, бисерные браслеты были помещены на запястья, и несколько ниток  бусинок висели вокруг шеи. Во многих случаях, украшенный бисером головной убор был помещен на голову человека и, в случае женщины, узел волос позади головы мог бы быть связан  украшенной бусами полосой.
Вскоре после того, как индеец умирал, тело помещалось в неглубокую выложенную корой или замшей могилу.



Источник: http://canoe3.narod.ru/news/beads.html
Категория: Культура | Добавил: Wild_West (17.03.2010) | Автор: Дэвид А. Армор
Просмотров: 2169 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Исторические факты [86]
Конфедеративные Штаты Америки [3]
Государственное устойство США [17]
Штаты и города [32]
Рейнджеры [2]
Ковбои [19]
Индейцы [42]
Оружие [30]
Культура [13]
Быт и нравы [87]
Медицинские вопросы [13]
Военное дело [3]
Не только США и не только XIX век
Сельское хозяйство США [19]
Персоналии [63]
Природа [46]
Лошади [38]
Мексика [14]
Статьи на английском языке [7]

Поиск

Наш опрос
Кем бы Вы хотели быть на Диком Западе?
Всего ответов: 788

Друзья сайта
Литература и жизнь Монастыри и храмы Фан-сайт фильма Крёстный отец Проблемы общения в интернете и Форумные ролевые игры ФРИ Форум Форролл. Форумные Ролевые Игры. Palantir Вена. 1814. Рейтинг Ролевых Ресурсов Regency romance Под знаком Змееносца Волшебный рейтинг игровых сайтов


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

За сегодня сайт посетили

Новые фото

 
Copyright MyCorp © 2024