Мало какая история была такой краткой и такой яркой.
Это был самый героический бизнес, какой можно выдумать, и – самый
неуспешный. Почтовая служба Пони-Экспресс просуществовала всего полтора
года, и навсегда стала легендой Дикого Запада.
Дороги были столь плохо проходимы и опасны, что любые вести - хоть
письма родных, хоть правительственные распоряжения - шли месяцами.
Свежим считалось письмо, отправленное с Востока полгода назад.
Постепенно к 1860 году срок доставки почты дилижансом удалось сократить
до 25 дней. Тогда-то и родилась идея легкой конной экспресс-почты.
Появились обьявления : «Требуются худощавые молодые люди не старше
18 лет и не тяжелее 65 килограммов, опытные наездники, готовые каждый
день смотреть смерти в глаза. Предпочтение отдаётся сиротам. Оплата —
25 долларов в неделю».
В течение двух месяцев Рассел и Фиклин разработали маршрут, набрали
120 всадников и закупили 500 низкорослых полудиких мустангов, которых
ловили в степях и наскоро объезжали. Всего за два месяца на пути
протяженностью в 2 тысячи миль (3,106 км) через каждые 10-15 миль –
максимальном расстоянии, которое может преодолеть лошадь на полном
галопе - они построили станции, на которых менялись лошади и курьеры.
В конце марта 1860 года газеты на обоих берегах оповестили публику:
«Внимание, новая почтовая компания доставит ваше письмо из Нью-Йорка в
Сан-Франциско за 10 дней».
Снаряжение курьера состояло из двух револьверов Кольт, бляхи,
охотничьего ножа и седельной сумки, называемой мочилла (mochilla). На
каждом углу сумки находилось по одному запирающемуся на замок карману –
кантине (cantina), куда, собственно, и помещался почтовый груз. Три
кармана мочилы были заперты на ключ, который хранился только у
почмейстеров в начале и конце маршрута. Четвертый карман с местной
почтой был открыт. Вес мочилы не превышал 20 фунтов (10 килограмм).
Депеши и новости, принимаемые по телеграфу в Сент-Джозефе, и требующие
переправления на Запад, печатались на специальной облегчённой бумаге.
На каждой станции курьер имел ровно две минуты. Он спешивался,
снимал с седла мочиллу, перекидывал ее на свежую лошадь, вскакивал в
седло и мчался дальше. Лошадь делала один перегон - 15 миль,
максимальное возможное расстояние галопом чтобы не загнать ее, курьер -
от 3 до 5 перегонов.
Мустангов для пони экспресса объезжали профессиональные ковбои.
Критерий был простой: если ковбой мог вывести лошадь из загона и она
при этом не сносила ему копытом голову, такая лошадь считалась
объезженной.
Мустанги не подводили своих курьеров. Раненый двумя стрелами жеребец
Блек Билли привёз своего потерявшего сознание седока и почту к
конечному пункту маршрута. Уже оседланный мустанг Америкэн Бой просто
убежал от своего седока, не успевшего вскочить в седло. Америкэн Бой
продела путь самостоятельно, в положенный срок доставив сумку на
следующую станцию.
Путь курьера в западном направлении выглядел так: от Сент-Джозефа до
Мэрисвилля, штат Канзас, оттуда – на северо-восток до форта Кирни в
Небраске, далее – в форт Ларами в Вайоминге, затем через Южный проход
до форта Бриджер, а из него – в Солт-Лейк-Сити, территория Юта. Из
Солт-Лейк-Сити курьер через Великий бассейн, Юта-Невадскую пустыню и
Сьерра-Неваду двигался до Сакраменто. Здесь маршрут «Пони-Экспресса»
заканчивался, почта на пароходе отправлялась по реке Сакраменто в
Сан-Франциско, но если курьер опаздывал на пароход, то ему приходилось
самому отвозить почту в Сан-Франциско.
Немалое мужество требовалось от смотрителей станций.
Они были совершенно одни на диких территориях, по которым проносились
одинокие головорезы, банды-десперадос, индейцы, воевавшие если не с
белыми, то между собой. Зачастую станция представляла собой просто
сарай или навес; на многие из них даже вода завозилась специально.
За полтора года своего существования Пони-Экспресс погибло 17
курьеров (каждый шестой), доставлено около 40 тыс. грузов почты и
утеряна всего одна драгоценная сумка с почтой.
Из-за дорогих подготовительных работ и бандитских нападений Рассел и
Фиклин на каждом письме теряли до 20 долларов. Они вложили в
организацию работы 90 тысяч, а потеряли 200 тысяч. Но не только, и не
столько это убило первую трансконтинентальную курьерскую службу. Её
убил технический прогресс. Наступало время телеграфа. Последний раз
курьер «Пони-Экспресса» отправился в путь 21 ноября 1861 года.
Источник: http://my6.ru/archives/976 |