Противоречивость старого Юга сохранилась в характере и поведении южанина. Об этом писал Т.Вульф : ”Есть в южанах нечто запутанное, темное, наболевшее, что не покидает их всю жизнь, – нечто, укоренившееся в их душах, о чем никто еще не решался написать, никто не разу не заговорил. Быть может, виной тому давняя война и крушение надежд, вызванное решительным поражением, и его унизительные последствия. А, быть может, корни уходят еще глубже: зло рабства, мученье и стыд, которые терзают совесть человека, неудержимо стремящегося к собственности…Однако больше всего виноват, быть может, климат, в котором они живут, само их естество, пища, которой они вскормлены, неведомые страхи, которые рождают в них раскинувшиеся над головой небеса и темный таинственный сосновый бор, что обступает их со всех сторон и нестерпимой скорбью надрывает душу” . Южан порой обвиняют в лености. Отчасти ей способствовал климат, особенно нижнего Юга, где сильная жара гасила активность и энергичную деятельность, свойственную протестантской культуре умеренного климата. Эту связь заметила англичанка Ф.Кембл , писавшая в дневнике: ”Южные рабовладельцы не похожи на манчестерских мануфактуристов или массачусетских купцов, Они – пережиток варварства и феодализма. Они похожи на южных европейцев, живущих под влиянием климата, проводящих жизнь в пьянстве, играх, дебошах, независимые от любого мнения, игнорирующие всякий прогресс, изолированные от всякого общества” . Но праздность и леность воспитывались прежде всего рабством, оставлявшем рабовладельцам, особенно крупным, больше досуга. Они могли заниматься охотой, рыбной ловлей, а среди светских развлечений – балы, лошади, карты, вино. Впрочем, досуг позволял обратиться и к образованию. Южанам свойственна созерцательность, склонность к романтизму, чуждые прагматичным северянам, озабоченным достижением материального благополучия. Рабовладельческая плантация давала больше возможности разбогатеть, чем семейная ферма на Севере. Дети плантаторов, сколотивших состояние, оказывались уже баловнями судьбы и привыкли жить в роскоши и удовольствии, что притупляло стремление к предпринимательству. На это жаловался Джон Кэрри из Мэриленда: “Мой недавний визит в северные штаты, – писал он в 1845 г., – полностью убедил меня, что истинный секрет наших трудностей заключается в недостатке энергии со стороны наших капиталистов, а также в невежестве и лености тех, кто должен трудиться” . Некоторые исследователи ( Дж.Х. Франклин , Р.Лураги ) объясняют такие черты южан, как отсутствие склонности к предпринимательству, культ чести, насилие, их кельтским происхождением. Историки Ф.Макдональд и Дж.Макуитни доказывают: 70% южан – кельты (ирландцы, валлийцы, шотландцы), что, впрочем, не бесспорно. Кельтская культура, конечно, оказала влияние на характер и психологию южан, но не менее важна социальная среда, ставшая благоприятной для развития подобных качеств. Она способствовала возрождению на Юге рыцарского духа , который выразился в исключительно развитом чувстве чести и гордости , милитаризме , идеализации женщины , местном национализме . Особенной популярностью на Юге пользовались романы В.Скотта . В предвоенные годы плантаторы считали себя рыцарями. Одна из военных песен называлась «Рыцарская Конфедерация Штатов Америки» и имела припев: “Рыцарский, рыцарский мы народ” . Основой поведения южан был культ чести , определявшей все этические нормы и стоявший порой выше богатства. Так, в тяжелые послевоенные годы плантатор Т.Дэнби подписал доверенность своему обанкротившемуся другу. И, хотя все знакомые советовали Дэнби пренебречь доверенностью после краха старого Юга, он посчитал делом чести выплатить за друга огромный долг. Честь стоила плантатору всего состояния. Генерал Роберт Ли , возглавлявший армию Конфедерации, заявил: “Честь и слава – это все, к чему должны стремиться мужчины” . Культ чести характерен для иерархических, кастовых социальных систем, подобным рабовладельческому Югу, а поэтому не мог появиться на Севере, где честь означала респектабельность, поведение, связанное с коммерческой деятельностью. Из-за расового характера рабство на Юге чувство чести было присуще не только рабовладельцам-плантаторам, но и всем слоям белого населения. Но не нужно преувеличивать культ чести на Юге. Честь и достоинство в качестве кастовой этики порой оказывались силнее денег в поведении южанина, но и они все таки не затмевали характерного для всех американцев рационализма, стремления к метериальному преуспеванию. Нельзя отрицать и предпринимательской активности южан, принявшей, правда, другие формы чем на Севере, поскольку другими были хозяйство и собственность.На Юге экономически выгодными и престижными являлись плантации и рабы, а не промышленность и торговля. Плантаторы и фермеры – типичные предприниматели и мыслили в категориях товарных отношений, а не натурального хозяйства традиционного общества. Даже либерал-реформатор из Вирджинии Дж.Кок , решив освободить рабов, подумал о возврате своего капитала. Он послал рабов на хлопковую плантацию в Алабаму с условием: каждый должен отработать за свою свободу 1500 долларов , включая содержание, а также быть честным, дисциплинированным, не пить спиртного. Если Б.Уиатт-Браун склонен видеть природу южной чести прежде всего в кельтской культуре , то социолог О.Петтерсон , поддержав убеждение Томаса Гоббса о связи чести с властью, нашел ее истоки в рабстве . Культ чести свойственен рабовладельческому обществу, где раб рассматривается как деградирующая личность. Честь хозяина усиливается подчинением его раба. На Юге раба представляли в образе Самбо – дитя, ленивого, лживого, вороватого, без чести. Ф.Дуглас подчеркивал: центральная черта рабства – потеря чести, что связано с потерей власти. На связь рабства и культа чести указал солдат Конфедерации, представившей ее флаг как символ троичности: “хлопка, ниггеров и рыцарства” . Петтерсон назвал общество Юга “тимократией” , следуя Платону , определившему в книге «Государство» тимократию как общество с честью в качестве доминирующей ценности ( от греческого слова tim? – честь ). “Американский Юг, доведший до наивысшей степени идеологию рабовладения, – пишет социолог, – был наиболее и тщательно разработанной и обдуманно провозглашенной тимократией Нового времени” . Другими атрибутами рыцарского культа явились владение оружием, верховая езда, к чему приучали с детства. Милитаризм стал одним из элементов культуры Юга и выразился в склонности к военному образованию и деятельности. Военное дело – среди любимых занятий южан. Они традиционно поставляли стране военных министров, высшие офицерские чины. На Юге существовало много военных колледжей. Пропорционально большое количество южан участвовало в войнах с Англией 1812 года , Мексикой 1846-1848 гг . Сын плантатора Т.Дэнби , Чарльз , охваченный общим подъемом патриотизма в стране с началом мексиканской войны, тоже захотел в ней участвовать. 9 апреля 1847 года он писал отцу о битве около перевала Буэна-Виста , где сражались ополченцы из Миссисипи : ”После этой битвы мы все можем с гордостью сказать, что мы из Миссисипи .Стоило посмотреть на хладнокровие ветеранов, с которым они отражали атаку мексиканской кавалерии. Посмотреть на стремительность, с которой они бросались в наиболее опасные участки. Убитые и раненые доказывали это. Сто пятьдесят человек из четырехсот убито или ранено. Потери почти беспримерные. Но слава еще дороже, потерять честь значительно дороже…Мы действительно страна солдат..Я очень хочу пойти добровольцем в Рэймондское ополчение…, научиться быть хорошим солдатом. ” Джефферсон Дэвис , президент Конфедерации Штатов Америки , заметил в беседе с английским журналистом У.Расселом , путешествовавшим в 1861-1862 гг. по США: “Европейцы обычно смеются над увлечением южан военными титулами. Мы – военный народ, и эта черта игнорируется…Мы – единственный народ в мире, где джентльмены идут в военную академию, даже не намереваясь потом стать профессиональными военными” . В обществе, где господствовали кодекс чести и насилие, широкое распространение получила дуэль как защита личной чести и самое быстрое решение спора. Дуэли и другие формы насилия характерны для обществ с несовершенными политическими институтами, где не властвует закон, что свойственно обществу “границы”. Впрочем, на Юго-Западе со слабыми аристократическими и джентльменскими традициями споры обычно решались с помощью мести. Врачи Э.Джексона утверждали, что только в 1828 году он участвовал чуть ли не в 100 дуэлях, спорах и других конфликтах. Одна из дуэлей состоялась 30 мая 1806 года в Нэшвилле , где Джексон убил юриста и плантатора Ч.Дикинсона , оставив молодую вдову с грудным ребенком, только за пренебрежительный отзыв последнего о его будущей супруге. Мэри Чеснат , жена сенатора и богатого плантатора из Южной Каролины , писала в дневнике, как ее мужу с трудом удалось предотвратить дуэль и остановить людей, безрассудно рискующих жизнью. “Мистер Чееснат смог уладить все трудности. Будет суд чести, а не дуэль” , – закончила она. На кладбищах Юга много надгробных надписей: «Пал на поле чести» . С кодексом чести связан и долг покровительства женщине , приверженность семье , семейному клану , его традициям. В семье царили патриархальные отношения. Главную роль играл муж – «хозяин» , владелец собственности своей жены, “маленькой хозяйки большого дома” , честь и достоинство которой он должен был защищать. М. Чеснат заметила: “Для мужчин – слава, честь, пхвала и власть, если они патриоты. Для женщин, дочерей Евы, наказание наступает тогда, когда они делают то, что им хочется” . Обычно женщины на Юге рано выходили замуж. Сын убитого Джексоном плантатора Ч.Дикинсона женился на четырнадцатилетней девушке. Мэри Чеснат вышла замуж в семнадцать лет. Если средний возраст замужества женщин Новой Англии (из высших слоев Бостона) 25 лет , то на Юге – 18,5 . При изолированной аграрной жизни семейные узы были прочными, разводы редки. Южная Каролина – единственный штат, где они не разрешены законом. Часто браки заключались между двоюродными братьями и сестрами. В семьях южан было много детей, но не все они доживали до совершеннолетия. У Т.Дэнби было шестнадцать детей, лишь десять достигли взрослого возраста. Его дочь Сьюзан вспоминала, что мать тридцать лет постоянно имела на руках ребенка. Самое престижное на Юге – быть плантатором и владеть рабами, ибо ничто не давало человеку большей независимости. Мечта южанина, как пелось в популярной песенке, – “большая плантация и маленькая хозяйка большого дома” … типичное владение южного плантатора (С) И.М. Супоницкая «Антиномия американского Юга: свобода и рабство» М.,ИВИ РАН, 1998 |