Четверг, 21.11.2024, 13:47
Wild West
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
    Наш сайт посвящён изучению истории и культуры Северной Америки XIX века: Техасской революции и Республике Техас (1836-1845 гг.), Американо-Мексиканской войне (1846-1848 гг.), войне Севера и Юга США (1861-1865 гг.), периоду Реконструкции Юга (1865-1877 гг.), освоению Дикого Запада (период между 1865-1890 гг., в который происходило заселение западных территорий штатов: Северная и Южная Дакота, Монтана, Канзас, Вайоминг, Небраска и Техас), и другим событиям на Североамериканском континенте. Будем рады если вы поможете нам в сборе материала по этой интересной и увлекательной теме.
18+
Главная » Статьи » Быт и нравы

Пространство - победившее и побеждённое (окончание)

В США право частной собственности, священное и неприкосновенное, действовало с колониальных времён. В условиях «границы» при слабости власти переселенцы, захватив землю, рассматривали её как свою собственность и стремились защитить, для чего создавали заявочные клубы.

Сибиряки, как и крестьяне европейской России, жили общиной, хотя сибирская община отличалась от европейской: в ней не было земельного передела между членами, пока земли было в избытке; существовало наследственное владение семьями пашенными участками. По мере сокращения свободных земель захватное землепользование заменялось уравнительной подушевой системой. Но и в сибирской общине сохранялись круговая порука и уравнительный принцип в податях и повинностях. Переселенцы предпочитали общину жизни в одиночку, поскольку общиной легче было устроиться и выжить на новом месте, она выступала в качестве юридического лица, защищая в случае конфликтов с другими деревнями, с государством. Сохранение общины — следствие прежде всего традиционного, коллективистского сознания россиянина.

Машинная уборка хлеба в Томской губернии. Фото начала XX в.
Машинная уборка хлеба в Томской губернии.
Фото начала XX в.

Сибирские крестьяне, в отличие от американских фермеров, были всегда бесправны, зависели от государства, чиновников. Они страдали от бесконечных податей и поборов (подушных, оброчных, земских и пр.), штрафов и недоимок. «Крестьянин, — писал экономист и социолог В.В.БервиФлеровский, сосланный в Сибирь в 1864 г., — …теперь употребляет тридцать пудов хлеба в год со своим семейством и продаёт на уплату сборов сто семьдесят пудов. …Русский крестьянин привык смотреть на себя как на последнего из смертных; человеку, которого публично секут розгами, может ли быть стыдно, если он одет скверно, если у него хозяйство в беспорядке…»11.

Не менее важное обстоятельство — низкий уровень образования. По переписи 1897 г. грамотные составляли в Сибири 12,3% населения, почти вдвое ниже, чем в Европейской России и по стране в целом. Только в 1888 г. в Сибири открылся первый университет — в Томске. На Западе же их число быстро росло, в одной Калифорнии к началу ХХ в. насчитывалось свыше 10 университетов и колледжей. По грамотности Запад даже опережал к началу ХХ в. всю страну — 93,7% населения (в целом по США около 90%).

Сибирский крестьянин всётаки оставался ближе русскому крестьянину Европейской России, чем американскому фермеру. Примером различия сибиряка и американца Запада служит их борьба с преступностью.

Слабость местной власти, а порой даже её отсутствие, свойственная обществу «границы», порождала как большую свободу жителей, так и большую преступность. На американском Западе она побуждала граждан к социальной активности, заставляла переселенцев самим устанавливать порядок и законность на местах; в Сибири приводила к произволу чиновников и губернаторов, превратившихся в местных царьков. Таким был уже первый губернатор Сибири князь М.П.Гагарин, казнённый Петром I. Декабрист В.И.Штейгель назвал правителей региона «сибирскими сатрапами». В центр постоянно шли жалобы на злоупотребления чиновников, за что Екатерина II обозвала сибиряков «ябедниками».

Стройка века. Транссиб. Фото конца XIX в.
Стройка века. Транссиб. Фото конца XIX в.

Насилие на «границе» объясняется борьбой человека с природой, аборигенами, друг с другом. Немаловажное обстоятельство — состав населения, в котором много авантюристов, уголовников, к тому же преобладали молодые неженатые мужчины, что способствовало повышенной агрессивности. В Калифорнии в районах приисков они составляли 92,5% в 1850 г., на Ленских приисках — 81%.

Строительство железной дороги на западе США
Строительство
железной дороги
на западе США

Для обоих регионов характерна фигура бродяги, хотя они представляли разные социальные типы: в Сибири это беглый — ссыльный или каторжник (их называли «косачами» на Урале, «горбачами» или «горбунами» в Сибири — изза котомки за плечами), в Америке — независимый одиночка, иногда с уголовным прошлым, ищущий пристанища, или вечный скиталец по духу, чьими историями переполнены американские вестерны.

Большинство сосланных в Сибирь бежало, чаще погибая в тайге. Именно беглые составляли главный источник преступности и насилия. Они промышляли грабежом и убийством, а порой из беглых каторжан и ссыльных создавались целые таёжные села. Село Витимское (или Витим) прославилось на всю Сибирь как дикий притон. Сибирь превосходила по преступности другие районы России, причём более половины преступлений совершали ссыльные. На первом месте среди преступлений после бродяжничества было убийство, а не кража, как в Европейской России. Значительная часть преступлений отличалась зверством и грубостью. Если у россиян среди преступлений чаще встречалось насилие над личностью, то у американцев — воровство, мошенничество, махинации на акциях, документах, завещаниях. Один из важных промыслов у тех и других — конокрадство. Но за него безжалостно вешали на Западе, в Сибири же знаменитые конокрады имели значительные состояния и никогда не сидели в тюрьме.

О насилии в обоих регионах известно много, меньше — о сопротивлении ему. При слабости власти оно часто превращалось в самосуд, хотя его формы различны. Крестьянская община Сибири жестоко расправлялась с ворами. За вором гнались десятки вёрст. Его били дрючками — дубинами в руку толщиной, а иногда в сажень длиной; били по пяткам (покитайски), «подковывали» до полусмерти. Расправа происходила на виду всей деревни, нередко выносился смертный приговор. Если хозяин догонял вора, то убивал. Деревня убийцы не выдавала. Крестьяне разработали также свои законы для бродяг: не ходить толпами, не разорять построек, не иметь при себе оружия, нож — не более двух вершков. Бродяги выполняли их, думая, что это официальные законы.

Укрощение степных лошадей в Минусинском округе. Рисунок В.И.Сурикова
Укрощение степных лошадей
в Минусинском округе.
Рисунок В.И.Сурикова

Самосуд в Сибири подменял собой власть, её сторонились и не хотели к ней обращаться. Государство оставило за крестьянами решение их собственных дел внутри общины, они жили обособленно, своим миром. Крестьянский самосуд часто переходил в расправу, власть, не признающую разумных доводов. Мамин-Сибиряк назвал её «одним из самых необъяснимых проявлений специально деревенской жестокости, бессмысленной и зверской, как всякое стихийное зло». Писатель показал такую расправу в рассказе «Летные»: во время пожара крестьяне приняли за поджигателя беглого и тут же бросили невиновного человека в костёр.

У крестьян появилась особая форма борьбы с бродягами — «охота за горбунами». Социолог и этнограф И.Прыжов писал, что их попросту отстреливали, как зверей. Государство поощряло ловлю бродяг, платя по три рубля за каждого. Некий Грудинкин за поимку 100 беглых получил даже золотую медаль12.

Американский ковбой, клеймящий лошадей
Американский ковбой,
клеймящий лошадей

Американцы прибегали к самосуду, но не в обход власти, а при её отсутствии или слабости, стараясь укрепить закон и порядок. На Западе   самосуд принял форму виджилантизма. Первые комитеты бдительности (vigilance committees) появились в лагерях старателей в горах Сьерра­Невада в Калифорнии, куда с открытием золота нахлынуло множество авантюристов и уголовников. У американских поселенцев не было сильной власти и системы правосудия: судов, тюрем, полицейских, т.к. Калифорния принадлежала Мексике (она стала штатом США в 1850 г.), поэтому старателям пришлось самим бороться с грабежом и насилием. Созданные ими комитеты бдительности ловили преступников и вершили правосудие. Чаще всего это делалось с соблюдением норм законности, знакомых пионерам с детства: созывался суд присяжных, он рассматривал дело и выносил решение. Иногда в его принятии участвовало всё население поселка. «Народная юриспруденция» была жестокой: за убийство, кражу лошади (самой большой ценности пионеров) — смерть (виселица), за мелкие преступления — порка, изгнание. Приговор тут же приводился в исполнение. Меры действовали превосходно. Мать философа Дж.Ройса, приехавшая в 1849 г. с семьёй в Калифорнию, вспоминала, что после того как повесили трёх воров, грабежи прекратились, старатели могли оставлять добытое золото даже у дороги, не боясь кражи.

Переселенцы на фоне дома из дёрна. Западные штаты США
Переселенцы на фоне дома из дёрна.
Западные штаты США

Корни виджилантизма восходят к движению регуляторов (slickers, stranglers) второй половины ХVIII в., когда в условиях жизни на «границе» люди сами брали власть в свои руки, устанавливая порядок и жестоко расправляясь с уголовниками. Во время войны за независимость в Вирджинии борьбу с нарушителями закона возглавил полковник Чарльз Линч, чьё имя с той поры стало нарицательным, обозначая самосуд в Америке. В его честь, кстати, назван один из городов штата — Линчбург. Если на востоке страны виджилантизм кончился вместе с «границей» к 1860м гг., то на Западе с освоением региона именно в эту пору он начался, приняв наиболее массовый характер: за 1849—1902 гг. — 210 движений (больше всего в Техасе и Калифорнии).

Виджилантизм часто был конструктивным движением и способствовал социальной стабильности. Наиболее ярким примером стали события в Сан-Франциско времён «золотой лихорадки». В 1851 г. через восемь месяцев после избрания органов самоуправления они полностью разложились: все посты заняли уголовники, полиция была связана с ними, а городская казна разграблена. Преступления оставались безнаказанными. Горожане, не надеясь на местное правосудие, организовали комитет бдительности. После вынесения обвинительного приговора один из воров был тут же повешен. Затем комитет организовал новые выборы мэра‚ прокурора‚ судебного пристава и принял решение о самороспуске. Второй комитет, выросший до 700 человек, сначала приговорил к смерти вора, казнённого на площади, а затем арестовал ещё 90 человек по подозрению в поджогах, грабежах, убийствах. В итоге 3 повешены, 1 выпорот, 15 высланы, 41 освобождён, 15 переданы обычному суду. В 1856 г. история повторилась, и губернатор Калифорнии обратился за военной помощью к президенту Ф.Пирсу, но тот отказал, поддержав тем самым комитет бдительности.

Американские виджиланты обычно заменяли отсутствующие или недобросовестные органы правосудия, распускаясь при создании новых, что свидетельствует об обществе с гражданским сознанием и социальной активностью его членов, всегда готовых защищать свои права и свободы и способных к самоорганизации. Однако у виджилантизма есть и другая, деструктивная сторона. Он легко перерастал в жестокий самосуд разъярённой толпы и становился социально опасным. Виджиланты порой даже вступали в борьбу с государственными органами правосудия, стремясь подменить их и становясь тогда разрушительной антисоциальной силой, что особенно характерно для послевоенного неовиджилантизма.

Группа ходоков-переселенцев. Фото начала XX в.
Группа ходоков-переселенцев.
Фото начала XX в.

Русские поселенцы Сибири жили ещё в системе архаического крестьянского права, свойственного традиционному обществу. Этого «архаичного» характера общества Сибири опасался П.А.Столыпин, настаивая на решении «срочнонастоятельных» вопросов региона. «Иначе, — предупреждал он в письме к императору Николаю II от 26 сентября 1910 г., — бессознательно и бесформенно создастся громадная, грубо­демократическая страна, которая скоро задавит Россию европейскую»13. Действительно, только такая демократия и могла выйти из сибирской тайги.

На американский Запад и в Сибирь бежали от преследований религиозные диссиденты — мормоны и русские староверы. Обе общины достигли успехов на новых местах благодаря трудолюбию, упорству, коллективистским привычкам.

Поход мормонов к Большому Солёному озеру — одно из самых грандиозных движений на Запад. Эта неоязыческая секта (её полное название — Церковь Иисуса Христа Святых последнего дня)‚ была создана в 1830 г. Джозефом Смитом в штате НьюЙорк. Он называл себя пророком, посланником Бога, призванным собрать в Америке «народ Израилев», чтобы спастись и установить Царство Божие на земле, «восстановить истинную христианскую церковь». Своё учение‚ развивавшее идеи Библии‚ Смит изложил в «Книге Мормона» (Мормон‚ по его утверждению‚ — один из вождей американских израильтян). Общину постоянно изгоняли из штатов‚ сам Смит был убит‚ поэтому её члены решили отправиться на Дальний Запад, который ещё не принадлежал США, чтобы создать там новую цивилизацию. Мормоны тщательно подготовились к походу‚ изучив все карты и материалы о Западе‚ в том числе и донесения путешественника Дж.Фримонта. Их первая партия вышла из г. Науву (Иллинойс) в 1846 г. в составе 1540 человек‚ 540 фургонов с лошадьми, скотом, запасами продовольствия. В общине царила военная дисциплина, люди были разбиты на сотни с офицерами во главе каждой. В долине Большого Солёного озера лидер мормонов Брайем Янг сказал: «Довольно‚ это и есть нужное место». Так в июле 1847 г. был заложен город Солт­Лейк­Сити. Место было выбрано не случайно. Фримонт писал о плодородности почв в этих краях. За месяц было построено 29 домов. На следующий год приехало ещё 2500 человек.

Упорным трудом и организованностью мормоны превратили пустыню в оазис, став пионерами в создании ирригации на Западе. К 1850 г. у них было свыше 16 тыс. акров обводнённых земель, через 40 лет — 263,5 тыс. акров. В результате урожай картофеля вырос на 1000%, пшеницы — на 1500%. Община добились процветания своего края.

Дом и хозяйство переселенца спустя пять лет после прибытия в Сибирь. Посёлок Алкинский. Иркутский район. Фото начала XX в.

Дом и хозяйство переселенца
спустя пять лет после прибытия в Сибирь.
Посёлок Алкинский. Иркутский район.
Фото начала XX в.

Староверы переселялись в Сибирь с конца ХVII в. добровольно или насильственно (на Алтае это «каменщики» — горные жители; «поляки» — переселившиеся из Польши; в Забайкалье — «семейские») и также достигли благополучия в Сибири. Они нашли плодородные земли, создали большие богатые сёла. «Семейские» снабжали Забайкалье и Нерчинский край с Амуром зерном, продовольствием, не раз спасая от голодной смерти. В Забайкалье их сослали при Анне Иоанновне и Екатерине II из Дорогобужа и Гомеля. Выбросили в пустынном бору на погибель, а через год обнаружили процветающее село. О забайкальском селе Тарбагатай написал в своих записках декабрист А.Е.Розен, побывавший в нём в 1830 г. при переезде декабристов из Читы в Петровский железный завод (около Верхнеудинска, где специально для них строилась тюрьма): «Дома в несколько горниц, с большими окнами, крыши тёсовые, крыльца крытые; …Избы и дома у них красивы не только углами, но и пирогами; хозяйка наша Пестимья Петровна угостила нас на славу щами, ветчиною, осетриною, пирожками и кашицами из всех возможных круп, от гречневой до манной и рисовой. Во дворе под навесом стояли все кованые телеги, сбруя была сыромятная, кони были дюжие и сытые, а люди, люди! Ну, право, все молодец к молодцу, красавицы не хуже донских — рослые, белолицые и румяные. …Всё показывало довольство, порядок, трудолюбие. …Они выбирают своих старост; на мирской сходке раскладывают все подати и повинности земские, … рекрут ставят исправно. …По богатству и довольству поселян мне представилось, что вижу трудолюбивых русских в Америке, а не в Сибири; но в этих местах Сибирь не хуже Америки, земля также привольная, плодородная; жители управляются сами собою, сами открыли сбыт своим произведениям и будут блаженствовать, пока люди бестолковые не станут вмешиваться в их дела»14. Когда Розен спросил, почему их соседи живут в бедности, то получил ответ, что старожилы поздно встают, плохо обрабатывают землю, да к тому же пьют.

Первый губернатор Енисейской губернии А.П.Степанов
Первый губернатор
Енисейской губернии
А.П.Степанов

Некрасов по запискам Розена написал о Тарбагатае в поэме «Дедушка», точно определив причину его благоденствия, которую, впрочем, назвал и сам Розен: «Волю да землю им дали… только ты им не мешай». Когда военный губернатор Амурской области Педашенко посетил селения староверов в 50—100 верстах от Амура и спросил о причинах их процветания (в то время как казённые поселенцы, казаки, умирали с голода на богатом Амуре), они ответили: «А это, батюшка, ваше превосходительство, оттого, что мы от начальства подальше».

И мормоны, и староверы боролись с притеснениями государства, но эти притеснения были разные. История мормонов — это история бесконечных конфликтов и компромиссов двух сторон. Американские власти преследовали мормонов за полигамию, изза чего Юта долго оставалась территорией, а не штатом. В 1850-е гг. дело чуть не дошло до открытых военных действий. Президент Бьюкенен даже объявил мормонов мятежниками и послал против них войска, но конфликт закончился всётаки мирно. Во время Гражданской войны Линкольн заметил: «Оставьте их в покое». Республиканцы называли рабство и полигамию «братьямиблизнецами, сохранившимися от варварства» и приняли билль, осуждающий последнюю. Однако после закона 1882 г., запрещающего многоженство, нарушителей стали сажать в тюрьму на пять лет, лишать гражданских прав, и мормоны сдались. Они отказались от полигамии, мир с федеральным правительством был восстановлен, Юта в 1896 г. стала штатом.

Если мормонов государство преследовало за норму поведения, противоречащую гражданскому обществу, то староверов — за религиозные убеждения. Само их переселение — «целая эпопея страдания», писал И.Прыжов. В Сибири им запрещали иметь свои церкви, вести богослужение, ловили их священников. Они всецело зависели от чиновников, полиции, постоянно от них откупаясь. Но даже в условиях преследования староверы, по российским меркам, преуспели, держась подальше от власти.

Обстановка в доме торгующего сибирского крестьянина. Конец XIX в.
Обстановка в доме торгующего
сибирского крестьянина. Конец XIX в.

У двух сект есть существенное различие. Общинный коллективизм мормонов сочетался с американским индивидуализмом. Они впитывали всё новое, участвовали в предпринимательстве и стали равноправными гражданами американского общества, разделяя его ценности. Русские же староверы, как и русская община, стремились сохранить дух и традиции предков, консервируя старые порядки, отказываясь от нового. Когда декабрист Н.А.Бестужев спросил у богатого хозяина, отчего он не использует машины, тот ответил: «Так моя лопата и моя рука провеют не меньше». Обе секты — сколок своего общества: староверы — традиционного, патриархального, мормоны — рыночного, капиталистического.

Одно из главных отличий двух колонизаций состоит в роли государства. В России именно оно было инициатором и проводником освоения новых земель, тогда как в США его осуществляли независимые частные лица. Правда, Запад стал единственным регионом Америки, освоению которого активно содействовало федеральное правительство. Но формы участия государства существенно отличались.

До конца ХIХ в. российское правительство запрещало свободное переселение в Сибирь, используя её как поставщика сырья и место ссылки, а ссыльные никогда не были колонизующим элементом в Сибири. Между тем ещё в 1821 г. сибирский генерал-губернатор М.М.Сперанский писал в докладной записке о выгоде добровольного переселения крестьян в Сибирь. По его мнению, это содействовало бы освоению региона, улучшению материального положения сельских жителей. В результате по указу 1822 г. началось переселение государственных крестьян, имевших на душу менее 5 десятин. Лишь в 1880-е гг. переселение было признано «полезным для государства», а в 1896 г. создано Переселенческое управление, выделены деньги на землеустроительные, землеотводные и мелиоративные работы, посланы специалисты (статистики, экономисты) для изучения проблемы переселения, проведения почвенных исследований. И только в начале ХХ в. правительство перешло от ограничений к политике свободного переселения крестьян, давно существовавшей в США. Закон от 6 июня 1904 г. предоставлял всем желающим право на миграцию, независимо от имущественного положения.

Томский университет. Фото начала XX в.
Томский университет. Фото начала XX в.

Переселенческую политику российского правительства можно назвать «попечительской». Государство предоставляло переселенцам различные льготы (отсрочку от воинской повинности, освобождение от налогов, сниженный тариф на железную дорогу), ссуды (на переселение, обустройство на новом месте, покупку лошади), само отводило участки земли. По месту следования крестьян действовали переселенческие пункты, где можно было переночевать, получить помощь в сложной ситуации, о чём рассказал в своих очерках Г.Успенский. Правда, не всегда эти меры достигали результатов: деньги часто не доходили до получателей; переселенцы порой ехали в вагонах для скота, жили в тяжёлых условиях в переселенческих бараках, умирали в дороге или в первые годы обустройства.

Страницы из книги записей постановлений сельского схода в сибирской деревне. 1911 г.
Страницы из книги записей постановлений
сельского схода в сибирской деревне. 1911 г.

В Америке потоки переселенцев регулировались не патерналистскими льготами и пособиями, но земельной политикой, ставшей главной в колонизационной деятельности государства. Законом о гомстедах 1862 г. правительство США официально признало стихийный захват земель частными лицами — скваттерство. По нему любой желающий, заплатив 10 долларов налога, получал земельный участок в 160 акров, который после пяти лет обработки становился его частной собственностью. Было роздано 285 млн акров земли, более 700 млн акров продано. Либеральный путь колонизации, избранный в США под давлением фермеров, оказался наиболее эффективным: он ускорил освоение Запада и способствовал притоку европейских иммигрантов в страну.

«Книга Мормона». Издание 1840 г.

Джозеф Смит

«Книга Мормона».
Издание 1840 г.
Джозеф Смит

Другая форма земельной политики — бесплатная раздача земель на строительство железных дорог (закон Моррила 1862 г.) — означала их скрытое финансирование, что стимулировало развитие дорог и содействовало освоению новых районов. Компании, строившие первую трансконтинентальную железную дорогу (Union Pacific and Central Pacific), получили 45 млн акров земли. Активную рекламную деятельность по привлечению иммигрантов развернули штаты и территории Запада, заинтересованные в притоке населения. Они создавали на востоке и в Европе иммигрантские бюро по вербовке переселенцев.

Американское правительство участвовало также в создании ирригационной системы на Западе, помогая решить главную проблему региона. В 1888 г. было организовано управление по ирригации, выделены деньги для исследования засушливых районов. Поскольку в девяти засушливых штатах Запада в среднем 84% земли принадлежало государству, федеральное правительство выделило в 1894 г. в порядке эксперимента каждому засушливому штату 1 млн акров федеральных земель для ирригации и продажи земель фермерам (закон Кэри). В 1902 г. была принята национальная программа мелиорации, предусматривавшая строительство целого ряда плотин (закон о национальной мелиорации, или акт Ньюлендса). Впрочем, ведущая роль в создании системы ирригации, как всегда, принадлежала индивидуальной деятельности граждан.

Если усилия правительства США в освоении Запада были направлены на поощрение и развитие частной инициативы граждан, то патернализм российского правительства, напротив, её глушил.

Сибирские солдаты-староверы. Фото начала XX в.
Сибирские
солдаты-староверы.
Фото начала XX в.

В начале 1860х гг. для Сибири разрабатывались реформы, в чём принимал активное участие выпускник Пажеского корпуса П.А.Кропоткин. Но их проекты были похоронены в кабинетах бюрократического Петербурга, молодой реформатор пришёл к мысли о неспособности централизованного государства к преобразованиям в интересах народа. До Сибири так и не дошла земская реформа, земля так и осталась государственной собственностью. Проект закона о переходе земли в Сибири в личную собственность крестьян, созданный в 1909 г. по инициативе П.А.Столыпина, не был принят правительством. Хотя в ту пору сибиряки интересовались американским опытом свободной раздачи земли, обсуждались преимущества гомстедной системы и даже предлагался эксперимент по её внедрению в одном уезде или округе области, интерес вызывала также политика в области ирригации.

Каковы же итоги колонизации двух стран? «Американская бескрайность, — писал Ф.Бродель, — ... играла разные роли, говорила на разных языках. Она была тормозом, и она же была стимулятором, ограничением, но также и освободительницей»15. Многозначность колонизации свойственна и России. Но если в Америке пространства всётаки содействовали развитию и процветанию страны, то в России скорее тормозили. Американцы победили пространства Запада, цивилизовав их. В 1890 г. 11-й ценз объявил, что фонда общественных, или свободных, земель больше не существует. Запад не только сравнялся по социально­экономическому развитию с другими районами, но после Второй мировой войны постепенно превратился в лидера страны.

Семейские женщины. Cибирь. Конец XIX в.
Семейские женщины. Cибирь. Конец XIX в.

Сейчас Калифорния и Техас занимают первое и второе место среди штатов по численности населения. 7 из 11 послевоенных президентов США — родом с Запада. Черты культуры Запада становятся национальными (джинсы, ковбойки, шляпы — в одежде, вестерны — в кино). Но есть и оборотная сторона колонизации Запада: она принесла американскому континенту невосполнимые потери — истребление индейцев, уничтожение окружающей среды. Об этих тяжёлых последствиях в последние десятилетия много пишут представители «новой истории Запада», стремящиеся переосмыслить роль колонизации.

Американцы победили пространства, россияне побеждены ими, о чём ещё в начале ХХ в. писал Н.А.Бердяев. «Огромные пространства легко давались русскому народу, но нелегко давалась ему организация этих пространств…» Философ указал и на причину: «Огромная, превратившаяся в самодовлеющую силу, русская государственность боялась самодеятельности и активности русского народа, она слагала с русского человека бремя ответственности за судьбу России… Он должен, наконец, освободиться от власти пространств и сам овладеть пространствами… Государство должно стать внутренней силой русского народа, его собственной положительной мощью, его орудием, а не внешним над ним началом, не господином его»16.

Расписная печь в доме сибирских староверов Село Тарбагатай.
Расписная печь в доме
сибирских староверов
Село Тарбагатай.

Прошло почти 100 лет после этих слов Бердяева, но проблема так же актуальна для России. Сибирь не освоена до сих пор, оставаясь преимущественно поставщиком сырья. Президент В.В.Путин, как столетие назад П.А.Столыпин, заявил о «недостаточных трудовых ресурсах» региона. За последние 10 лет население Сибирского округа уменьшалось ежегодно в среднем на 100 тыс. человек. Большинство сибирских территорий — дотационные, а доходы населения на 20% ниже, чем в среднем по России. Уровень преступности остаётся высоким, причём в её структуре преобладают тяжкие и особо тяжкие преступления. В то же время Сибирь попрежнему — главный источник богатства России.

Переселенческий поезд, состоявший из вагонов 4-го класса. Фото начала XX в.

Генерал-губернатор Сибири М.М.Сперанский

Переселенческий поезд,
состоявший из вагонов 4-го класса.
Фото начала XX в.
Генерал-губернатор Сибири М.М.Сперанский

Сравнение колонизации Сибири и американского Запада позволяет сделать вывод об их радикальном различии. Российская экстенсивная колонизация представляла движение вширь без качественного преобразования пространства, ибо проводилась государством. Она замедлила модернизацию всей России. В отличие от неё, интенсивная американская колонизация стимулировала экономические и социальные достижения США, а её главным итогом стало создание новой нации.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Ключевский В.О. Соч.: В 8 т. М.‚ 1956. Т. 1. С. 31.

2 Столыпин П.А., Кривошеин А.В. Поездка в Сибирь и Поволжье. Записка П.А. Столыпина и А.В.Кривошеина. СПб., 1911. С. 1—2.

3 Ядринцев Н. Сибирь как колония // Сочинения. Т. 1. Тюмень, 2000. (1е изд. 1882.) С. 243—244.

4 Твен М. Налегке // Собр. соч.: В 12 т. М., 1959. Т. 2. С. 20.

5 Короленко В.Г. Сон Макара // Собр. соч.: В 8 т. М., 1953. Т. 1. С. 6.

6 Успенский Г.И. Поездки к переселенцам // Собр. соч.: В 9 т. М., 1957. Т. 8. С. 295.

7 Златовратский Н.Н. Устои. История одной деревни. М., 1951. С. 435.

8 Успенский Г.И. Указ. соч. С. 274.

9 Семенов-Тян-Шанский П.П. Путешествие в ТяньШань. М., 1958. С. 71.

10 Розен А.Е. Записки декабриста. Иркутск, 1984. С. 253; Письмо Н.В.Басаргина И.И.Пущину, март 1842 // Сибирь и декабристы. Вып. 3. Иркутск, 1983. С. 182.

11 Берви-Флеровский В.В. Положение рабочего класса в России // Избранные экономические произведения. В 2 т. Т. 1. М., 1958. С. 86.

12 Прыжов И. Охота на бродяг // Прыжов И. 26 московских пророков, юродивых, дур и дураков и другие труды по русской истории и этнографии. М. — СПб., 1996. С. 188.

13 Столыпин П.А. Письмо императору Николаю II 26 сентября 1910 // Красный архив. Т. 30, 1928. С. 83.

14 Розен А.Е. Записки декабриста. Иркутск, 1984. С. 252—255.

15 Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV—XVIII вв. В 3 т. Т. 3. Время мира. М., 1992. С. 400.

16 Бердяев Н.А. О власти пространств над русской душой // Судьба России. М., 1990 (репр. 1918). С. 62, 66.

Ирина СУПОНИЦКАЯ,
доктор исторических наук
(Институт всеобщей истории РАН)



Источник: http://his.1september.ru/articlef.php?ID=200700604
Категория: Быт и нравы | Добавил: Август_МакЭлрэй (05.03.2010) | Автор: Ирина СУПОНИЦКАЯ
Просмотров: 1626 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Исторические факты [86]
Конфедеративные Штаты Америки [3]
Государственное устойство США [17]
Штаты и города [32]
Рейнджеры [2]
Ковбои [19]
Индейцы [42]
Оружие [30]
Культура [13]
Быт и нравы [87]
Медицинские вопросы [13]
Военное дело [3]
Не только США и не только XIX век
Сельское хозяйство США [19]
Персоналии [63]
Природа [46]
Лошади [38]
Мексика [14]
Статьи на английском языке [7]

Поиск

Наш опрос
Кем бы Вы хотели быть на Диком Западе?
Всего ответов: 791

Друзья сайта
Литература и жизнь Монастыри и храмы Фан-сайт фильма Крёстный отец Проблемы общения в интернете и Форумные ролевые игры ФРИ Форум Форролл. Форумные Ролевые Игры. Palantir Вена. 1814. Рейтинг Ролевых Ресурсов Regency romance Под знаком Змееносца Волшебный рейтинг игровых сайтов


Статистика

Онлайн всего: 14
Гостей: 14
Пользователей: 0

За сегодня сайт посетили

Новые фото

 
Copyright MyCorp © 2024