Наш сайт посвящён изучению истории и культуры Северной Америки XIX века: Техасской революции и Республике Техас (1836-1845 гг.), Американо-Мексиканской войне (1846-1848 гг.), войне Севера и Юга США (1861-1865 гг.), периоду Реконструкции Юга (1865-1877 гг.), освоению Дикого Запада (период между 1865-1890 гг., в который происходило заселение западных территорий штатов: Северная и Южная Дакота, Монтана, Канзас, Вайоминг, Небраска и Техас), и другим событиям на Североамериканском континенте. Будем рады если вы поможете нам в сборе материала по этой интересной и увлекательной теме.
"Схвати жизнь за рога" - первый постер, что бросился мне в глаза на арене стадиона. Бравые ковбои, лихо набрасывавшие лассо на молодых бычков и укрощавшие мустангов, демонстрировали, что это для них все равно что "съесть кусок торта" (выражение, адекватное нашему "выпить стакан воды").
Происходило это все в рамках Большого Национального Сток Шоу в Денвере (столице штата Колорадо), которое отмечает в эти дни свое столетие. Сток Шоу - это нечто вроде бывшей Всесоюзной Выставки Достижений Сельского Хозяйства, воспетой в популярном в свое время советском мюзикле "Свинарка и пастух". Правда, в отличие от нашей ВСНХ, целью которой была демонстрация преимуществ советского строя, назначение американского действа - сугубо деловое: здесь заключаются сделки купли-продажи племенного скота, лошадей и даже лам, а также всего, что необходимо для сельскохозяйственного производства - техники, кормов, оборудования и аксессуаров. Работает здесь и большая ярмарка, на которой можно купить ковбойскую шляпу, расшитые сапоги со скошенными каблуками, пояс, предметы быта в стиле вестернов (иногда достаточно уникальные и дорогие). Я набрела на палатку, где продавалась пряжа альпака (лам, которые бродили по вольерам тут же по соседству) такого качества, что любая росскийская рукодельница просто умерла бы от зависти. Открыта большая историческая экспозиция.
История вообще занимает одно из центральных мест события. Это предмет особой гордости жителей Колорадо и других западных штатов США, большинство которых имеют "деревенские" корни. Многие представители старших поколений хорошо помнят детство, проведенное на отдаленных фермах, где не только их родители, но и они сами трудились с утра до вечера. Мой муж, профессор университета, с шести лет имел "свой" участок на родительском поле и "своих" коров, доить которых он поднимался в пять утра, не зная ни выходных, ни праздников, поскольку животные нуждались в повседневном уходе. Тогда же он освоил и трактор. И он был совсем не исключением из правила.
В определенной степени успешное развитие Сток Шоу ассоциируется у этих людей с их собственным ростом. Начавшись в 1899 году как небольшая выставка крупного рогатого скота, Шоу выросло до крупного события международного значения. Его организаторы отмечают, что это крупнейшее в мире место по продаже семян, второе в мире по величине ярмарка лошадей и пятое по значению профессинальное родео. В 1987 году здесь построили международный центр, помогающий иностранным участникам ориентироваться в пространстве Сток Шоу. Уже тогда он заренистрировал 600 гостей из-за рубежа. В нынешнем праздновании принимают участие крупнейшие международные организации Северной Америки, бизнесмены Канады, Мексики, Аргентины, Уругвая. Приехали со своей живой продукцией даже скотоводы из Австралии, поскольку это - крупнейшее маркетинговое пространство. Деловых людей из России не было.
История выставки - это еще и свидетельство того, как американцы умели договариваться и объединяться для того, чтобы получить максимальную выгоду для каждого. Жизнь скотоводов на Диком Западе была полна драматических моментов. Вначале ковбои вообще не имели оседлых ферм и пасли свои полудикие стада на огромных пространствах нынешних западных штатов, пригоняя их в определенное время зимой в определенные точки торговли. Трудно вообразить, как они гнали скот через обледеневшие перевалы и огромные открытые простанства горных плато. Как могли, защищались от нападений - не столько со стороны индейцев, сколько от "собратьев по переселению", предпочитавших отбивать коров и лошадей у зазевавшихся ковбоев, продавать их на тех же самых ярмарках и тем зарабатывать на жизнь. Позже ковбои стали клеймить скот, чтобы доказать право собственности, и каждый имел собственное уникальное клеймо. И только потом стали возникать оседлые поселения, потому что вместе легче было защищаться от нападений и искать правду. Ярмарочные места возникали на перекрестках, обрастая своей инфраструктурой. Денвер возник как "город коров", и это, по выражению генерального исполнительного директора шоу Патрика Гранта, было "слово гордости".
В 1905 году, году первой российской революции, несколько заинтересованных компаний впервые объединились для проведения Сток Шоу. Место, которое они выбрали тогда, и по сей день остается выставочной площадкой. Это было время, когда такие события организовывались во многих городках Дикого Запада. Остальные умерли. Сток Шоу умело меняться и приспосабливаться к потребностям своих клиентов, превратившись в стабильно процветающее предприятие.
В январе 1906 года, после успешного проведения первой объединенной ярмарки с 15 тысячью участников и посетителями из Омахи, Чикаго и даже из нескольких восточных штатов, оно было названо Сток-Шоу Ассоциацией. В таком виде существует и поныне. Только однажды, в 1915 году, событие было отменено из-за эпидемии среди животных, потому что пересечение границы штатов было запрещено. В 1920 году оно стало прибыльным. В 1943 году всю прибыль перечислили в фонд военных действий.
Читая историю, очень любопытно прослеживать, как разрасталось дерево предприятия. Оно росло по нескольким направлениям. Первое, конечно же, деловое. К продаже крупного рогатого скота добавлялись молодняк, овцы, домашняя птица, ламы, оборудование... В 1999 году к уже привычным видам продаж домашнего скота добавились лоси и яки. На нынешней ярмарке был и большой павильон со специальной литературой по сельскому хозяйству.
Это переплеталось с развлечениями для участников и посетителей: родео - парады - соревнования - по стрижке овец, родео, красочные аукционы. И, конечно, множество точек, где можно было купить традиционные западные сласти и любимое блюдо - телячьи ребра, жаренные на барбекю... В это же время несколько обособленно, но близко проходит фестиваль ковбойской музыки и поэзии - весьма красочное, полное юмора действо.
Разделить эти направления просто невозможно. Когда в 90-х годах прошлого столетия был построен специальный событийный центр для представлений лошадей, число посетителей увеличилось сразу же с 1500 до 17 тысяч человек. В первых рядах огромного стадиона сидят потенциальные покупатели, и от того, как оценят они животных и профессиональные качества ковбоев, принимающих участие в представлении, зависят суммы сделок и возможность развивать бизнес. Может быть, поэтому американское родео совсем не столь ужасающе, как воспетая Хемингуэем испанская коррида. И поэтому потенциальные участники вкладывают большие деньги в саму возможность посоревноваться в родео.
Расширение выставочной площади дало возможность разместить больше коммерческих выставок. Одна из крупнейших пивоваренных компаний региона - Coors - ныне организует здесь крупнейшую экспозицию художников Запада с вручением наград. Часть прибыли идет на образовательные гранты для студентов местных университетов и колледжей.
Образование - третье направление. В 1922 году была создана первая программа специально для школьников. В 1973 году построен образовательный центр. В 1980 году создан фонд поддержки образования, который выделял ежегодные гранты в 1000 долларов на обучение 8 студентов в течение 4 лет. В этом году гранты получили 61 студент университетов и колледжей, расположенных в штатах Колорадо и Вайоминг. Гранты выделены по различным направлениям сельского хозяйства и сельской семейной медицины. На родео нынче мы получили большое удовольствие, наблюдая дебютное выступление подростков ковбойского экспериментального детского центра. Среди них было немало девочек, управлявшихся с лошадьми не хуже взрослых ковбоев.
Я приехала на Сток Шоу с представителями Государственного Университета Колорадо, имеющего сильные связи с компанией. Этот день был специальным днем университета, и здесь работал большой университетский центр. Любой желающий мог не только познакомиться с информацией, но и получить "татуировку" с эмблемой университета или стикеры с надписями "выпускник" или "друг университета". Народ развлекался вовсю. На приеме, устроенном позже прямо на арене, где незадолго до этого демонстрировали породистых бычков, было много не очень молодых людей с такими татуировками, стикерами и в ковбойских нарядах.
По мере того, как множились ветви делового центра, увеличивалось и число посетителей. В последние 30 лет это был просто колоссальный рост. В 1976 году на ярмарку приехало 240 тысяч посетителей, в 1981 - 360 тысяч, и больше 640 - уже в 2003-м. Это был рекорд. Планируя посещения, организаторы учитывают все - и погоду (посещаемость резко падает, когда небо хмурится), и то, как играет местная футбольная команда, которая накануне вышла в полуфинал национального чемпионата и не быть не фанатом которой здесь просто неприлично.
Сегодня Патрик Грант озабочен не столько тем, как закончится сегодняшний праздник, сколько тем, как жить и куда развиваться дальше. Денвер стал огромным международным центром, и это, с одной стороны, налагает определенные обязательства в создании имиджа самого современного и привлекательного места. С другой стороны, быстрый рост города не позволяет увеличивать площади. Нынешний директор вырос на большой ферме, а сейчас там располагается жилой микрорайон и огромный торговый центр. Сток Шоу оказался на перекрестке, что дает огромные преимущества в привлечении ищущих развлечений окрестных жителей, но не дает расти вширь. Патрик Грант настоял, чтобы в ближайшее время исполнительный комитет занялся стратегическим планированием, и надеется, что лет через 15-20 выставочный комплекс будет представлять собой "пару городов с главными событийными площадками". При этом важно помнить, сказал он в интервью газете "Rocky Mountain News", что "мы - часть наследства нашего Запада и хотим оставаться частью этого наследства".
Когда на огромном поле стадиона погас свет и заметались зеленые лазерные лучи, в их перекрестье появилась всадница с государственным флагом Америки. Очень красивый женский голос запел гимн, и зал поднялся в едином порыве. Я думала не об Америке. Я думала о том, как же должны гордиться своей страной мы, жители избитой и израненной, потерявшей свою историю России, - гордиться тем, что нас били, унижали, скручивали, а мы все равно живем и не теряем творческого начала и жизненный силы. Вот только кто поможет нам осознать этот великий потенциал, создав такие деловые центры, основанные на традициях наших ремесел...
Любовь Латыпова и «Сны, в которых я живу». Теперь эти сны находятся в штате Колорадо, США