| "Учебник сержанта кавалерии". Книга вторая."
Военное издательство Военного министерства Союза ССР. Москва - 1953 г.
Под общей редакцией генерал-майора Карпачева П.С.
(Номера параграфов, иллюстраций и орфография сохранены) |
II. КОНСКОЕ СНАРЯЖЕНИЕ, ЕГО СБОРКА И ВЬЮЧЕНИЕ СЕДЛА.
§ 1. Конское снаряжение. Конское снаряжение
обеспечивает удобство работы всадника на лошади и управление ею. От
качества снаряжения, его подгонки на лошади и ухода за ним во многом
зависит успешность действий всадника и работоспособность лошади.
Поэтому сержант должен уделять большое внимание вопросам ухода,
сбережения и правильной подгонки конского снаряжения на лошади, а также
требовать от своих подчинённых бережного отношения к предметам
снаряжения.
В комплект верхового седла кавалерийского образца входят оголовье, седло и принадлежности к седлу.
Оголовья бывают мундштучные и трензельные.
О г о л о в ь е м у н д ш т у ч н о е состоит из недоуздка,
мундштучного суголовья, поводьев мундштучных, поводьев трензельных,
мундштука и трензельного удила (рис. 1).
О г о л о в ь е т р е н з е л ь н о е состоит из тех же деталей,
что и мундштучное, за исключением мундштука, мундштучных поводьев и
мундштучного суголовья (рис. 2).
| С е д л о в е р х о в о е кавалерийского
образца (рис. 3-5) состоит из ленчика с живцом и подушечками, двух
подкладок под полки ленчика, сиденья, двух крыльев, двyx путлищ со
стременами, двух подпруг с соединительным ремнём, подперсья, потниковой
крыши с потником, двух перемётных сум для заднего вьюка, двух кобур для
переднего вьюка и десяти вьючных ремней (тренчиков). |
Принадлежности к седлу состоят из саквы для овса, мешка для подков,
шипов и гвоздей, мешочков для сухарей, чая, сахара, соли и швейной
принадлежности, и фуражного аркана (из расчёта один на 5 сёдел).
Кроме перечисленного комплекта вepxoвoгo седла, с целью
предохранения лошадей от простудных заболеваний в холодное время
применяются попоны, которые закрепляются за каждой лошадью.
| § 2. Сборка верхового кавалерийского седла.
Правильная сборка верхового седла имеет исключительно важное значение
для сохранения сил и работоспособности лошади. Неправильная сборка
ведёт к потёртостям, нагнётам и выводит лошадь из строя, иногда на
длительное время. Поэтому правильной сборке седла необходимо уделять
большое внимание и систематически проверять её. Особенно важно
проверять сборку седла в период подготовки к длительным действиям
верхом на лошади и во время переходов (маршей). |
Сборка верхового кавалерийского седла проводится по следующим правилам.
П о д п р у г и свободными концами перекидываются на левую сторону
ленчика через живец, а затем привязываются к обеим полкам ленчика
четырьмя сыромятными ремешками; подпруги должны лежать на живце без
натяжения, а концы их (без пряжек) - отстоять от нижнего края левой
полки на 24-31 см (рис. 6).
К р ы л ь я привязываются к полкам ленчика коленными подушечками
вперед, так, чтобы основание передней луки входило в овальное
отверстие, сделанное на крыле, затем каждое крыло подвязывается к полке
ленчика повepx передней подпруги двумя сыромятными ремешками (рис. 7).
| В о й л о ч н ы е п о д к л а д к
и пригоняются к полкам ленчика посредством кожаных карманов, которые
надеваются на передние концы полок, а задние концы подкладок
притягиваются ремнями, имеющимися на подкладках (рис. 8). |
П у т л и щ е свободным концом без пряжки сначала пропускается в
ушко стремени, в свою подвижную шлёвку, предварительно надетую на
путлище, а затем продевается в отверстие полки с лицевой стороны и
перекидывается через верхний край полки по выемке из ней на лицевую
сторону, после чего застёгивается на пряжку. Путлище должно проходить
поверх крыльев, пряжка при этом должна находиться у верхнего края
выемки, а подвижная шлёвка - у стремени.
| П о т н и к о в а я к р ы ш а с п о т н и к
о м. Прежде чем присоединить потниковую крышу с потником к ленчику
седла, необходимо собрать потник с потниковой крышей. Для сборки
потника с потниковой крышей потник подкладывается под войлочный подбой
потниковой крыши, затем сыромятные ремешки, имеющиеся на потнике,
пропускаются в отверстия потниковой крыши и в отверстия розеток,
накладываемых на потниковую крышу, после чего концы сыромятных ремешков
крепко завязываются.
Потниковая крыша с привязанным к ней потником пригоняется к ленчику
и подвязывается к живцу по возможности плотнее, чтобы между потником и
хребтом лошади свободно проходил воздух.
Для подвязывания потниковой крыши с потником к ленчику седло
устанавливается на потниковую крышу, затем потниковая крыша с потником
плотно подтягивается и подбивается рукой до живца ленчика. Подтянутые и
подбитые потниковая крыша с потником крепко привязываются сыромятными
ремешками потника к живцу. После этого потник тщательно расправляется и
пристёгивается имеющимися на его углах кожаными ремешками к кожаным
костылькам потниковой крыши, а имеющиеся на потниковой крыше ремни
застёгиваются, огибая сверху концы полок ленчика (рис. 9). |
| П о д п е р с ь е предназначено для того, чтобы во время
верховой езды седло не сползало назад. При сборке седла подперсье своим
длинным ремнём пропускается с. правой стороны в петлю сыромятного
ремешка, пришитого на живце, и застёгивается с левой стороны на пряжку
этого же ремня. Подперсье должно лежать на передних концах полок
ленчика ниже вьючных рамок (рис. 10). |
С и д е н ь е надевается прорезью козырька на скобу задней луки, а
к передней луке привязывается сыромятными ремешками. Оно надевается на
ленчик после того, как седло собрано, а при вьючении - после пригонки
перемётных сум.
§ 3. Вьючение седла и укладка во вьюк. Вьюк седла
состоит из переднего и заднего вьюков. В передний вьюк входят: саква с
овсом, кобуры, шинель, плащ-палатка, конский противогаз и пять вьючных
ремней, а в задний - две перемётные суму, попона с троком, котелок и
пять вьючных ремней.
Кроме того, в перемётные сумы укладываются все предметы, которые
необходимы для всадника и лошади на походе. Укладка этих предметов
производится с таким расчётом, чтобы по своему весу перемётные сумы
были одинаковы, а расположение предметов должно обеспечивать наиболее
удобное пользование ими.
В левую перемётную суму обычно вкладывается всё то, что относится к
лошади, в такой последовательности: сначала укладывается мешок с парой
подков, шестью шипами и шестнадцатью гвоздями, затем щётка амуничная
или для сапог, конская щётка, скребница, недоуздок, торба для овса;
последним укладывается водопойное брезентовое ведро.
В правую перемётную суму укладывается всё то, что относится к
всаднику, в такой последовательности: сначала продукты
неприкосновенного запаса, затем пара белья и пара портянок, щётка
платяная, швейная nпринадлежность, ружейная принадлежность, кружка и
ложка; в последнюю очередь укладываются полотенце, мыло, зубная паста
или порошок и зубная щётка.
П е р е д н и й в ь ю к прикрепляется к седлу пятью вьючными
ремнями - одним средним, двумя боковыми и двумя нижними. При вьючении
средний вьючный ремень пропускается в скобу передней луки и в кожаную
петлю потника, а затем вновь в скобу передней луки. Боковые (кобурные)
ремни пропускаются в рамки полок со стороны всадника до места пришива
короткого ремня. Нижние ремни пропускаются в передние вьючные рамки
потниковой крыши и в свои кожаные шлёвки так, чтобы пряжки были
обращены к всаднику.
После того, как к седлу прикреплены вьючные ремни, накладываются и
привьючиваются кобуры. Для этого саква, насыпанная овсом н завязанная,
вкладывается в кобуры и зашнуровывается сыромятными ремешками,
имеющимися на кобурах, настолько крепко, чтобы овёс не высыпался из
саквы наружу, затем средняя часть саквы вместе с соединительным ремнём
кобур скручивается, и кобуры кладутся на передние концы полок.
Кобуры, наложенные на передние концы полок, притягиваются боковыми
вьючными ремнями концы которых сначала пропускаются в кожаные петли на
кобурах, а затем застёгиваются на нижние пряжки, при этом пряжки
вьючных боковых ремней должны быть обращены к лошади.
После привьючивания кобур скатывается и привьючивается шинель. Для
скатывания шинели сначала необходимо полностью освободить карманы.
Отстегнуть хлястик с левой пуговицы, расстелить шинель на всю ширину
подкладкой вверх, воротником к себе, отогнуть воротник, развести рукава
в стороны по прямой линии, расправить воротник и рукава, чтобы не было
складок, а задний разрез застегнуть или заложить полы одну на другую
примерно на ширину трёх пальцев, затем шинель загибается: верх примерно
на 35 см.; а низ (подол) на 30 см.; так, чтобы линии загибов были
прямые.
Рукава шинели также загибаются на шинель примерно на 35 см, но с
таким расчётом, чтобы один конец рукава не доходил до другого на 4-5 см.
Слаженная и расправленная, без складок, шинель как можно туже
скатывается. Скатывание шинели следует начинать двумя руками с талии;
сделав один-два оборота, нужно зажать скатанную часть коленями, затем
расправить руками образующиеся складки и продолжать скатывание в таком
же порядке, пока она не будет закончено. После этого концы скатанной
шинели подворачиваются настолько, чтобы по своей длине они были наравне
с нижними краями потниковой крыши. Скатка шинели должна быть плотной.
Скатанная шинель берётся посредине и накладывается срединой поверх
кобур впереди передней луки с тем, чтобы складка шинели находилась
сверху и была обращена к всаднику. Наложенная шинель притягивается к
седлу сначала средним вьючным ремнём как можно туже, чтобы петля
потника подходила ближе к передней скобе ленчика, а шинель не лежала на
холке лошади; пряжка среднего вьючного ремня должна быть обращена к
лошади. После этого шинель притягивается к седлу и застёгивается на
верхние пряжки боковых вьючных ремней; при этом пряжки должны быть
обращены к лошади.
Нижними вьючными ремнями шинель притягивается к кобурам после того,
как она будет притянута боковыми ремнями. Для этого свободными концами
нижних вьючных ремней огибают снаружи концы шинели, пропускают их в
задние рамки потниковой крыши, загибают обратно и застёгивают на
пряжки, пригоняемые возможно ближе к передним вьючным рамкам потниковой
крыши.
При подтягивании нижних вьючных ремней нужно следить за тем, чтобы
они шли от потниковой крыши под прямым углом, а не наискось, вверх от
неё, так как при этом потниковая крыша поднимается и получаются загибы
переднего угла, на потнике образуются складки, а просвет над гребнем
холки суживается, что очень часто приводит к потёртостям спины и холки
лошади.
Поверх шинели, по всей её ширине, складывается и привьючивается
средним и боковыми вьючными ремнями плащ-палатка. Плащ-палатка
складывается так, чтобы она по своей длине была на одну треть короче
шинели. В последнюю очередь привьючивается конский противогаз. Он
привьючивается с правой стороны, ближе к середине луки, поверх шинели
(плащ-палатки) при помощи верхнего и нижнего ремней противогазовой
сумки.
3 а д н и й в ь ю к, так же как и передний, привьючивается при
помощи пяти вьючных ремней: одного среднего, двух боковых и двух нижних.
При вьючении заднего вьюка сначала перекидываются перемётные сумы на
обе стороны ленчика так, чтобы их передний соединительный ремень лёг на
живец ленчика впереди задней луки, а задний соединительный ремень - за
задней лукой; при этом вьючные рамки, имеющиеся на полках ленчика,
пропускаются в отверстия заднего соединительного ремня перемётных сум.
После пригонки перемётных сум надевается сиденье прорезью козырька на скобу задней луки.
Задние вьючные ремни прикрепляются в следующем порядке. Средний
вьючный ремень продевается в скобу задней луки, затем в кожаную петлю
потника и обратно в скобу задней луки таким образом, чтобы пряжка была
обращена к лошади; после этого вьючным ремнём потник подтягивается как
можно выше к ленчику. Боковые вьючные ремни после пригонки перемётных
сум продеваются во вьючные рамки полок и в свои кожаные петли так,
чтобы после пригонки попоны и котелка пряжки были обращены к всаднику.
Нижние вьючные ремни, которыми пристёгиваются перемётные сумы,
пропускаются своими свободными концами в задние вьючные рамки
потниковой крыши и в свои кожаные шлёвки, затем огибают снаружи
перемётные сумы, пропускаются в другие вьючные рамки потниковой крыши,
загибаются обратно и, вновь охватывая перемётные сумы, застёгиваются на
пряжки как можно ближе к задним рамкам; пряжки должны быть обращены к
всаднику.
После
прикрепления вьючных ремней и завьючивания перемётных сум
привьючивается попона. Для вьючения попона расстилается, на середину её
кладется вчетверо слаженны трок; боковые края попоны складываются втрое
так, чтобы посредине оставался один слои сукна шириной 2-3 см; после
этого попона туго скатывается с того конца, в котором заложен трок, а
противоположный конец ее загибается на 10 см. В скатке попона
представляет собой круглый валик длиной 35--40 см и диаметром около 14
см с перехватом посредине. Скатанная попона кладётся за задней лукой
поверх заднего соединительного ремня перемётных сум так, чтобы складка
её была обращена к всаднику, и затем привьючивается сначала средним
вьючным ремнём, а потом боковыми. При этом нужно следить за тем, чтобы
попона не лежала слишком низко, а средний вьючный ремень вдавливался в
попону. Низко лежащая попона вовремя походов будет натирать спину
лошади и может вывести её из строя.
Круглый котелок надевается на левый конец скатанной попоны перед её
привьючиванием так, чтобы дужка котелка находилась сверху попоны, и
прикрепляется средним и боковыми вьючными ремнями, при этом средний
пропускается в дужку котелка, a боковой охватывает котелок сверху. Если
котелок овальной формы (с крышкой), то в него предварительно помещают
продукты неприкосновенного запаса и помещают в правую перемётную суму
(рис. 11).
Источник: http://www.ratomka.ru/useableinfo/kavalersedlo.html |