Седло казачье
Казачьи седла долгое время применялись в кавалерии. Они были хорошо приспособлены
для многодневных переходов по любым дорогам и в любых погодных условиях, создавали
удобства для всадника, одетого в военное обмундирование.
Седло верховое казачьего типа:
1 - тебеньки (крылья); 2 - подушка; 3 - подперсье; 4 - паквы (подхвостье); 5
- путлища со стременами; 6 - подпруги; 7 - трок седельный; 8 - потник
Седло верховое казачьего типа включает твердое основание - арчак, тебеньки (крылья)
1, подушку 2, подперсье 3, паквы (подхвостье) 4, путлища со стременами 5, приструги,
подпруги 6, трок седельный 7, подкладки подлавки полок, потник 8, подкидку,
переметные сумы и вьючные ремни.
Особенности казачьего седла
Между строением строевого, офицерского и спортивного сёдел, с одной стороны,
и казачьим, с другой стороны, имеется 3 принципиально важных различия.
Расстояние между передней и задней луками у казачьего седла несколько меньше,
чем у остальных.
Расстояние от прорези для путлищ в полках ленчика до середины ленчика у казачьего
седла так же меньше.
Ленчики всех сёдел имеют вогнутый профиль. На ленчик казачьего седла при сборе
сверху кладётся кожаная подушка с мягкой набивкой, в результате чего седалищная
часть всадника располагается несколько выше, чем в других сёдлах. Кроме этого,
подушка притягивается к ленчику кожаным чересседельным троком, проходящим по
ее середине, поэтому середина казачьего седла является самой низкой частью сиденья,
в других кавалерийских и спортивных седлах самая низкая часть сиденья находится
ближе к задней луке.
Эти три различия придают посадке всадника в казачьем седле некоторые особенности.
При езде в строевом, офицерском или спортивном седле, всадник сидит "как
на стуле" - ноги немного уходят вперёд. При езде в казачьем седле ноги
всадника идут вниз почти по прямой, в результате чего всадник как бы сидит на
разрезе. На рысях или галопе казаки передвигались в основном стоя на низко опущенных
стременах и опираясь разрезом на мягкую подушку, которая в большей или меньшей
степени гасила вертикальные колебания. В остальных же сёдлах при езде рысью
всадник должен "облегчаться", т.е. ехать строевой (облегчённой) рысью.
Вследствие того, что нога всадника уходила вниз почти по прямой, казаки не использовали
шпоры, а для высылки лошади пользовали нагайку, так как при посадке в казачьем
седле шпоры были бесполезны. Исключение составляли казачьи гвардейские полки
лейб-гвардии Сводный и лейб-гвардии Атаманский, но и там шпоры носили в основном
декоративный характер. Кроме того, именно казачье седло, со своей спецификой
устройства и посадки, идеально подходит для такого боевого элемента, как джигитовка,
а шпоры при джигитовке - опасная помеха. Информация с yugzone.ru
_______________________________________________________ Добавлю от себя: разумеется, хитро устроить седло, чтобы ехать на нём практически стоя (точнее, опираясь промежностью на подушку седла), чтобы можно было не привставать на стременах в такт движению лошади - это круто. Но можно и сидя ездить, не "облегчаясь" - то есть, не привставая на стременах в такт движению лошади на рыси. Ковбои ездят именно так. И вот в чём секрет: казаки, красноармейцы и вообще большинство конных военных не проводят в седле столько времени, сколько ковбои, которые зачастую работают большую часть суток, а при перегонах могут иногда ехать сутки напролёт и даже спать в седле. Даже военные походы подразумевают, что человек идёт на одной лошади всего несколько часов в день, только в крайних случаях совершая марш-броски по суткам в седле. Ковбою же зачастую приходится ездить, меняя лошадей, не слезая на землю, практически каждый гораздо большее количество часов и часто - ехать не слезая сутками. Поэтому ковбой научается ездить не облегчаясь на стременах и при этом сидя, как на стуле, гораздо виртуознее, чем тот же военный или казак. В этом преимущество ковбойской посадки в отличие от той же казачьей. Основано на личном опыте. М.В. гуминенко
Источник: http://www.yugzone.ru/horse/kazak-sedlo.htm |