Роки маунтин – порода сравнительно молодая, хотя она все же старше, чем
может показаться: эти выносливые и удобные в содержании лошадки были
хорошо известны задолго до появления студбука в 1986 году. У роки
маунтина есть целое семейство «родственников» - пород и отродий горных
лошадок. Роки маунтин, роки плежер, кентакки маунтин… Новичку легко
«заблудиться» в этом разнообразии, ведь фактически это все варианты на
одну и ту же тему.
Роки МаунтинЛошадь
скалистых гор… Красиво звучит, да и выглядит привлекательно.
Обладательница редких мастей, необычных аллюров и замечательного
характера, эта порода к тому же идеальна для езды в горах. Роки маунтин
(Rocky Mountains – Скалистые горы) – порода сравнительно молодая, хотя
она все же старше, чем может показаться: эти выносливые и удобные в
содержании лошадки были хорошо известны задолго до появления студбука в
1986 году. Но хотя за годы существования официального регистра
численность породы заметно выросла, порода остается малочисленной, по
крайней мере по американским меркам: в самом деле, что такое три тысячи
роки маунтинов против трех миллионов кватерхорсов или двухсот тысяч
арабов! Даже в Штатах эта порода остается своего рода экзотикой, в
Европе же можно встретить лишь считанные экземпляры.
Если взять карту США и отметить на ней сначала Скалистые горы, а потом
основной район распространения породы роки маунтин, окажется, что это
едва ли не противоположные концы страны. Родиной этих лошадей – у
подножия совсем других гор, Аппалачей. Одна из загадок породы – она
носит название местности, которая вовсе не является центром ее
происхождения…
История происхождения этих загадочных «горцев» основана на изустных
преданиях. Считается, что начало породе положил один жеребец,
приведенный откуда-то из Скалистых гор. В конце XIX века некоторые
жители штата Виржиния отправились в поисках лучшей доли на Запад,
однако на новых землях их ждала неудача, и переселенцам пришлось
вернуться. Жеребчика они продали, и в конце концов он оказался на
востоке штата Кентукки. Сегодня уже трудно сказать, какой породе
принадлежал этот жеребец, если его породу вообще можно было определить.
Есть предложения, что в его жилах могла течь благородная испанская
кровь, хотя вопрос о том, насколько велика была доля этой крови,
естественно, тоже остается открытым.
Потомком этого «пришельца с Запада», не оставившего даже своего имени
для истории, стал игреневый жеребец Оулд Тоуб, рожденный в 1927 году на
ферме Сэма Таттл. Мистер Таттл много лет предоставлял услуги по конному
туризму в национальном парке Нейчерал Бридж, так что он прекрасно
представлял, какой должна быть лошадь для путешествий по горам. Оулд
Тоуб зарекомендовал себя с самой лучшей с самой лучшей стороны –
надежный, выносливый, с прочными ногами и удобными аллюрами. А главное,
ему можно было доверить самого неумелого всадника: жеребец отличался на
редкость покладистым характером. Но пожалуй, больше всего поражает его
долголетие – Оулд Тоуб пал в возрасте 37 лет, причем чуть ли не до
последних лет дней использовался как производитель. Впрочем, если Оулд
Тоуб действительно был именно сыном «жеребца с Запада», то, видно, он
унаследовал «геныдолгожительства» от своего отца.
Оулд
Тоуб оказался препотентным производителем – свои замечательные качества
он стойко передавал многочисленному потомству. Фактически он стал
основателем нового типа лошадей, быстро получившего признание среди
кентуккских фермеров. С легкой руки мистера Таттла за ними так и
закрепилось название «лошади Скалистых гор». К Оулд Тоубу восходят
родословные большинства современных представителей породы.
Несомненно, материнская основа тоже имела большое значение. Кентукки
находится как бы на границе двух «зон распространения» конских пород: с
юга сюда попадали лошади испанского корня, а с северо-востока –
английские. К слову, соединение этих кровей стало основой для
большинства верховых пород США. Что-то «неуловимо испанское» можно
разглядеть и в современных роки маунтинах: компактное широкое туловище
на тонких, но прочных ногах, приятный изгиб шеи. Это, конечно, не
прямое влияние испанских предков, затерявшихся во тьме веков и
поколений, а результат направленной селекции: ведь помимо конного
туризма и любительской езды, одна из весьма популярных сфер применения
этих лошадок – специальные шоу. А лошадь для шоу должна быть красивой,
даже если это лошадь горная…
В центре внимания селекционеров и судей – особая гордость роки
маунтина, его плавный и удобный для всадника аллюр, хода. Надо сказать,
среди американских верховых пород значительное число специализируется
именно на этом аллюре. Американские верховые (сэддлбреды) и
теннесийские лошади выходят на арену с англизированными хвостами, в
специальных подкладках под подковами, поднимающих и без того от природы
высокий перед, и, плавно неся своих всадников, умудряются одновременно
показывать своими передними ногами чуть ли не чудеса акробатики,
задирая их на неимоверную высоту. Для роки маунтинов все эти ухищрения
неприемлемы, аллюр должен быть естественным. То есть никаких
специальных подков, цепей, никаких «прибамбасов» для тренировки,
никаких «издевательств» над внешностью коня. Хода роки маунтина должна
быть неспешной, размерной и настильной. Низкий вынос ног компенсируется
большим захватом пространства. Именно такая хода наиболее удобна и для
всадника, и для коня, именно таким аллюром лошадь может часами без
устали бегать по горам.
Правда, как отмечают некоторые специалисты, потенциальная опасность для
этой немногочисленной породы таится именно в шоу – ринге. Американские
шоу давно превратились в особую индустрию, в которой при всем
разнообразии пород-участников есть свои лидеры, и созданный ими образ
так или иначе откладывается в умах. Показателен пример другой, гораздо
более широко известной американской породы, морганов: в свое время эта
порода, кстати, старейшая в стране, отличалась универсальностью и
дельностью и по своему облику также была именно «лошадью на все случаи
жизни»: и в бричку запрячь, и в сеялку, и верхом покрасоваться. Однако
в последнее время под влиянием шоу-ринга морганы становятся все более
«декоративными». Как найти свою «золотую середину», а главное, как в
ней удержаться, сохранив и свое лицо, и популярность, - актуальный
вопрос для многих пород по обе стороны Атлантики…
У
роки маунтина есть целое семейство «родственников» - пород и отродий
горных лошадок. Роки маунтин, роки плежер, кентакки маунтин… Новичку
легко «заблудиться» в этом разнообразии, ведь фактически это все
варианты на одну и ту же тему, которые отличить «в лицо» будет сложно
даже специалисту. На самом деле порода одна, а за разными названиями
скрываются ассоциации, которые регистрируют лошадей, по тем или иным
причинам не соответствующих требованиям студбука роки маунтинов. Так, в
родословных кентакки маунтинов (кентуккских горных лошадей) могут
присутствовать предки других пород, в то время как роки маунтином имеет
право считаться только лошадь, у которой оба родителя признанные роки
маунтины. Многие лошади зарегистрированы сразу в двух и даже трех
племенных книгах, что лишний раз доказывает – не всякое новое название
обозначает новую породу. Можно считать это особой формой признания:
лошадь Скалистых гор стала так популярна, что появились ее «подделки».
Возможно, то что племенная книга лошадей Скалистых гор появилась так
поздно, имело и некоторые положительные стороны: ее работа сразу была
основана на самых современных методах. В середине 80-х годов прошлого
века Кентуккский университет провел исследование роки маунтинов и
обнаружил у этой популяции генетическое своеобразие, подтверждающее ее
статус самостоятельной породы. В сфере исследований наследственных
особенностей ассоциация любителей лошадей Скалистых гор оказалась одной
из самых активных.
Есть у лошади Скалистых гор еще одна особенность, делающая эту породы
по-настоящему уникальной. В конце концов, бегать ходой в штате Кентукки
многие умеют, по горам лазать тоже немало специалистов найдется. А у
лошади Скалистых гор есть еще одна «фенечка» - редчайшая масть, вернее
даже целый набор уникальных мастей.
На первый взгляд ничего особенного: бурая и бурая. Или скорее даже
игреневая, потому что к красивому шоколадному тону «рубашки» часто
«прилагается» почти совершенно белая грива. Только оттенок масти чем-то
настораживает, даже не сразу поймешь, чем, - и эти «яблоки» по всему
телу… А между тем генетически масть такого игреньки не имеет ничего
общего с привычными светлыми гривами темно-рыжих тяжстью тяжеловозов
или бурой мастью каких-нибудь тракенов или буденновцев. Эти «обычные»
варианты бурой и игреневой мастей являются производными рыжей масти, а
окраска лошади Скалистых гор – вороной и гнедой.
«Шоколадная»
масть – результат действия особого доминантного гена, получившего у
западных генетиков название silver dapple, то есть «серебристый в
яблоках». Хотя, наверное, по-русски правильнее было бы назвать это чудо
«серебристогривая в яблоках», ибо шоколадный – лишь один из многих
оттенков, которые дает ген silver, и единственное, что их объединяет,
это белые грива и хвост. Этот ген, помимо лошадей Скалистых гор,
довольно широко рапространен только в исландской породе и среди
американских миниатюрных лошадей. Правда, в небольшом количестве такие
лошади встречаются и среди других американских пород, а также
шетлендских пони и тяжеловозов. Иногда эту масть бывает довольно сложно
отличить от других, так что истинные масштабы распространения гена
могут оказаться гораздо больше.
Ген silver dapple – ген-модификатор, то есть он действует «поверх»
основных мастей – вороной, гнедой и рыжей. Эти три масти служат основой
для образования всех остальных мастей: например, особый ген осветитель,
«осветляющий» рыжий пигмент, превращает гнедую в буланую, а рыжий
пигмент, превращает гнедую в буланую, а рыжую в соловую, другой ген
перераспределяет пигменты так, что из вороной масти получается
мышастая, из гнедой саврасая, а из рыжей каурая. «Серебристый» ген
осветляет только черный пигмент. Правда, при этом его воздействие
почему-то оказывается наиболее сильным именно на гриве и хвосте. У
рыжей лошади черного пигмента нет, поэтому присутствие гена silver
dapple на ней никак не скажется. А вот у вороной черная окраска
превратится, в зависимости от степени осветления, в темно-коричневую,
желто-серовато-бурую или даже дымчато-серую. Как отличить более темные,
шоколадные оттенки «серебристогривой» масти от обычных бурых с белой
гривой игренек? Грива «серебристого» коня в основе своей черная,
поэтому те немногие не белые волоски, которые в ней попадаются, имеют
черный или серый цвет. У игреневой лошади без гена silver, то есть
генетически рыжей, цветные волоски в гриве будут коричневыми.
Еще один характерный вариант окраски: корпус ярко-рыжего или
красно-коричневого, «гнедого» цвета, на ногах же сохраняются, хотя и в
несколько «смазанном» виде, черные «чулки», характерные для гнедой
масти. Бывает, что черный пигмент в этих «чулках» высветляется почти
так же сильно, как в гриве и хвосте, и тогда они приобретают весьма
«линялый» вид. Эту масть часто называют silver bay, что можно
расшифровать как «действие гена silver по гнедой основе». Любители роки
маунтинов придерживаются своей классификации мастей и всех лошадей с
бурой шерстью называют шоколадными, но и у них для экземпляров в черных
«чулках», кстати, довольно редких, припасено особое название red
chocolate, что опять же намекает на наличие каких-то структурнх
отличий. Высказывается также мнение, что более светлые (сероватые)
варианты «серебристогривых» мастей принадлежат лошадям с двойной дозой
гена, в то время как шоколадные оттенки свидетельствуют о
гетерозиготности, то есть о наличии лишь одной «порции» гена. Однако на
генно-молекулярном уровне все эти различия не установлены, впрочем, и
сам ген пока не расшифрован, хотя ученые уже «подобрались» к нему
довольно близко.
На
самом деле помимо «серебристого» гена на результат, то есть окраску,
которую мы видим, может влиять множество других генов, которые в других
ситуациях придают те или иные оттенки основным мастям или просто
«находятся рядом». Масть не является породным признаком для лошадей
Скалистых гор, не регистрируются только пегие, чубарые и сильно
отметистые лошади. И хотя «шоколадные» оттенки являются наиболее
характерными, среди представителей породы много обычных вороных,
гнедых, рыжих, буланых, соловых и прочих. Можно только представить,
какой коктейль окрасок складывается из этого разнообразия генов.
Специалисты Мичиганского университета обнаружили и один не очень
приятный ген, сцепленный с геном silver. Этот ген, получивший название
ASD, вызывает некоторые отклонения в развитии структур глаз. Правда, в
большинстве случаев эти отклонения не причиняют лошади никакого
беспокойства и даже не всегда проявляются, и лишь у каждой десятой из
лошадей, гомозиготных по ASD, возникают проблемы со зрением.
Правда, хромосомы, аллели – это все для ученых и любителей генетики.
Простому коннику важнее получить хорошую лошадь. Роки маунтин – хороший
вариант для тех, кто предпочитает конные походы и романтику дальних
путешествий, а также для любителей «прирожденных иноходцев». В лошадях
Скалистых гор удачно сочетаются признаки аборигенных и заводских пород.
С одной стороны, они достаточно неприхотливы и выносливы, у них хорошее
здоровье и, как у всех горных лошадей, очень прочных копыта. С другой
стороны, не в пример многих «аборигенам», они добронравны, спокойны и
легко подходят даже для начинающего всадника. А для тех, кого не
устраивает перспектива «просто кататься для себя», эта порода
предоставляет прекрасную возможность показать себя в шоу-ринге.
Роки маунтин – лошадка «среднего калибра», и это даже зафиксировано в
стандарте породы: рост ее представителей должен находиться в пределах
от 145 до 160 см. Характерно наличие не только нижней, но и верхней
границы – ведь у нас в коневодстве довольно часто «чем выше, тем
лучше». Правда, если отвлечься от требований большого спорта и
сосредоточиться на гармонии форм и экономичности содержания, то слишком
большой рост может оказаться скорее помехой, чем преимуществом. Голова
средней величины, с прямым профилем и выразительными глазами, шея с
довольно высоким выходом, прямая или с небольшим изгибом. Требования
стандарта – широкая грудь, лопатка, поставленная под углом 45 градусов,
а также добрый нрав и отсутствие поведенческих проблем. Богатырские кони
Тяжеловозы, ведущие свое происхождение от тяжелых рыцарских коней,
вновь становятся популярными во всем мире. Богатырский конь сегодня -
это и помощник крестьянину, и прекрасная учебная и прогулочная лошадь.
Своеобразная красота при мощном сложении делает тяжеловоза и частым
участником различных шоу. Отечественные тяжеловозные породы хороши и в
упряжи, и под седлом, так как обладают производительными аллюрами,
отличной подвижностью, спокойным темпераментом, послушанием и добрым
нравом. Тяжеловозы отличаются неприхотливостью в содержании и
кормлении. Они прекрасно едят даже дешевые корма и легко
приспосабливаются к различным климатическим условиям.
Тяжелоупряжных лошадей приобретают как для работы, так и для души.
Сегодня тяжеловозов покупают частные коневладельцы,
сельскохозяйственные предприятия, а также различные промышленные и
торговые компании. Например, пивоваренная компания "Балтика” приобрела
лошадей першеронской породы, которые с успехом используются в рекламных
целях. Практически каждый день петербуржцы могут наблюдать, как по
Невскому проспекту в определенное время великолепный четверик из
нарядных серых першеронов провозит огромную бочку с пивом "Балтика”.
Это зрелище всегда вызывает улыбки у пешеходов и водителей.
Разведение тяжелоупряжных лошадей немыслимо без постоянной работы
селекционеров по улучшению их работоспособности, поэтому в тяжеловозном
коневодстве всегда остро стоит вопрос об испытаниях лошадей.
Соревнования тяжеловозов очень популярны и зрелищны, они давно уже
стали традиционными во многих странах. Одним из важнейших испытаний
тяжеловозов в Европе являются соревнования по вспашке почвы. Основной
метод определения максимальной грузоподъемности (силы) - это испытания
на "силу рывка”, то есть на максимальный вес, который лошадь может
стронуть с места. Проводятся также состязания (на всех аллюрах) по
доставке груза на различные расстояния. При этом маршрут может
проходить по гладкой или неровной поверхности и даже по пахоте.
За рубежом очень популярны и соревнования, носящие название "драйвинг".
Это состязания упряжек на скорость и чистоту прохождения дистанции с
множеством препятствий. В нашей стране этот вид конного спорта также
становится популярным, и уже не один раз проходили соревнования по
этому виду конного спорта.
Для
тяжелоупряжных пород подобные состязания хотя и менее применимы, но
могут служить дополнением к основным состязаниям, а также развивать
такие ценные качества, как гибкость, поворотливость и выезженность.
В России испытания тяжеловозов имеют давние традиции и более чем
полуторавековую историю. Первые упоминания о так называемых возовых
испытаниях относятся к середине XIX века. Сейчас эти соревнования мы
назвали бы испытанием на максимальную грузоподъемность. Лошадь,
запряженная в повозку с грузом определенного веса, страгивает этот воз
с места и шагом продвигается по дистанции. По мере прохождения мимо
пунктов-пикетов, где лежит дополнительный груз, его забрасывают на
повозку. Так делают до тех пор, пока общий вес повозки с грузом не
достигнет такой величины, что лошадь останавливается. Этот максимальный
общий вес груза считается показателем силы лошади.
В начале XX века рабочие крестьянские лошади испытывались по более
широкой программе: кроме перевозки тяжестей, туда входили соревнования
на срочную доставку груза, пробег на длинные дистанции, испытания в
пахоте. В 30-х годах ушедшего столетия учеными Всесоюзного НИИ
коневодства были разработаны "Временные инструкции по проведению
испытаний лошадей на максимальную грузоподъемность и на доставку
груза”. Эти испытания были построены на принципе комплексной оценки.
Лошади соревновались на максимальной силе тяги, показывали свою
работоспособность на шагу с грузом, в 3-4 раза превышающим собственный
вес, затем испытывались на рыси с половиной нагрузки.
В 50-е годы учеными ВНИИ коневодства Г.Г.Карлсеном и А.Б.Воейковым были
разработаны "Наставления по тренировке и испытаниям лошадей
тяжелоупряжных пород”.
В 1964 году в нашей стране была апробирована и введена комплексная
система оценки работоспособности лошадей тяжелоупряжных пород,
действующая до сего времени. В процессе соревнований, согласно правилам
испытаний, каждая лошадь должна пробежать на время 2 км рысью с грузом
1, 5 тонны (сила тяги 50 кг), пройти ту же дистанцию шагом с грузом 4,
5 тонны (сила тяги 150 кг) и как можно дальше протянуть груз весом 9
тонн (сила тяги 300 кг). Результаты этих трех видов испытаний
подсчитываются в баллах, лучшей лошади присуждается титул абсолютного
чемпиона тяжеловозов года.
Конный спорт в тяжелоупряжном коневодстве в нашей стране, к сожалению,
сводится к единственным соревнованиям в году по вышеописанной системе.
Но энтузиасты и любители тяжеловозных лошадей, такие, как, например,
работники Владимирской госконюшни (директор И.Б.Симаков, главный
зоотехник И.Л.Любимова и зоотехник С.Сажина) находят средства на
проведение нескольких соревнований на своем ипподроме в течение года.
Тяжеловозы соревнуются у них не только в перевозке тяжестей, но и в
беге рысью без седла под всадником: этот вид соревнований весьма
зрелищен и азартен.
В 2000 году с 1 по 9 июля на ипподроме конного завода
"Гаврилово-Посадский” (Ивановская область) состоялись очередные
ежегодные Всероссийские соревнования конников на лошадях тяжелоупряжных
пород.
В
соревнованиях приняли участие семь команд из конных заводов и заводских
конюшен на 22 лошадях советской, владимирской и русской тяжелоупряжных
пород. Это были представители Гаврилово-Посадского, Починковского,
Перевозского, Юрьев-Польского, Вологодского конных заводов,
Владимирской и Гаврилово-Посадской государственных заводских конюшен.
Состязания открылись испытаниями на срочную доставку груза рысью. В
этом виде в упорной борьбе победил мастер-тренер Владимирской ГЗК
В.И.Фомин, известный в нашей стране и за рубежом как непревзойденный
наездник и знаток русской тройки. Владимир Иванович - и блестящий
мастер подготовки тяжеловозов к интенсивной нагрузке. Жеребец
владимирской породы Пароль 1993 г.р. (Певец-Протока) под его
управлением пробежал 2 км с грузом 1, 5 тонны за 5 минут и 21, 1
секунды.
Срочную доставку груза шагом выиграл мастер-тренер Гаврилово-Посадской
ГЗК А.Ф.Суярко на гнедом жеребце владимирской породы Глухаре 1992 г.р.
(Галстук-Ходуля). Глухарь прошел дистанцию 2 км с грузом 4, 5 тонны за
13 минут 36, 6 секунды.
После двух видов состязаний определились лидеры, однако предстоял еще
последний, самый трудный вид испытаний. Здесь показал свое высокое
мастерство молодой наездник Гаврилово-Посадского конного завода
С.В.Жильцов. На своем 7-летнем питомце, вороном жеребце Туляке
(Лохмач-Тинза) владимирской породы, он стал победителем в испытаниях на
тяговую выносливость. Груз 9 тонн Туляк провез на расстояние 364, 8
метра.
В результате трех видов испытаний высшая сумма баллов - 95, 72 - была
набрана мастером-тренером А.Ф.Суярко на жеребце Глухаре. Гнедой
красавец, могучий великан Глухарь владимирской породы признан чемпионом
тяжеловозов 2000 года.
Второе место (сумма баллов - 84, 95) присуждено соловому жеребцу
советской тяжелоупряжной породы Рафинеру 1992 г.р.(Рафинад - Ресница),
на котором выступал старейший наездник, опытный мастер-тренер
М.А.Глинкин. Рафинер принадлежит Починковскому конному заводу, обладает
своеобразным экстерьером и удивительной нарядностью. Этот жеребец
выставлялся на трех крупнейших конных выставках - в Москве в 1999 и
2000 годах и в Санкт-Петербурге в 2000 году, где дважды получал титул
чемпиона породы и снискал огромную любовь всех зрителей.
Третье место (сумма баллов - 83, 35) присвоено гнедому жеребцу
владимирской породы Гектографу 1994 г.р. (График-Гагра) под управлением
мастера-тренера В.И.Фомина.
Командное первенство среди участников распределилось следующим образом.
Первое место - Гаврилово-Посадская ГЗК (Ивановская область), второе
место - команда Владимирской ГЗК (Владимирская область), третье -
Починковский конный завод (Нижегородская область).
По результатам испытаний экспертная комиссия определила чемпионов в
каждой породе. Чемпионом владимирской породы был признан жеребец
Глухарь, чемпионом советской тяжелоупряжной породы - Рафинер, а
чемпионом русской тяжелоупряжной породы стал бурый жеребец Трюк 1994
г.р. (Курс-Тропа), принадлежащий Вологодскому конному заводу. Это был
единственный конный завод, который выставил на испытания лошадей
русской тяжеловозной породы. Трюк под управлением наездника
В.В.Смирнова был пятым в состязании на тяговую выносливость. Русские
тяжеловозы относятся к группе некрупных тяжелоупряжных пород. Тем не
менее на испытаниях они неизменно показывают достаточно высокие
результаты и соревнуются наравне с крупными тяжеловозами. Хотелось бы
видеть больше представителей этой замечательной отечественной породы на
подобных соревнованиях.
Успешно выступала команда Перевозского конного завода (Нижегородская
область). Рыжий жеребец Багаж 1993 г.р. (Кебрик-Буря) советской
тяжелоупряжной породы под управлением опытного наездника этого конного
завода И.А.Ицакова был третьим в испытаниях на тяговую выносливость. А
другая питомица этого конного завода, рыжая кобыла Разведка 1995 г.р.
(Кубок-Репрессия) советской тяжелоупряжной породы, была третьей в
испытаниях на срочную доставку груза рысью. Ниже своих возможностей
выступили лошади Юрьев-Польского конного завода. Молодому и,
безусловно, способному наезднику Вячеславу Киселеву не хватило опыта в
работе со своими питомцами. Несомненно, что владимирские тяжеловозы
Юрьев-Польского конного завода способны на большее, и требуется
подобрать ключ к раскрытию этого потенциала.
Соревнования завершились парадом и награждением победителей. Победителям и призерам испытаний были вручены ценные подарки.
Жаль, что не приехала на испытания команда Октябрьского конного завода
с лошадьми першеронской породы (Ульяновская область). Першероны
обладают феноменальными способностями в работе с большими нагрузками и
могли бы внести в соревнования более острый накал борьбы. Рекорд,
поставленный першеронской кобылой Сливой в 1976 году по тяговой
выносливости (2138 метров прошла она с грузом 9 тонн! ), до сих пор не
побит.
В этом году на соревнованиях не обошлось без накладок. Намеченные на 4
июля испытания по срочной доставке груза шагом пришлось отменить из-за
проливного дождя, обрушившегося на Гаврилов Посад. Сила дождя была
такой мощи, что он покрыл дорожку слоем воды толщиной четверть метра!
Испытания были перенесены на 5 июля. Но за сутки дорожка высохнуть не
успела, и пришлось провести срочные работы по ее осушению.
Лошадей было решено пускать по одной с интервалом примерно в 3-4
минуты. Из-за ошибки судейской и технической комиссии был дан фальстарт
В.И.Фомину на Пароле. Жеребец уже протянул около трехсот метров груз
массой 4, 5 тонны, но судьи не включили секундомеры, поэтому Владимиру
Ивановичу пришлось вернуться и вновь стартовать, что, конечно,
сказалось на результатах. Пароль разделил в этом виде 3-4 место с
гнедой кобылой Замашкой 1993 г.р. (Шанс-Загадка) Юрьев-Польского
конного завода.
Соревнования на лошадях-богатырях были проведены на средства, выделенные Ассоциацией "Росплемконезавод”.
История Всероссийских (до 1991 года - Всесоюзных) соревнований
показывает, что с начала проведения испытаний и по настоящее время
улучшены рекорды работоспособности по всем тяжеловозным породам.
Рекордисты, призеры, победители соревнований обладают, как правило,
крепкой конституцией и правильным экстерьером. Они получают широкое
племенное использование в конных заводах и благодаря этому оказывают
большое влияние на совершенствование тяжелоупряжных пород. Соревнования
тяжеловозов очень красочны и производят сильное впечатление на
зрителей. Эти лошади очаровывают публику мощным телосложением, силой.
Несмотря на громадный рост, массивный мускулистый корпус и большую
живую массу, они удивляют своей грацией и темпераментом.
На соревнования съехались многочисленные любители тяжеловозных лошадей
и частные коневладельцы. Многие из них, очарованные мощью и красотой
богатырских коней, решились на приобретение тяжеловоза. Наверняка
многих из них мы обязательно увидим на испытаниях следующих лет.
Хочется сказать и о молодой смене, которая подрастает в Гавриловом
Посаде и других конных заводах. Невозможно рассказать обо всех в этой
статье, но нельзя не упомянуть о юной наезднице Гаврилово-Посадской ГЗК
Юле Вышинской. Эта молодая, очень симпатичная и хрупкая девушка легко
справляется с огромными тяжеловозами. В прошлом году она выиграла
главный приз состязаний и завоевала титул абсолютной чемпионки
соревнований. На испытаниях этого года Юля выступала на молодых лошадях
и не попала в число призеров. Но ее мастерство, несомненно, принесет ей
в будущем многочисленные победы. На нынешних соревнованиях Юля была
удостоена приза зрительских симпатий.
В заключение добавим, что питомцы Гаврилово-Посадского, Починковского,
Юрьев-Польского, Перевозского конных заводов и Владимирской ГЗК
выставлялись в этом году на конной выставке в Москве "Эквирос-2000”.
Все они были удостоены золотых, серебряных и бронзовых медалей. Жеребец
Туляк Гаврилово-Посадского конного завода, великолепной вороной масти с
яркими белыми отметинами не только успешно выступал в этом году на
соревнованиях, о чем мы писали выше, но и завоевал золотую медаль, а
также титул чемпиона породы за свои замечательные внешние данные,
качество движений и работоспособность. Жаль, что Гаврилово-Посадская
ГЗК не смогла выставить на "Эквиросе” чемпиона тяжеловозов, победителя
нынешних и прошлогодних тяжелоупряжных соревнований жеребца Глухаря.
Его мощное гармоничное сложение, правильные свободные движения,
темперамент и заслуги на ипподроме наверняка принесли бы ему призовое
место, а то и победу.
(Фото Анны Семак)/ Инна ЦЫГАНОК Конный мир №4 2006 г., Волкова Е.
http://www.equestrian.ru/
http://www.losharik.ru/
http://blogs.privet.ru
http://horses.juliettarose.ru/
http://www.horseworld.ru/
Источник: http://evrovet.ru/animals.php?vid=731 |