Наш сайт посвящён изучению истории и культуры Северной Америки XIX века: Техасской революции и Республике Техас (1836-1845 гг.), Американо-Мексиканской войне (1846-1848 гг.), войне Севера и Юга США (1861-1865 гг.), периоду Реконструкции Юга (1865-1877 гг.), освоению Дикого Запада (период между 1865-1890 гг., в который происходило заселение западных территорий штатов: Северная и Южная Дакота, Монтана, Канзас, Вайоминг, Небраска и Техас), и другим событиям на Североамериканском континенте. Будем рады если вы поможете нам в сборе материала по этой интересной и увлекательной теме.
Самые
ранние свидетельства о табаке насчитывают порядка трех тысяч лет. И
если судить по сохранившимся памятникам цивилизации Майа и индейцев
Центральной Америки, то вся история табака и курительных трубок пошла
именно оттуда.
С
разбиением Америки на несколько частей и в соответствии с традициями и
уровнем развития племен история табака пошла различными путями.
Наибольшего развития культура табакокурения достигла в племенах Ацтеков
и индейцев Северной Америки. Ими использовались каменные или глиняные
трубки, на которых часто встречаются изображения животных, поражающие
своей детальной проработкой. Самым распространенным материалом для
трубок в средней части Северной Америки был мягкий красный камень
(катлинит), который индейцы называли «курительным». Большинство
встречающихся «трубок мира» того времени были сделаны из этого камня.
Встречаются также оригинальные трубки объединенные с томагавком, где
рукоятка томагавка одновременно являлась и чубуком.
В Южной
Америке, из-за иных климатических условий, трубки резали в основном из
древесины тропических деревьев, многие трубки так же имели формы
животных или людей. Но встречаются и довольно интересные экземпляры
трубок доколумбовской эпохи, выполненных в форме буквы «Y», где два
относительно коротких конца вставлялись в ноздри и таким образом трубку
курили.
Легенды Дакота.
Курение трубки с табаком
относится у индейцев к числу особых магических ритуалов. Европейской
культуре мало знаком изначальный религиозно-мистический смысл этого
действа. А вот на родине этого обычая, в Америке, ритуальное курение
весьма распространено. Индейцы очаги начинали всякое дело трубкой
табака и молитвой: «Великий Дух, сойди и покури со мной как друг!» Сиу,
раскуривая трубку, сначала предлагали ее Солнцу. Вождь надчезов,
встречая рассвет ритуальным курением, пускал дым на восток, а затем в
трех других направлениях. Для индейцев табак – священная трава, «трубка
мира» (калюмет) – дар Великого Духа. Поэтому курение – это угодная
богам жертва, а благоговейное выдыхание табачного дыма сродни
молитвенному обращению. «Трубка мира» символизирует не только и не
столько примирение враждующих племен (как это принято считать), сколько
установление гармонии между богами и людьми.
В жизни любого
индейца церемония Священной Трубки -- всегда большое событие. Для
индейцев Дакота особенно. Дакота без трубки – это половина индейца и
половина мужчины. Для них трубка была больше чем простое средство для
курения табака. Она была их неразлучным спутником в жизни, и они могли
позволить себе оставить или потерять все, что угодно, только не трубку.
И это не случайно, ведь трубку завещал курить отцам их отцов сам
Великий Дух.
Табак войны и трубка мира.
Табак
считался растением «мужских духов», покровителей войны и охоты. Когда
канадские гуроны отправлялись на войну или на охоту, они оставляли
табак в расщелинах священной скалы и обращались к своим защитникам со
словами: «О дух, живущий здесь, возьми этот табак, который мы тебе
даем! Помоги нам! Освободи нас от всех бед! Помоги нам вернуться
здоровыми и невредимыми!» Могущественные племена ирокезов зажигали
табак, чтобы умилостивить бога войны. Ацтеки приносили табак в жертву
своему военному покровителю – Гуицилопочли, а также использовали его
как компонент мази для втирания, помогавшей общаться и с остальными
богами. Сок табака (вместе с другими составляющими) был необходим,
чтобы вызвать ярость и воинское безумие.
Заканчивалась война
тоже курением. Заключая мир, индейцы, согласно обряду, садились под
деревом, которое называли «деревом мира». Трубка с табаком переходила
из рук в руки, и каждый высокий гость, включенный в круг, должен был
сделать затяжку. Давали «трубку мира» и просто повздорившим мужчинам.
Стоит
отметить, что индейцы курили по любому поводу – даже при совершении
сделок и договоров: давший слово во время курения не сможет его
нарушить: за этим проследят духи. Когда же кому-то, мужчине или
женщине, была нужна помощь – например, по случаю пропажи вещей или
болезни, нуждающийся посылал трубку с табаком шаману. Если все было
сделано правильно, шаман не мог ему отказать и проводил церемонию,
призванную избавить страдающего от несчастий.
В священном теле священный дым.
Жрецы
майя и ацтеков полагали, что табак появился из крови первых людей,
принесенных в жертву: так боги отблагодарили людей за эти дары. Сами
жрецы курили табак, чтобы узнать будущее и волю богов, многих из
которых изображали с трубкой в руке. Это породило еще один обычай: так
как боги любят курить, для того чтобы добиться их расположения, следует
окуривать идолы табачным дымом. До наших дней сохранилась традиция
подвешивать табак в ярких мешочках на ветви деревьев в местах обитания
духов. Современные индейские шаманы проводят ритуалы мапахо – дымом
специальных сортов табака шаман «обдувает» пациента с целью очищения
тела и восстановления энергии.
Индейские шаманы стали первыми
применять табак при лечении многих недугов: больных клали на высокое
ложе и ставили перед ними сосуды с тлеющим табаком. Табачные листы
накладывали на раны, чтобы духи «выпили» болезнь.
Хотя курили
табак, вероятно, все племена, не все занимались его разведением.
Например, кри и команчи выменивали его у других, считая табак священным
растением, которое нельзя срезать. Они полагали, что на тех, кто его
срежет, обрушится гнев духов, но курить уже срезанный табак можно и
нужно.
Табак не только курили, но и делали из него отвары, мази,
тампоны. Индейцы использовали табак как лекарство от многих болезней,
для защиты от злых духов и для общения с добрыми духами, как магическое
средство на охоте и в качестве силы, помогающей одолеть врагов в битве.
Табак играл весьма существенную роль в ритуалах и церемониях.
Не табаком единым…
В
своих религиозных ритуалах индейские племена использовали не только
табак, но и ряд галлюциногенных растений, включая различные виды
пасленов и бобы мескаля (мескалин, кстати, и в наше время используют
некоторые табачные блендеры. Прим. Torch). Для равнинных
индейцев, равно как и для всех остальных коренных народов Северной
Америки, чрезвычайно важное значение имело раскрытие личности на уровне
подсознания – просветления. Наркотические растения ценились тем, что
помогали достигать тех состояний, когда открывалось сверхъестественное.
В
наше время тотального прагматизма мы почти утратили ту нить, которая
связывает нас с природой и постоянно нарастающий ритм жизни делает эту
нить все тоньше и тоньше. Но у некоторых из нас есть свои секреты -- в
какие-то моменты мы достаем свои трубки, любимый табак и обращаемся к
своей сущности. Пусть современная культура курения трубки и отличается
от культуры древних индейских племен, но и для них и для нас это --
процесс, к которому мы относимся с особым трепетом, а трубка и такбак
-- особо почитаемые предметы.
По материалам статей из журналов «Nicotiana Aristocratica» и «CigarClan», а так же по материалам различных публикаций и переводов в сети Интернет.