Генри Стоящий Медведь рассказал
Циолковскому, что однажды американский офицер с издевкой спросил у
Бешеного Коня: "Ну и где теперь твои земли?", на что Бешеный Конь, вытянув вперед руку, с достоинством показал на горизонт: "Мои земли там, где похоронены мои товарищи". Вот этот момент и решил запечатлеть в монументе Циолковский. В
1939 году на горе Рашмор работал тридцатилетний парень с необычным для
Америки именем Коржак Циолковский. Этот начинающий
скульптор-монументалист и стал настоящим преемником грандиозных
проектов Борглума. Во время работ на горе Рашмор появлялись и местные индейцы.
Под впечатлением грандиозных фигур у вождя племени Лакота Сиу Генри
Стоящего Медведя вызрел план создать подобный монумент их собственному
герою - вождю по имени Бешеный Конь. Черные
горы - священная земля для индейцев племени Сиу. В 1868 году преемник
Линкольна на посту Президента Эндрю Джонсон подписал договор, в котором
говорилось, что "покуда текут реки и растет трава, а на деревьях
появляются листья", эта земля будет принадлежать индейцам. Но срок
этого договора оказался куда короче, чем его поэтическая преамбула - в
1874 году в Черных горах было найдено золото, и туда тысячами хлынули
искатели легкой наживы, тесня и грабя индейцев. Договор оказался ничего
не стоящим листком бумаги. Бешеный Конь поднял восстание, пытаясь защитить свои земли. Сначала
индейцы Сиу одержали большую победу - они уничтожили до последнего
человека кавалерию генерала Джорджа Кастера. (Кстати сказать, по иронии
судьбы, городок Кастер находится всего в нескольких милях от монумента
Бешеному Коню). Но победа была
пиррова - регулярные войска без труда справились с индейцами. Бешеному
Коню ничего не оставалось делать, как подписать перемирие в форте
Робинсон в штате Небраска. Здесь вождь был предательски убит в 1877
году в возрасте 35 лет. В глазах индейцев он был и остался величайшим
героем. В 1939 году к Коржаку
Циолковскому обратились местные вожди с просьбой создать гигантский
монумент Бешеному Коню. Коржак оставил запись в дневнике: "Какая это
честь для польского сироты из Бостона! Старые индейские вожди попросили меня рассказать и сохранить в камне историю их народа. Какая честь!" Действительно,
путь Коржака Циолковского был нелегок. Родился он в 1908 году в семье
эмигрантов из Польши. Через год его родители погибли, и маленький
Коржак с лихвой хлебнул сиротской доли. Начав с плотника на бостонской
судоверфи, он самостоятельно постиг тайны скульптурного искусства.
Циолковский тяготел к крупным скульптурным формам, создал гигантский
памятник Ноа Вебстеру, автору фундаментального словаря английского
языка, из глыбы весом в 33 тонны. Молодого скульптора заметил Гатсун
Борглум, он пригласил Коржака работать на горе Рашмор. Генри
Стоящий Медведь рассказал Циолковскому, что однажды американский офицер
с издевкой спросил у Бешеного Коня: "Ну и где теперь твои земли?", на
что Бешеный Конь, вытянув вперед руку, с достоинством показал на горизонт: "Мои земли там, где похоронены мои товарищи". Вот
этот момент и решил запечатлеть в монументе Циолковский. Он взялся
создать монумент величиной с гору - ни больше и не меньше. Замысел
казался невероятным, невозможным для выполнения и даже безумным. Тем не
менее, Циолковский горячо верил в свою идею. Работу
над созданием монумента прервала II Мировая война. Коржак добровольно
ушел на фронт, был дважды ранен, и героем вернулся в Америку. Вскоре он женится на Рут Росс, которая еще школьницей в составе волонтеров помогала Коржаку в работе над статуей Вебстера. В
ее лице Циолковский нашел не только жену и мать десятерых детей, но и
единомышленницу, которая посвятила свою жизнь воплощению титанического
замысла. В 1946 году Циолковский
вместе с Генри Стоящим Медведем выбирают безымянную гору, которую
Циолковский покупает на собственные деньги и называет Громовой головой. Он
создает из белого мрамора, оставшегося после работы над памятником
Вебстеру, модель памятника в 1/34 величины. Бешенный Конь, верхом на
коне, протягивает руку к горизонту. Размеры монумента были
невообразимыми: высота скульптуры - 172 м, а ширина с протянутой рукой
- 195 м (на такой руке могли бы усесться 4 тыс. человек). Пирамида
Хеопса высотой в 137 м едва ли достанет до плеча Бешеного Коня. В
1947 году Коржак привез молодую жену в совершенно дикие места. Их
жилищем была крошечная армейская палатка, а первым проектом скульптора
на новом месте стал просторный деревянный дом-студия. Началом
работы над фигурой Бешеного Коня можно считать 1948 год, когда
прогремел первый взрыв. Здесь работали уже не молотком и зубилом и не
пневматическими молотками, а направленными взрывами динамита,
бульдозерами, скреперами и самосвалами. Взрывы отрывали и отрывали
куски от горы, все более приобретавшей черты человеческого лица с
гордым профилем. Работа над
монументом была титанической. Если на горе Рашмор трудилась целая
команда скульпторов и каменотесов, и на деньги правительства, то
Циолковский решил, что создаст циклопический монумент в одиночку, на
собственные деньги и на добровольные пожертвования. Он
сам построил к вершине горы лестницу длиной более 200 метров, и каждое
утро поднимался по ее более чем 700 ступеням. Летом 1950 года он, стоя
в шаткой люльке, рисовал контур скульптуры (ширина линии была почти два
метра). Вокруг горы постепенно вырос
уютный городок. В нём разместились жилище Циолковских, студия
скульптора, выставка работ Коржака, учебные мастерские, большая
мясо-молочная ферма, кормившая семью и приносившая доход, который шел
на постройку скульптуры Бешеного Коня. Сравнительно недавно было
куплено еще 130 акров земли для создания целого комплекса зданий и
сооружений, задуманых Коржаком и Рут Циолковскими. Студенты
университета соседнего штата Миннесота создали проект расширения
городка, предусматривающий постройку университета и медицинского центра
для индейцев.
Этот проект еще ждет своего воплощения, как, впрочем, и сама скульптура
Бешеного Коня - пока сделано только лицо знаменитого вождя, и нанесен
контур монумента в целом. Дважды
правительство предлагало свою помощь, но сначала Коржак, а затем Рут
отказывались ее принять - они свято верили, что этот монумент должен
быть построен на их деньги и на добровольные пожертвования, а не на
деньги налогоплательщиков. До самой
смерти Коржака Циолковского в 1982 году скульптор и его семья (в
работах участвовали семь из десяти детей) трудились от зари до зари,
создавая гигантскую фигуру. В 1980 году Коржак сам определил место для
своей могилы у подножия горы, и на склепе выбил надпись "Коржак
Циолковский - рассказчик в камне". Скульптор
понимал, что одной человеческой жизни недостаточно для воплощения
такого грандиозного проекта, и вместе с Рут составил 3 тома
подробнейших описаний и рисунков, чтобы работы были продолжены и в ХХI
веке. Сейчас возведением скульптуры
руководит Рут Циолковская, и хотя она уже немолода, но ещё полна
энергии. При ней построен Музей индейской культуры племен Лакота Сиу,
открыт учебный центр, но, главное, гремят взрывы, и скульптура
продолжает обретать очертания, отвоевывая их у бесформенной горы. В 1998 году была закончена отделка лица.
Оно настолько огромно, что в нем может поместиться весь мемориал
четырех Президентов на горе Рашмор. Кажется, что Бешеный Конь был
заточен внутри горы, и теперь вырывается из плена. Вождь смотрит на
свои земли, по-прежнему сохраняющие свою первозданную красоту.
Источник: http://oleger77.livejournal.com/76256.html |