Древняя история Оахаки
Оахака - один из важнейших историко-культурных регионов Мезоамерики. В древности он охватывал территорию современного штата Оахака, восток штата Герреро и юг штата Пуэбла. Большая часть Оахаки - это высокосейсмичная горная система. Южная Сьерра-Мадре (высота 2500-3400 м), покрытая горными сосновыми и смешанными лесами. Оахака расположена на стыке важных торговых путей, связывающих Центральную Мексику с Юго-Восточной Мезоамерикой.
В древности этот регион населяло большое количество народностей, наиболее многочисленными из которых были сапотеки.Сапотеки разработали собственную систему иероглифического письма,заимствованную миштеками. Эта письменность ещё не дешифрована, но, по-видимому, она была словесно-слоговой, как письмо майя. С падением Монте-Альбана она выходит из употребления, и в Оахаке распространяется центральномексиканский вариант логографической письменности, в которой сфера применения фонетических знаков ограничена именами и топонимами.Основным видом письменных памятников в постклассическое время являются рукописи-кодексы, среди которых выделяются религиозные и историко-генеалогические. В доиспанское время кодексы изготавливались из оленьей кожи (у миштеков) и из местной бумаги-амате. После испанского завоевания, в ХVI в. широкое распространение получили кодексы на европейской бумаге и на хлопковой ткани.Сапотекских иероглифических кодексов до нас не дошло. Несколько рукописей были созданы в ХVI в. сапотекской знатью в долине Оахаки: «Льенсо Гевеа», «Льенсо Уилотепек», «Генеалогия из Макуильшочитля», «Льенсо Тильтепек», «Льенсо Табаа», «Сапотекская генеалогия», «Генеалогия из Этлы», «Генеалогия из Оахаки». В них, несмотря на европейское влияние, сохранялась древняя традиция генеалогий. Их отличительная особенность - отсутствие дат для доиспанской эпохи.«Льенсо Тильтепек» представляет собой родословную колониальных правителей Сан-Мигель-Тильтепека в 12 поколениях (приблизительно с ХII-ХIII в.). В ней подробно перечисляются все жены и дети, включая не правивших. «Льенсо Гевеа» и «Льенсо Уилотепек» совмещают карту владений и генеалогию. Они происходят из сапотекского государства на перешейке Теуантепек, возникшего в ХIV в., и перечисляют правителей Саачилы - сапотекского центра на юге долины Оахаки. По-видимому, Саачила рассматривалась как центр притяжения всех сапотекских политий, хотя к ХV-ХVI вв. этот город потерял былую славу. «Генеалогия из Макуильшочитля» повествует о 15 поколениях владетелей Макуильшочитля, сменивших сапотекских князей Ламбитьеко. В рукописи изображены правители и их жены, рядом латиницей подписаны их имена и места, откуда происходят женщины.Для сапотекского и миштекского искусства характерна сложность образов, высокая проработанность деталей. В классическое время широкое распространение получили антропоморфные керамические фигуры предков (так называемые «урны»), которые находят в погребениях. Высокого развития достигла каменная скульптура. В постклассический период у миштеков бурно развивается металлообработка. Миштекские ювелиры изготавливали украшения из тончайшей золотой фольги и проволоки.Важным вкладом миштеков в мезоамериканскую культуру было создание стиля «Миштека-Пуэбла» в искусстве, в ХIII-ХV вв. ставшего «интернациональным». Многочисленные «мексиканские» элементы в различных культурах (например у юкатанских майя) являются не свидетельством мексиканского влияния или завоевания, а результатом культурных и торговых контактов, охватывавших всю Мезоамерику. _____________________________________________________
ацтеки
До прихода испанцев в начале XVI в., ацтеки заселяли огромную территорию – примерно 200 тыс. кв. км – а их численность составляла 5-6 млн. человек. Империя ацтеков простиралась от Северной Мексики до Гватемалы и от Тихоокеанского побережья до Мексиканского залива. Столицей империи был Теночтитлан, город, который со временем стал огромным – с площадью 1200 га и числом жителей, достигающим порядка 120-300 тыс. человек.Развитие общества у ацтеков находились в той начальной фазе, когда труд пленников-рабов еще не был полностью включен в экономический механизм зарождавшегося классового общества, так как преимущества и выгоды труда рабов не были до конца осознаны. Тем не менее, институт долгового рабства, уже существовал и распространялся на местную бедноту; раб-ацтек был частью новых, развивавшихся производственных отношений, но главное его отличие от простого раба в том, что он обладал правом выкупа. Естественно, рабы из других племен тоже были задействованы в экономической деятельности, но труд раба еще не стал основой этого общества. Такая недооценка рабского труда в высокоразвитом в государственном плане классовом обществе, очевидно, может быть связана со всё еще значительным избыточным продуктом, который появлялся по причине выращивания такой хорошо плодоносящей сельскохозяйственной культуры, как кукуруза, весьма благоприятным условиям мексиканского высокогорного плато для её культивирования и высочайшей культуре земледелия, которую ацтеки переняли от прежних обитателей Мексики. Жертвоприношение тысяч пленников-рабов в ацтекских храмах было возведено в культ. Без жертвоприношения людей не обходился ни один праздник. Их проводили практически каждый день. В жертву приносили одного человека, которому перед этим оказывали торжественные почести. Каждый год из числа пленных выбирался самый красивый юноша, который в течение года мог пользоваться всеми благами и привилегиями бога войны Тескатлипока, а в конце года его приносили в жертву. Но на некоторых других «праздниках», жрецы убивали сотни, а по некоторым источникам, и тысячи пленных. Едва ли верится подобным утверждениям, принадлежащим очевидцам конкисты, но суровой и жестокой, не знающей компромиссов религия ацтеков с массовыми жертвоприношениями людей не было пределов в своем рьяном служении правящей кастовой аристократии. Государство ацтеков не было прочным в территориальном плане, подобно другим древним царствам. Экономика носила полиморфный характер, тем не менее, в основе лежало интенсивное поливное земледелие. Набор культур, выращиванием которых занимались ацтеки, был типичен для долины Мехико. Это – кукуруза, кабачки, тыква, зеленый и красный перец, различные виды бобовых и хлопок. Кроме того, ацтеки выращивали табак, который они курили большей частью в полых стеблях тростника, наподобие папирос. Ацтеки были неравнодушны также и к шоколаду, который они делали из бобов какао. Бобы какао являлись еще и средством обмена. Богатая и самобытная культура ацтеков была уничтожена испанскими завоевателями в 1519-21 г.г. __________________________________________
Ацтекские мифы
Рождение богов «На самом высоком Тринадцатом Небе, в Западном Раю появились первые боги. Там, среди тумана, родилось из молчания вселенной двойное божественное начало Ометеотль, союз Ометекухтли и Омесиуатль, мужского и женского начал.Ничего больше не существовало, не было сотворено: не было земли, ни людей, ни животных, ни растений. С появлением богов родилась жизнь, и от них родились другие боги.Первые четверо из них были самыми могущественными. Первый был Красный Тескатлипока (его имя означало: Дымящееся Зеркало), бог Востока. Второй был Черный Тескатлипока, бог Севера и ночного неба, мстительный и вызывающий страх; он был наделен способностью читать мысли и быть вездесущим. Третий был Кецалькоатль (Пернатый Змей), белый бог Запада, благородный защитник. Четвертый был молодой воин Уицилопочтли (Волшебный Колибри), синий бог Юга, не имевший тела.Эти четверо главных богов сотворили огонь, календарь, воду и землю». Сотворение мира «Итак, Ометекухтли и Омесиуатль сотворили четырех братьев: Красного Тескатлипоку, Черного Тескатлипоку, Кецалькоатля и Уицилопочтли. Прошло шестьсот лет, в течение которых боги ничего не делали. По прошествии этого времени четыре брата собрались, чтобы решить, что же делать дальше. Кецалькоатлю и Уицилопочтли дали задание сотворить огонь. Также боги сотворили Полусолнце, которое не освещало мир в достаточной степени.Потом сотворили мужчину и женщину, и дали им имена Ошомоко и Сипактональ; мужчину послали обрабатывать землю, а женщину - прясть и ткать. Женщине дали зерна маиса, с помощью которых она должна была совершать обряды.Также сотворили календарь для того, чтобы измерять время, он состоял из 18 месяцев по 20 дней в каждом.Потом сотворили Правителя и Правительницу Подземного мира - Миктлантекухтли и Миктекасиуатль, для того, чтобы они правили в Миктлане - Мире Мертвых.Затем сотворили тринадцать небес и воду, а также рыбу Сипактли, для того, чтобы она жила в воде.Сотворили бога воды, Тлалока, и его сестру Чальчиуитликуэ (чье имя означает: Та, Что В Юбке Из Зеленого Камня), которые жили в доме с четырьмя комнатами и двором, где находились четыре больших сосуда с водой, с помощью этой воды они делали дождь. Тлалок сотворил себе множество маленьких помощников - тлалоков, - чтобы они помогали ему делать дождь.Потом опять собрались четверо братьев-богов, из рыбы Сипактли сделали Землю, которую назвали Тлальтекухтли.От брака первого мужчины и первой женщины родился сын, которого назвали Пильцинтекухтли. Так как у него не было жены, боги сделали ему жену из волос богини Шочикецаль. От этого брака родились все остальные люди.Потом, увидев, что сотворенное ранее Полусолнце почти не давало света, боги решили сделать настоящее Солнце». Первое солнце - Солнце Тигра (Оцелотонатиух) «Бог ночного неба Тескатлипока, Дымящееся Зеркало, был первым, кто сделался Солнцем. Так началась первая эпоха. Другие боги сотворили людей-гигантов, которые не работали и не возделывали землю, а только питались плодами.Но Солнце не двигалось на небе так, как положено, в полдень уже наступала ночь, и тигры пожирали людей. Холод и темнота окутывали землю.Бог Запада, Кецалькоатль (Пернатый Змей) ударил Тескатлипоку своим посохом, и тот упал с неба в воду. В воде он превратился в тигра, вышел на землю и пожрал всех гигантских людей. Так земля снова стала необитаемой, а вселенная осталась без Солнца, и это продолжалось 676 лет. Так окончилась первая эпоха в истории человечества - эпоха Первого Солнца. Это произошло в год четвертый Оцелота, или Тигра (4 Оцелотль)». Второе солнце - Солнце Ветра (Эхекатонатиух) «Тогда Кецалькоатль, Пернатый Змей, бог Запада сделался Солнцем, и началась вторая эпоха. Землю вновь населили люди. И было спокойно на Земле некоторое время.Тогда Тескатлипока превратился в тигра и одним ударом сбросил Солнце на землю. И опять земля осталась без Солнца.Поднялся страшный ветер и повалил все деревья. Все, что было на земле, было унесено ветром. Большая часть людей погибла. Те люди, что остались в живых, превратились в обезьян. Это продолжалось 676 лет. Так окончилась вторая эпоха - Солнце Ветра. Это произошло в год четвертый Ветра (4 Эхекатль)». Третье солнце - Солнце Огненного дождя (Киауитонатиу) «Тогда боги сделали Солнцем Тлалока, бога дождя и небесного огня. Так началась эра Третьего Солнца. Это продолжалось 364 года. И тогда Кецалькоатль сделал так, чтобы с неба падал огненный дождь.Огонь упал с неба в виде молний. Вулканы открыли свои кратеры, и огонь пожрал землю. С неба падал песок и раскаленные камни. Большая часть людей погибла, а те, кто выжили, превратились в птиц.Так окончилась третья эпоха - эпоха Солнца Огненного Дождя. Это случилось в год четвертый Дождя (4 Киауитль)». Четвертое солнце - Солнце Воды (Атонатиух) «Тогда Кецалькоатль сделал Солнцем сестру Тлалока, богиню воды Чальчиуитликуэ, Ту, Что В Юбке Из Зеленого Камня. Так началась эпоха Четвертого Солнца, которая продолжалась 312 лет.Тескатлипока сделал так, что дождь не прекращался. В течение многих дней шел дождь, и землю затопило. Вода унесла растения, животных и людей. Те люди, которые остались в живых, превратились в рыб. Так окончилась эпоха Четвертого Солнца. Это случилось в год четвертый Воды (4 Атль). Дождь шел так сильно, что небо обрушилось на землю. Земля в любой момент могла развалиться на части. Тогда четверо главных богов собрались опять для того, чтобы поднять небо. Тескатлипока и Кецалькоатль превратились в большие деревья, а остальные боги помогли им поставить небо на свое место.Четыре раза боги пытались сотворить человечество, и четыре раза мир был разрушен из-за вражды между Тескатлипокой и Кецалькоатлем. Опять было холодно и темно, и не было солнца».
__________________________________________________
Инки
Время расцвета культуры инков (1200—1572) пришло, когда все предшествующие цивилизации Южной Америки исчезли с арены истории или быстрыми темпами двигались к своему закату. Страна инков была расположена в юго-западной части материка, простираясь с севера на юг на многие тысячи километров. В период своего расцвета эту землю заселяли 15—16 млн. человек. О происхождении этого народа известно из легенд. Бог Солнца Инти печально следил за жизнью людей на земле: ведь их жизнь была хуже, чем у диких зверей, жили они в нищете и невежестве. Однажды сжалился над ними и отправил к людям своих детей: сына Манко Капака и дочь Мама Окльо. Дав им посох из чистого золота, божественный отец велел поселиться там, где посох легко войдет в землю. что случилось недалеко от селения Пакари-Тамбо, расположенного у подножия холма Уанакаури. Чтобы исполнить божественную волю Солнца, его дети остались и основали город под названием Куско. Люди, жившие там, получили религию и законы, мужчины научились возделывать землю, добывать редкие металлы и обрабатывать их, а женщины — ткать и вести домашнее хозяйство. Создав государство, Манко Капак стал его первым Инкой — властелином, а Мама Окльо — его супругой. Инки дали своему государству название Тауантинсуйю — «Земля четырех частей». Действительно, империя состояла из четырех частей (суйю) — провинций. Они не были административно - территориальными единицами в том смысле, который существует сейчас. Скорее они представляли собой символические области, которые олицетворяли четыре стороны света. Провинция Чинчайсуйю распространялась на центральные и северные прибрежные и горные районы, вплоть до северной границы, которая разделяет в настоящее время Эквадор и Колумбию по реке Анкасмайо. Вторая провинция - Кольясуйю – занимала территорию к югу и охватывала плоскогорье, часть Боливии, север Аргентины и северную половину Чили. Провинция Антисуйю находилась на востоке в области амазонской сельвы, а Контисуйю простиралась на запад, вплоть до океана. Средоточием этих четырех провинций, своеобразной точкой отсчета был Куско, находящийся на высоте 3000 метров над уровнем моря.Провинции делились на округа, управлением которых занимался назначенный Инкой чиновник. Округ состоял из нескольких деревень. В каждой деревне был один или даже несколько родов. В распоряжении рода находилась определенная площадь угодий. Из общинной земли каждый мужчина получал надел (тупу), а женщина — только его половину. Социально-имущественная стратификация инкского общества, существовавшая в реальности, не совсем совпадала с официально признанной шкалой социальных делений. В инкском обществе в принципе никто не мог свободно выбирать ни место жительства, ни род занятий, ни время, посвященное тем или иным видам деятельности, ни даже супруга. Все это регулировалось, с одной стороны, обычаем, а с другой - практикой государственного управления.Как же живут потомки инков в настоящее время? Так же как и другие современные города, столица Перу, Лима - шумный город с миллионным населением. Но в провинциях время, кажется, остановилось еще сто лет назад. Во многих отдаленных селениях влияние католических священников все еще велико. Простой индеец- крестьянин ни куда не пойдет с таким желанием, как в католическую церковь на деревенской площади. Статуи святых в длинных одеждах, разноцветные светильники, позолоченный алтарь, свечи, таинственные богослужения и особенно танцы и празднества - все это делает его жизнь более интересной и разнообразной. Но, несмотря на то, что это крестьянин радуется этому разнообразию, он продолжает придерживаться своих прежних верований. Более того, многие индейцы продолжают употреблять листья коки, которые обладают мистическими свойствами. Благодаря стойкости, которая отличает потомков инков (многие из них уже имеют смешанное происхождение), они смогли сохранить свои уникальные традиционные танцы и народную музыку уайно. Хотя поначалу индейцы с настороженностью относятся к чужим, им свойственно гостеприимство. Те, кто лично знаком с современными потомками инков – кто знает не понаслышке об их каждодневной борьбе за жизнь, проявлял к ним живой интерес и пытался лучше понять их жизнь, - тех обязательно заинтересует их история! ____________________________________________________
Культура народов Великих Озер
Народы Великих Озер были типичными представителями Лесной культуры.Племена этнической группы ирокезов в регионе (гуроны, нейтралы, эри) имели традиции, схожие с традициями народов, входивших в Лигу Ирокезов, с матриархатом, длинными домами, укрепленными поселениями и упором на сельское хозяйство и кукурузу.Культура местных алгонкинских народов отличалась от ирокезской. Социальным устройством их общества был патриархат. Дети наследовали клан отца, а право на охотничьи угодья передавалось от отца к сыну. У племен, как правило, была слабая центральная организация, они делились на группы, имевшие собственные названия, собственные охотничьи территории и достаточно независимые, чтобы проводить отдельную "внешнюю” политику. Общие собрания племен случались очень редко и только по крайне серьезным политическим или религиозным причинам.Такая значительная независимость групп внутри народа иногда приводила к их полному политическому отделению, и преобразованию в отдельные племена, и их соотношение с каким-то отдельным народом становилось для европейцев затруднительным (как например это случилось с ниписсинг или аттикамекв) из-за полной идентичности культур остальных родственных им племен, которые и сами образовались точно таким же образом (несколько групп внутри одного народа объединились и образовали племя по территориальному признаку). Возможно это звучит дико, но фактически один алгский народ мог образовать несколько племен с совершенно идентичной культурой, разделенных по территориальному признаку. А так как у отдельных групп было собственное самоназвание, кроме общенародного, а иногда общенародное название вообще отсутствовало, это обеспечивало необходимую путаницу европейским этнографам, не создавая при этом никаких проблем для местного населения.Клановая система была очень разветвленной и служила пожалуй основным связующим звеном между группами, составлявшими народ. Кланы алгонкинов имели также политическое значение, так как между ними существовало своего рода разделение труда: представители одних кланов становились вождями, других - воинами, третьих - охотниками или разведчиками и т.д.
Источник: http://www.hot-shop.ru/blog/?cat=288 |