Наш сайт посвящён изучению истории и культуры Северной Америки XIX века: Техасской революции и Республике Техас (1836-1845 гг.), Американо-Мексиканской войне (1846-1848 гг.), войне Севера и Юга США (1861-1865 гг.), периоду Реконструкции Юга (1865-1877 гг.), освоению Дикого Запада (период между 1865-1890 гг., в который происходило заселение западных территорий штатов: Северная и Южная Дакота, Монтана, Канзас, Вайоминг, Небраска и Техас), и другим событиям на Североамериканском континенте. Будем рады если вы поможете нам в сборе материала по этой интересной и увлекательной теме.
В течении десяти месяцев в году кайова южных равнин были разделены на
маленькие группы, каждая из которых кочевала своим путем в поисках
бизонов и хороших пастбищ для лошадей. Но сейчас все племя,
насчитывавшее 2 000 человек, по традиции собралось в единый огромный
лагерь под руководством своего верховного вождя Человека-Острова
(Islandman), чтобы обсудить важные для всех них вопросы: будущие
военные походы против враждебных племен и проведение ежегодного Танца
Солнца - религиозной церемонии, благодаря которой, по их верованиям,
будет обеспечено ежегодное плодородие Земли.
То было начало весенней луны, которую кайова называли Паи Аганти (Pai
Aganti), Время начала теплой погоды, в 1833 году по календарю белого
человека. Во время этой луны произошла трагедия, которая не только
ускорила кризис лидерства в племени, но и совпала с началом печального
пути кайова и других индейцев Запада в середине прошлого века. Кайова
были немногочисленным племенем, в десять раз меньше своих сильных
соседей команчей. Но они владели полным набором знаний в управлении
лошадью, а их воинственность сделала племена равнин символом
американских индейцев. Их истории повествуют о невиданном кризисе в
управлении племенем, когда таинственные силы, возникшие неизвестно
откуда, вызвали у этих индейцев разделение власти. Вожди кайова
пытались бороться с этим расколом различными путями, чтобы добиться
взаимопонимания в борьбе с новыми врагами.
Весной 1833 года их мир был спокоен, свободен и безбрежен. Племенные
земли кайова простирались от реки Арканзас на севере до Красной реки на
юге, включая часть Техаса и других территорий, известных сегодня как
штаты Канзас, Нью-Мексико, Колорадо и Оклахома. Они собирались в центре
этой страны, в лесистой местности с гранитными скалами гор Вичита.
Насколько хватало взора, типи из бизоньих шкур расположились вдоль
берегов ручья Дождливой Горы (Rainy Mountain Creek), названном так
из-за того, что облака нависали над лагерем большую часть времени. В
долинах среди островков красных, серых и золотых цветов, названных
индейским одеялом (gaillardias), паслись антилопы и бизоны.
В лагере царил мир и покой. Друзья, собравшиеся в лагере, приглашали
друг друга в гости. Женщины готовили мясо в медных котлах, выменянных
на севере у пауни, которые покупали их у белых торговцев. Старики,
греясь на солнце, с удовольствием курили ароматную смесь табака с корой
ивы, которую они называли кинникиник (kinnikinick). Люди, избранные из
числа самых заслуженных воинов, занимались подготовкой священных
предметов (фетишей), называемых тай-ме (tai-me) - неотъемлемых частей
церемонии Танца Солнца. Без сомнения, они и другие мужчины, которые
пройдут испытание болью в один из священных дней, вместе с остальными
воинами примут участие в походе против ютов, чьи владения лежат на
северо-западе. Военный отряд рассчитывает вернуться со скальпами,
лошадьми и другими трофеями. В то время, пока они будут находиться в
походе, остальные жители лагеря могут передвигаться лишь на несколько
миль в определенном направлении, чтобы сменить пастбище и поохотиться.
Через несколько дней после ухода военного отряда группа охотников
покинула лагерь Человека-Острова (A'da'te), отправившись на поиски
бизонов. Они обнаружили скелеты бизонов со стрелами, раскрашенными как
у оседжей, одних из своих давнишних врагов. Таким образом было раскрыто
присутствие врага вблизи от лагеря кайова. Охотники поскакали назад,
чтобы предупредить верховного вождя. Все веселья были прекращены.
Человек-Остров направил часовых и разведчиков.
Дни проходили, но атаки на лагерь не было. Кайова успокоились, страх
из-за опасности нападения прошел, и они решили, что охотники оседжей
просто удалились в поисках мяса. Со временем трава вокруг лагеря была
выедена лошадьми, и у кайова возникла необходимость в перекочевке.
Человек-Остров созвал совет, пригласив на него нескольких вождей,
оставшихся в лагере, и они решили разделиться на несколько групп.
Охотники оставались самостоятельным отрядом, другая группа должна была
найти пастбища для диких лошадей. Сам Человек-Остров возглавил третью
группу, состоящую главным образом из стариков, старух и молодых матерей
с детьми; они намеревались пересечь горы и достичь долины Оттер Крик.
После полудня, в день, когда Человек-Остров разбил свой новый лагерь,
несколько девушек пошли на ручей по воду. Как только они опустили руки
в заводь, чтобы напиться, со скалы напротив них покатились булыжники.
Они посмотрели на скалу, но никого не увидели. Но когда поверхность
воды сгладилась, девушки, к своему ужасу, видели в ней не видение, а
отражение самых настоящих чужих воинов. Чтобы лагерь не был застигнут
врасплох, девушки, громко крича, быстро побежали обратно. Выслушав их,
Человек-Остров и другие старики рассмеялись и расценили этот инцидент
как шутку играющих мальчиков для того, чтобы напугать девушек, и так
уже испуганных находкой стрел оседжей. Рано утром следующего дня
молодежь отправилась из лагеря, чтобы собрать лошадей, принадлежащих их
семьям. Некоторые из них двигались вдоль скал, пристально всматриваясь
в темноту. К своему ужасу они увидели бритые головы оседжей. Они
побежали обратно, крича, чтобы разбудить других.
Выскакивая полуодетыми из своих типи, люди Человека-Острова увидели,
что их лагерь окружен оседжами. "В скалы! В скалы!"- закричал
Человек-Остров и сам побежал в этом направлении. Его люди, охваченные
паникой, пытались прорваться. Некоторые бежали прямо на врагов, которые
безжалостно убивали и молодежь, и стариков, размахивая длинными ножами.
В то время, когда хранитель тай-ме поспешно убегал в укрытие, оставив
фетиш в типи, его жена попыталась спасти его и была убита. Осматривая
долину, оседжи вырвали тай-ме из ее мертвых рук. Без воинов и лишенные
должного руководства, кайова были с позором разбиты. Большая часть
женщин и детей погибла, а из мужчин лишь пятерым удалось
спастись.Человек-Остров получил серьезное ранение. Ни один из
нападавших не был убит - и это в лагере верховного вождя кайова!
После резни оседжи отрезали головы убитых и положили их в корзины
кайова. Затем они старательно расположили корзины во рву так, чтобы те
как - бы встречали воинов кайова, возвращавшихся в разграбленный
лагерь. Затем оседжи подожгли лагерь и удалились, прихватив с собой
тай-ме и двух плененных детей.
Военный отряд кайова возвратился из земли ютов, рассчитывая на
радостный прием - ведь они хорошо сражались с врагами. Но вместо этого
перед воинами предстала сцена безмерного горя. Оставшиеся в живых
женщины оплакивали умерших, раскрасив свои лица и тела. На лицах мужчин
читалась вполне определенная мысль: Человек-Остров не заслуживает
оставаться их верховным вождем. По этому поводу был созван совет.
Все мужчины, занимавшие какую-либо ответственную должность в племени -
будь то охотник, оратор, воин или целитель - собрались вместе вокруг
огня. Созванные глашатаем, они в полном молчании раскурили трубку,
приготовившись обсудить отстранение вождя и необходимость избрания
преемника. Один из старейшин, пользуясь своим правом, заговорил первым.
"Человек-Остров,- сказал он,- будучи лидером племени, допустил ошибки.
Не только в том, что он опрометчиво решил разделить лагерь на ручье
Дождливой Горы, разбившись на несколько групп; не только в том, что не
принял никаких мер предосторожности, когда оседжи находились рядом,- но
и в том, что он не стал защищать лагерь и своим недостойным примером
бегства погубил остальных. Это была его обязанность - организовать
защиту лагеря от всех нападений, даже ценой собственной жизни, а не
убегать перед врагом."
Сказано было резко, но единодушно принято - участники совета ничего
больше не сказали Человеку-Острову. Для него не сделали специального
наказания. Он просто смещался с должности и становился обыкновенным
членом племени - мужчиной, который навсегда терял свое влияние. Но
наиболее важным вопросом, чем смещение Человека-Острова, был вопрос о
его замене.
Участники совета выступали в соответствии со своим возрастом и
заслугами. Первыми всегда высказывались старики, а затем мужчины
средних лет. Сколь бы долго ни говорил оратор, все слушали его очень
внимательно. Никто, даже члены совета, не могли перебивать оратора или
вмешиваться в его речь до тех пор, пока он не заканчивал сам. Этот
закон был одинаков у всех западных прерийных племен.
Совет кайова продолжался долго, ведь решался вопрос об избрании
верховного вождя. Было необходимо рассмотреть все заслуженные
кандидатуры. Вождь должен выделяться личными заслугами и отвечать
многим требованиям. Он - храбрый охотник и лучший наездник, бесстрашный
воин и защитник племени, умен и красноречив, добр и щедр ко всем.
Воины произносили много речей, и все чаще на совете звучало имя
Маленькой Горы (Дохасан), человека, который отличался не только
влиянием, но и пользовался общественным признанием как талантливый
оратор. Совет решил, что Маленькая Гора обладает всеми способностями и
данными, чтобы управлять племенем. Еще когда ему исполнилось 33 года,
он был провозглашен первым глашатаем племени.
Организация кайова, в которой Маленькая Гора стал верховным вождем,
была формальной, но гибкой. Племя делилось на шесть групп или
подплемен. Каждая группа была автономной и возглавлялась вождем,
который выступал как обыкновенный лидер и выбирался за свои различные
заслуги, так же как и Маленькая Гора. Некоторые из этих групп
объединялись и жили вместе в течении всего года. Они выделяли две или
несколько групп, чтобы добыть для себя мясо, собирали в прерии дикий
турнепс и сливы, и выпасали полудиких пони на принадлежавшей им
территории. Каждая из групп имела собственного лидера, который обычно
добивался успеха, возглавляя сильнейшую семью в роде. Подобно Маленькой
Горе, вожди подплемен и главы самых сильных семей принимали участие в
каждодневных заботах мирной жизни своих людей. В числе их обязанностей
были: поддержание порядка, наблюдение за жизнью в лагере, разграничение
обязанностей, ведение переговоров для достижения наибольших успехов в
торговле, проведение советов и дискуссий с другими влиятельными
мужчинами.
Война играла немаловажную роль в жизни кайова. Каждый мужчина ходил в
военные походы с целью грабежа, отмщения за погибших родственников и,
обычно, из-за склонности к славе. Считалось триумфом возвратиться из
похода с лошадьми или скальпами; но величайшей заслугой было
прикоснуться к врагу рукой или палочкой, независимо от того, убил он
его или нет. Это отличие считалось большой удачей в делах и на будущее.
Многие молодые люди объединялись в особые отряды для того, чтобы
прославиться и захватить лошадей для выкупа за невесту. В случае, если
отряд, насчитывающий более ста человек, добивался крупного успеха, его
предводитель получал хорошие шансы стать военным вождем.
У кайова было много слов для обозначения различий в ступенях и
категориях руководства. Прискорбно, но люди, занимавшиеся изучением
этого вопроса, не могли правильно перевести эти слова, которым нет
синонимов в других языках, а без них нельзя полностью понять
организацию племени. Тем не менее, не делая разграничений между
военными и гражданскими делами и не различая верховного вождя, вождя
подплемени и вождя рода, переводчики употребляли единый для всех них
термин "вождь".
На всем Западе атрибутика, обязанности и выборы вождей мало чем
отличались друг от друга. Но существовали количественные различия. У
манданов на северных равнинах было два верховных вождя - мирный и
военный, которые выступали вместе. Шайеннами управлял совет племени,
состоявший из 44 вождей: четырех верховных и четырех от каждой из 10
групп племени. У апачей не было верховного вождя, их различные племена
жили независимо друг от друга. В некоторых племенах власть передавалась
от отца к сыну, но в прериях руководство не было наследственным.
Во времена, когда Маленькая Гора приступил к руководству племенем,
контакты его людей с белыми были редкими и не всегда дружественными. Не
ранее 1821 года повозки с людьми и грузами начали двигаться по
800-мильному пути из Франклина (Миссури) в Санта-Фе (Мексика), и
военные отряды кайова периодически нападали на эти фургоны, получая от
этого добычу. За год до описываемых событий , в 1832 году, был совершен
удачный налет на отряд американцев и захвачена хорошая добыча. Среди
трофеев находилось большое количество серебряных долларов. Не имея
понятия о том, что их можно применять в качестве денег, кайова
использовали их для украшения волос. Не имея ранее ни малейшего
представления о некоторых вещах из цивилизации белого человека, индейцы
стали использовать их в своих целях. Прежде всего - лошадь, завезенную
испанцами два века назад, а также металлические вещи - топоры, ножи,
наконечники для стрел.
Вместе с ними пришли болезни. Приблизительно в 1816 году оспа,
занесенная из набегов в Мексику, впервые распространилась среди
равнинных племен. Кайова и команчи, заключившие между собой мир в 1790
году, испытали на себе всю трагичность этого заболевания, поскольку у
них не было никаких природных лекарственных средств против оспы. К тому
же белые занимали земли кайова, с каждым годом изменяя границы их
страны.
Летом 1834 года отряд драгун армии США под командованием полковника
Генри Доджа прошел через земли кайова, команчей, чероков, криков,
оседжей и вичита, пытаясь установить дружественные отношения с этими
племенами, у которых сложились враждебные отношения с поселенцами и
проезжающими мимо белыми. В деревне вичита Додж встретился с
представителями кайова, возглавляемыми Маленькой Горой. Во время этой
встречи, опасаясь дальнейших осложнений, он спешно заверил кайова в
том, что правительство устанавливает мир между ними. (Маленькая Гора
выразил удивление, но сделал это с вежливостью и достоинством. Несмотря
на то, что раньше он никогда не сталкивался с американскими войсками,
Маленькая Гора рассматривал их как неизбежных противников в будущем. Но
все же он заключил соглашение о дружбе с ними и мирными делегациями из
других племен.)
На этом совете полковник предложил кайова большие торговые привилегии в
обмен на безопасность граждан США, проезжающих по тракту в Санта-Фе. В
подтверждение своих дружественных намерений он преподнес неожиданный
подарок - девочку кайова, захваченную оседжами в прошлом году. Солдаты
выкупили ее для того, чтобы представить на совете и добиться таким
образом расположения лидеров кайова.
Маленькая Гора остался чрезвычайно доволен. Он сказал: "Белые люди -
наши братья. Этот день мы запомним на всю жизнь. Великий Дух будет
благотворить нам всякий раз, как мы будем встречать друг друга. Великий
Дух помог нам посмотреть на этих белых людей как на братьев. Кайова,
протяните им руки и относитесь к ним хорошо. Они - наши друзья, и пусть
эти связи не растеряются, когда они уйдут домой."
В такой дружелюбной атмосфере Доджу было нетрудно уговорить Маленькую
Гору и 14 других вождей кайова сопроводить отряд драгун в Форт Гибсон,
расположенный в 200-х милях на восток. Им пообещали выдать там подарки
- еду и одежду, за то, что они обязались оставить в покое дорогу на
Санта-Фе. Кроме того, им должны были оказать помощь в проведении мирных
переговоров с представителями чероков, криков, чокто и оседжей, чьи
земли лежали на востоке, в непосредственной близости с фронтиром, где
более чем в каком-либо другом месте были нежелательны межплеменные
беспорядки. Маленькая Гора был особенно заинтересован во встрече с
вождем оседжей для того, чтобы предложить ему одну прекрасную лошадь в
обмен на бесценный для кайова тай-ме. Захват оседжами священного тай-ме
был для кайова огромной утратой. Без этого фетиша, сделанного из камня
и украшенного пухом орла и оленьей кожей, они не могли проводить свой
ежегодный Танец Солнца.
В 1834 году Маленькая Гора, который будет руководителем кайова в
течении последующих трех десятилетий, с беспристрастным выражением лица
позировал художнику Джорджу Кэтлину. Это произошло спустя год после
того, как кайова потерпели поражение от оседжей.
Кайова выполняли свои обязательства по отношению к тракту на Санта-Фе,
но они не стеснялись совершать военные рейды в Техас против белых
людей, которые настойчиво старались проложить дорогу через территории
кайова и команчей. Жизнь очень изменилась после того, как в Калифорнии
было открыто золото в 1833 году. С этого часу сквозь земли кайова
хлынули сотни повозок и фургонов. Их пути пролегали через охотничьи
участки и пастбища. Переселенцы принесли с собой болезни, в частности
эпидемию холеры. В 1850-х годах возросло количество охотников на дичь с
целью ее продажи. В 1858 году золото было найдено на обширных
территориях Колорадо.
С этого момента заселение равнин приняло катастрофический характер. В
течение одного года около ста тысяч белых искателей приключений
пересекли границы страны кайова, уничтожая все на своем пути. Они
вырубали и бросали драгоценные для прерий деревья вдоль своего пути. Их
мулы, лошади и скот вытаптывали лучшие пастбища. Бизонов и антилоп
убивали ради только одного лишь языка или печени, а то и просто
расстреливали охотники для забавы. Многие из них, не найдя золота,
основывали ранчо, фермы, форты, используя для этого лучшие земли.
Кайова, приведенные в бешенство нашествием белых и разграблением их
территорий, были настроены агрессивно по отношению к поселенцам и
проезжим. Усилились и ожесточились их походы в Техас. В 1858 году
правительственный агент по делам индейцев Роберт Миллер, прибыв в
лагерь кайова на реке Арканзас официально предупредил Маленькую Гору,
что если кайова не прекратят военные действия, то правительство
направит против них регулярные войска. Позже и Маленькая Гора впервые
произнес враждебные слова, обращаясь к официальному представителю. Он
сказал с презрением: "Белые вожди - глупцы. Они трусы. Когда мои
молодые люди, пытаясь накормить своих голодающих женщин и детей,
просили немного сахара или кофе у белых людей, проезжающих через нашу
страну, убивающих и разгоняющих наших бизонов, белые вожди рассердились
и обещали прислать своих солдат. Я долго ждал их, но они не пришли. Я
сказал."
Кайова продолжили свои нападения. Возмездие не приходило, так как
войска участвовали в Гражданской войне. Торговые караваны, наводнявшие
равнины до лета 1864 года, теперь были напуганы, и район Денвера
испытывал острую нехватку продовольствия. Почтовое обслуживание тракта
на Санта-Фе было прекращено из-за постоянных нападений кайова на
станции и почтовые экипажи. В июле вождь кайова Белый Медведь с отрядом
воинов атаковал ранчо, расположенное в нескольких милях от Форта Лион
(Fort Lyon) в Колорадо, а затем они напали на близлежащую почтовую
станцию, убив при этом четверых человек. Несколько дней спустя Белый
Медведь предпринял рейд на поселенцев около Менарда в Техасе и убил
нескольких человек. На следующий месяц другой отряд кайова атаковал
караван фургонов в Канзасе и убил десятерых погонщиков. В октябре
кайова, объединившись с команчами, дерзко напали на несколько поселений
на Элм Крик около Форта Белкнап в Техасе, убив при этом одиннадцать и
захватив в плен семерых человек.
Если нападавшие полагали, что не будут наказаны, они ошибались.
Возмездие пришло в лице полковника Кита Карсона, знаменитого траппера и
разведчика, который обслуживал поселенцев Нью-Мексико, объединявшихся в
отряды волонтеров для защиты от индейцев. В конце 1864 года он получил
приказ от своего командира Джеймса Х. Карлтона начать приготовления для
нападения на мародеров. После ноября большинство индейцев находились в
своих зимних лагерях. Они не могли далеко передвигаться, так как их
лошади были слабы из-за отсутствия хорошего корма. В начале ноября
Карсон двинулся на восток из Нью-Мексико к Симмарону с только что
сформированным полком, состоящим из 14 офицеров, 321 кавалериста и 72
разведчиков-индейцев из племен юта и хикарилла-апачи, которые
враждовали с кайова и были знакомы с их языком и тактикой. Ничего не
подозревая об их приближении, Маленькая Гора уехал из лагеря вместе с
несколькими команчами на Кэнэйдиан Ривер в Техас.
Когда в одно морозное утро на них наткнулся отряд Карсона, Маленькая
Гора - в отличии от Человека-Острова в подобной ситуации - быстро
организовал заслон из воинов, прикрывая отступление женщин и детей, и
направил гонцов в другие лагеря кайова и команчей. Но так как лагеря
находились далеко, помощь не успела подойти. Бой продолжался в течение
всего дня по берегам реки и на склонах близлежащих холмов. Белые
солдаты периодически сигнализировали друг другу рожками, и воины кайова
были захвачены врасплох подобными действиями. Силы Карсона успешно
использовали две 12-ти дюймовые гаубицы, огнем из которых они
эффективно разгоняли скопления воинов. Чтобы не попасть в окружение,
кайова покинули свой лагерь и рассыпались. Они пытались спасти лошадей
от смертоносного огня солдатских гаубиц. После отступления индейцев
Карсон перенес огонь на деревню. Он приказал поджечь 176 палаток и
уничтожить все зимние запасы мяса, шкуры бизонов и одежду. Сделав это,
солдаты почувствовали себя удовлетворенными.
Карсон потерял троих человек убитыми и пятнадцать ранеными. Кайова и
команчи, по подсчетам Карсона, потеряли 60 человек убитыми и 150
ранеными. Это было ужасным ударом для Маленькой Горы. Он понимал, что
атаку белых можно было бы отбить, не будь у тех гаубиц. Но нападать
снова - значит потерять еще больше. Да и вряд ли нашелся бы человек,
который осмелился бы сейчас противостоять этим непонятным силам.
В 1865 году Маленькая Гора предложил на совете, что было бы хорошо
устроить еще одну мирную встречу с представителями США. В октябре
кайова и команчи встретились с делегацией Соединенных Штатов,
возглавляемой полковником Джесси Ливенвортом, на Блафф Крик около реки
Литтл Арканзас. Маленькая Гора и другие лидеры племени скептически
отнеслись к предложению правительственных чиновников, которые пытались
убедить их, что в их же интересах будет, если все группы кайова
ограничат пределы своих передвижений от Кэнэйдиан Ривер на юге до Ред
Ривер на севере.
Маленькая Гора протестовал. До каких пор белые будут разделять земли,
не принадлежащие им? Однако, в интересах сохранения мира с более
сильным противником, он и шесть других лидеров кайова подписали договор
на условиях, предложенных правительством. Они добровольно лишались
западного Техаса, юго-западного Канзаса, восточной части Нью-Мексико и
южного Колорадо. Согласно договора, им оставлялась юго-западная часть
Оклахомы - Индейской Территории - и большая часть территории Техаса
между Нью-Мексико и Оклахомой, где находились традиционные места охоты
племени. дополнение к уже принятым условиям по ограничению их
передвижений и будущему послушанию им пообещали ежегодно выделять
подарки в виде охотничьих ружей, продовольствия, кухонных
принадлежностей, утвари и т. д.
Они покинули совет без особой уверенности в жизнеспособности обещаний,
которые им были даны. После него они оставили за собой лучшие пастбища
бизонов и получили подарки, которые должны были помочь им в трудные
времена. Намеки белых представителей на то, что если они осядут на
месте, станут фермерами и начнут учиться жизненному пути белых,
остались только намеками. В итоге они обрекали себя на проживание в
резервации с отдельными пунктами договора, так до конца им не понятными.
Вопрос об индейских резервациях давно стоял перед правительством США. В
период между 1790 и 1834 годами Конгресс принял ряд законов,
объединенных под названием Индейский Трудовой и Общественный Акт,
рассчитанных на закрепление за индейцами участков земли с целью их
занятости для того, чтобы сблизить две нации - белых и индейцев.
Находясь в резервации под наблюдением, индейцы подчинялись
правительственному агенту, назначенному президентом. Агент осуществлял
связи между племенами. В его обязанности входило: снабжение индейцев
продовольствием в размере назначенной правительством ренты; задержание
торговцев спиртным; контроль за передвижениями в резервации и
улаживание отношений между индейскими племенами или индейскими вождями
и представителями правительства. В резервациях строились дома, школы,
церкви и удовлетворялись различные просьбы индейцев.
Все это было хорошо теоретически, но на деле получалось не так. Вряд ли
бы племена равнин добровольно осели и стали заниматься фермерством.
Подобная монотонная работа была равносильна проклятию для кочевого
народа. Земля рассматривалась индейцами прерий как их всеобщая Мать и
делить ее, и тем более пахать, было немыслимо.
В эту систему Маленькая Гора и поддерживающие его вожди невольно
толкали индейцев кайова. Возможно, что смерть верховного вождя в
следующем году была удачей для них. Он бескорыстно и храбро руководил
своим народом в течение более трех десятилетий. Белый Медведь сказал о
Маленькой Горе: "Он делал все для сохранения мира и часто говорил об
этом, но белые люди отблагодарили ему плохим. Он не пережил этого и
умер."