Наш сайт посвящён изучению истории и культуры Северной Америки XIX века: Техасской революции и Республике Техас (1836-1845 гг.), Американо-Мексиканской войне (1846-1848 гг.), войне Севера и Юга США (1861-1865 гг.), периоду Реконструкции Юга (1865-1877 гг.), освоению Дикого Запада (период между 1865-1890 гг., в который происходило заселение западных территорий штатов: Северная и Южная Дакота, Монтана, Канзас, Вайоминг, Небраска и Техас), и другим событиям на Североамериканском континенте. Будем рады если вы поможете нам в сборе материала по этой интересной и увлекательной теме.
Ниже - некоторые из черновых записей, которые я делал давным-давно при подготовке к написанию статьи для одного уважаемого онлайнового издания. Статьи не получилось, а записи остались... Зачем им пропадать? :-)
На раннем этапе существования Соединенных Штатов оппозиции рабовладению практически не существовало - ни на Севере, ни на Юге. Конституция признавала и защищала этот институт. Далее, в силу ряда причин (прежде всего, экономического характера), Север стал избавляться от своих рабов. Но высоконравственные северяне их не просто освобождали, а, напротив, продавали на Юг. В итоге, в южных штатах сконцентрировалось огромное количество черных рабов, работающих на тысячах ферм и плантаций. Сельское хозяйство окончательно и бесповоротно стало краеугольным камнем экономического процветания Юга. Если в сельском хозяйстве дела шли хорошо, то это означало, что дела шли хорошо у всех южан. Если же в сельском хозяйстве возникали проблемы, то плохо было также всем. И вот наступил прекрасный день, когда Юг не без доли изумления обнаружил: если его лишить рабского труда, то рухнет вся экономика. Следовательно, рухнет благосостояние ВСЕХ южан. И нас не должен удивлять тот факт, что большинство жителей Юга до самого самого конца держалось за рабовладение "руками и ногами". Вопрос сохранения рабовладения превратился в вопрос сохранения и выживания нации.
Простая иллюстрация: представьте себе, что кто-нибудь из ваших близких долгие-долгие годы потом и кровью выстраивает свой бизнес. Наконец, он создает процветающее предприятие, на котором отлично работают преданные ему способные сотрудники. Но вдруг на сцену выходит группа неких иногородних рэкетиров, которые вынашивают планы похитить у вашего родственника ВСЕХ его работников, не дав ему взамен даже ломаного гроша. Как вы думаете, ваш родственник будет счастлив? Согласится ли он с такими планами, не попытавшись отстоять свои права? Именно этого хотели северные фанатики: лишить Юг его производительных сил. Не на одной плантации или ферме, нет. На ВСЕХ плантациях и фермах. Бесплатно и нагло. Опять-таки, простая математика: на Юге к 1860 г. было более 3,5 миллионов рабов. Средняя стоимость здорового раба составляла тысячу долларов - по тем временам, огромные деньги. Даже в наше просвещенное время я не знаю людей, готовых за "здорово живешь" (синоним абстрактных "моральных ценностей" :-)) расстаться с такими суммами и остаться у разбитого корыта без штанов и средств к существованию...
*****
Фарисейство янки беспрецедентно: обогатившись на рабстве сами, они решили под маской борцов за свободу негров ограбить южан. Общепризнано, что основой благополучия Севера являлась Новая Англия. Богатейшие новоанглийские семьи были в течение долгого времени непосредственно вовлечены в работорговлю. Де Вольфы - самая блестящая семья Род-Айленда - сколотила огромное состояние на импорте рабов из Африки и вложила деньги в текстильное производство. Брауны, отпетые работорговцы, прибыль от продажи "черного дерева" инвестировали в первые на континенте "хлопковые мельницы", в несколько крупнейших сталелитейных и станкостроительных заводов (именно это семейство производило пушки для революционной армии генерала Вашингтона). Столпы новоанглийской промышленности - например, сводный брат Бенджамина Франклина Джосайя и массачусеттсец Джон Хэннок - были самыми настоящими работорговцами. Импортированные рабы продавались, в том числе, и южным плантаторам. Мэнникс в Black Cargoes пишет: "Работорговля в Новой Англии... стала основой последующей индустриальной революции."
Теперь о цифрах: по самым скромным подсчетам, новоанглийские купцы только по схеме "ром - рабы - деньги" ввезли на территорию Северной Америки около 650 тысяч чернокожих, далее проданных примерно по тысяче долларов каждый. Получаем 650 миллионов долларов минус минимальные расходы ( в некоторых случаях прибыль составляла до 1000 процентов!). Согласно Уильяму Смиту ("Политическая история рабства"), прибыль от работорговли с Севера на Юг через Вирджинию только в одном 1836 году составила 24 миллиона долларов. На рынке работорговли янки присутствовали до самого конца 1850-х гг., причем они не только торговали собственными рабами по ходу "поэтапной эмансипации", но и занимались импортом из Африки (нарушая закон 1808 г.) Известные факты: в декабре 1858 г. у побережья Джорджии было задержано судно из Нью-Йорка с 420 африканскими невольниками на борту, а в 1861 г. в послании Конгрессу Линкольн упоминал о задержании пяти новоанглийских "плавательных средств" с аналогичным грузом.
*****
К 1860 году более половины всех южан были либо рабами, либо являлись членами семей, которые всеми этими рабами владели. Человеческие же отношения между черными и белыми на довоенном Юге были разными. Как, впрочем, разными были и те южане, которые владели рабами или просто жили с ними бок о бок – в диапазоне от жестоких насильников до ласковых и любящих патерналистов. Янки Фредерик Л. Ольмстед (Frederick Law Olmsted), посетивший Вирджинию в начале 19-го века, искренне удивлялся гармонии и благожелательности в отношениях «раб – хозяин» и «белый – черный». Например, он обратил внимание на то, что в поезде черная и белая женщины сидели рядышком на одной скамье. У обеих дам на коленях устроились их маленькие дочери, поедающие леденцы, которые они по очереди таскали из одной коробки. По Ольмстеду, такая картина была бы немыслима на Севере, и вызвала бы, по меньшей мере, очевидное недовольство, а то и ярость и агрессию со стороны окружающих. Большое количество примеров не только «мирного сосуществования», но и дружбы и симпатии между двумя расами на Юге можно встретить в книге Кеннета Стампа «The Peculiar Institution: Slavery in the Antebellum South”. Уместно, наверное, привести и замечание солдата-янки из Мэна Джона Хейли, оставленное им в своем дневнике: «Двести лет рабства сделали ниггера ничем не лучше его хозяина. Неестественный отбор привел к единственному результату: линия, разделяющая черных и белых, стала гораздо тоньше, чем того требует добродетель; к тому же, эта тонкая грань основательно размыта, к чему мы должны отнестись с изрядной долей подозрения»… А вот что писал английский аболиционист-путешественник Джеймс С. Бекингэм (James S. Buckingham), посетивший Америку в 1842 году: «…Предубеждение к цвету кожи на Севере гораздо сильнее, чем на Юге…. На Юге можно часто увидеть черных рабов обоих полов, при встрече пожимающих руки белым людям и обменивающихся дружескими и добродушными замечаниями. На Севере я таких сценок ни разу не встречал…»
*****
Попробуем сделать делать экскурс в еще более далекую историю и вспомним Вирджинию. Актом Генеральной Ассамблеи штата Вирджиния от 5-го октября 1778 года (в бытность Патрика Генри губернатором) африканская работорговля на территории Вирджинии была объявленая незаконной. Это произошло за 10 лет до того, как Массачусеттс, и за 30 лет до того, как британский парламент совершили попытку прекратить гнусный промысел. Вирджинский закон назывался "Акт о предотвращении дальнейшего импорта рабов", и помимо задачи, заявленной в заголовке, оговаривал, что раб, ввезенный на территорию штата в нарушение акта, становился навсегда свободным.
Действия Вирджинии по запрету африканской работорговли - первые действия такого рода в цивилизованном мире. Самое интересное заключается в том, что Вирджиния пыталась запретить ее и гораздо раньше. Вышеупомянутый закон был принят уже после получения "Старым Доминионом" независимости от Британии. Но и в колониальные времена вирджинская Палата Граждан неоднократно принимала решения о прекращении импорта рабов - но каждый раз эти решения блокировались королевским губернатором. В месяцы, предщшествующие написанию Декларации Независимости, Томас Джефферсон, южанин из Вирджинии, заявлял, что одной из причин, по которым народ Вирджинии стремился к отделению от Британии, являлось намерение британского правительства продолжить практику ввоза рабов из Африки.
*****
В книге профессоров Фогеля и Энгермана Time On The Cross приведены такие цифры в отношении девяти с половиной миллионов африканцев, насильно перевезенных через Атлантику:
США и предшествующие им британские колонии - 6% Бразилия - 38% Британские и французские колонии в Карибском море, плюс испанские владения в Юж. Америке - 50% Датские, шведские и голландские колонии - 6%
*****
По моему глубокому убеждению, единственный цивилизованный путь к избавлению от рабства, позволяющий избежать и войны, и социальной катастрофы, - это постепенный, компенсированный и длительный по времени отход от системы рабовладения. Например, по "бразильскому варианту", который реализовывался в стране "донов педров" и рабынь изаур в течение более 15 лет:
1) Снятие законодательных запретов на обучение рабов грамоте; открытие субсидированных правительством вечерних и воскресных школ для рабов (по образцу элементарных ремесленных училищ);
2) Принятие закона, разрешающего рабу (или любому человеку от его лица) заплатить хозяину за свое освобождение. Размер выкупной суммы или соответствует размеру суммы покупки раба, или же устанавливается авторизованным оценщиком. Хозяин не имеет права отказать рабу в освобождении, если раб в состоянии заплатить всю сумму целиком;
3) Если раб (или его представитель) не может заплатить всю сумму целиком и сразу, то его хозяин обязан согласиться принять платеж разделенным на шесть долей. С этой целью хозяин предоставляет рабу один выходной день в неделю, в течение которого раб может работать на себя. Со взносом очередной доли рабу предоставляется новый дополнительный выходной день, и так - пока он не выкупит себя полностью.
4) Часть собранного налога на "живую" собственность переводится в специальный правительственный фонд, на средства которого правительством ежегодно выкупается то количество рабов, на которое хватает денег;
5) Принятие закона о том, что все дети, рожденные в семьях рабов после определенной даты, автоматически считаются свободными. Тем не менее, они обязаны работать на хозяев их матерей до достижения, допустим, 21-летнего возраста. В течение этого времени они - при поддержке государства - готовятся к свободной жизни.
"Рабство не надо убивать - оно умрет от старости".