Наш сайт посвящён изучению истории и культуры Северной Америки XIX века: Техасской революции и Республике Техас (1836-1845 гг.), Американо-Мексиканской войне (1846-1848 гг.), войне Севера и Юга США (1861-1865 гг.), периоду Реконструкции Юга (1865-1877 гг.), освоению Дикого Запада (период между 1865-1890 гг., в который происходило заселение западных территорий штатов: Северная и Южная Дакота, Монтана, Канзас, Вайоминг, Небраска и Техас), и другим событиям на Североамериканском континенте. Будем рады если вы поможете нам в сборе материала по этой интересной и увлекательной теме.
Американская революция: размышление о причинах (краткий очерк)
Американская революция 1775-1783 гг. (или освободительная война тринадцати британских колоний, или война за независимость), в ходе которой создано независимое государство - США, неизменно ставится одним из самых значимых событий в исторической науке США. В чём же её причины?
Никакое историческое событие не существует вне пространства и времени. По мнению исследователей, искать причины Американской революции следует во всём ходе предыдущей истории развития человеческого общества.
Можно отметить три чёткие линии изучения Американской революции:
- рассмотрение специфики именно этой революции во всей её полноте;
- сравнение Американской революции с другими революциями в мировой истории;
- изучение теории революции, для установления причин, процессов и изменений, произошедших в результате данного исторического периода.
До сих пор в среде историков, изучающих американскую революцию и войну за независимость, нет общего согласия ни в установлении причин, ни в терминологии, ни в определении итогов и значения данного события. Не исключено, что это происходит, потому что каждый историк, рассматривая революционные события в Америке, стремится сузить круг исследования и не охватывает событие в целом, распыляется на мелкие детали, в которых ищет какой-то новый смысл.
Нельзя искать причины изменения исторической обстановки и в чисто материалистических толкованиях вроде теории пассионарности. По Н. Гумилёву, на головы людям падают некие "космические лучи", которые стимулируют некую пассионарность, благодаря чему люди начинают вести себя активнее. А на практике всё происходит несколько иначе. Сперва одно племя съедает на своей территории всё, что можно, а потом, заинтересованное в новых пространствах для прокормления, это племя берётся за оружие и идёт завоёвывать территорию соседей, на которой пищи больше. Сперва люди приходят к выводу, что они сами, без власти метрополии "где-то за океаном" могут лучше решить, как им селиться и чем жить, а уж потом случается революция.
Если мы отбросим желание найти нечто особенное или новое, некую "изюминку", если не пойдём по пути некой неведомой космической "пассионарности" или материалистических идей "классовой борьбы", которая якобы всегда и везде неизбежна, то объяснить причины американской революции окажется достаточно просто.
Джон Адамс отмечал, что революция - это модернизация в обществе, качественное изменение. То есть то, что противоположно традиции и инерции. Однако, нельзя забывать, что инерция и традиция - это вовсе не нечто пассивное, что складывается само собой, просто потому, что "так было всегда". Необходимы огромные усилия в образовательном и воспитательном плане, обращённые от одного поколения к другому, для того, чтобы сохранить традиции предыдущих поколений. Традиция не сохраняется автоматически. Традициям нужно научить.
Если применить это к Америке, то можно заметить, что 1760-е года - это время, в которое Британская империя уже не может сохранять традиции даже сама в себе. Это происходит по нескольким причинам:
Первое: Англия живёт остаточными явлениями буржуазной революции, произошедшей сто лет назад и это держит её саму на грани постоянных устремлений к изменениям.
Второе: в Англии назревают предпосылки промышленной революции. Буржуазия готова изменить старые традиции, так как можно вести речь о том, чтобы сохранить их на другом континенте?
Третье: Англия - огромная колониальная империя и это тоже накладывает свой отпечаток. Слишком за многими нужно уследить, чтобы сохранить своё имперское влияние. Где уж тут думать о передаче традиций ещё кому-то, в частности, Америке.
Помимо этого, Америка - это континент, который заселяют не только англичане. Здесь масса эмигрантов из других стран. Средний возраст эмигрантов - достаточно молодой, то есть, это люди в период своего социального становления. Для большинства Англия - это не эталон и не идеал. Зачем им английские традиции?
Ещё одна причина: Британская империя, в стремлении сохранить своё влияние, ужесточает законы, пытается приостановить заселение американского континента. Ведь чем больше территория - тем сложнее её контролировать. Разумеется, колонистов это не устраивает. Перед ними - огромная территория американского континента, которую они могут освоить и они не желают оставаться в узких границах колонии.
Если исходить из теории научных революций Томаса Куна, то можно подойти к рассмотрению американской революции следующим образом: в формирующемся обществе будущих США назрели предпосылки к качественному скачку. С одной стороны - колониальные власти, которые озабочены сохранением интересов метрополии, а с другой - новое население Америки, которое прекрасно может справиться со своим внутренним управлением само и кроме того, не имеет связи с традиционными устоями английского общества. Иными словами, будущая огромная страна готова сама решать свои проблемы и вполне может не зависеть от "хозяина" за океаном.
Использованные источники:
The American Republic: Primary Sources, ed. Bruce Frohnen (Indianapolis: Liberty Fund, 2002).
The American Revolution. Explorations in the History of American Radicalism / Ed. by A. F. Young. DeKalb, 1976.
Kuhn T.S. The Structure of Scientific Revolutions. Chicago, 1962.